Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 18:37, курс лекций
· Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»
· Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем
· Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления
· Лекция 4. Системный подход к исследованию систем управления
· Лекция 5. Общая теория систем
· Лекция 6. Основы и принципы системотехники
· Лекция 7. Моделирование как подход к исследованию систем управления
· Лекция 8. Диалектический подход к исследованию
· Лекция 9. Приемы научного исследования
· Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании
· Лекция 11. Внешняя среда организации
· Лекция 12. Внутренняя среда организации
· Лекция 13. Классификация как метод исследования
· Лекция 14. Методы исследования
· Лекция 15. Метод «мозговой атаки»
· Лекция 16. Метод экспертных оценок
· Лекция 17. Бизнес-план исследования
· Лекция 18. Синектика как метод исследования систем управления
· Лекция 19. Метод «Дельфи»
· Лекция 20. Метод «сценариев»
· Лекция 21. Метод SWOT-анализа
· Лекция 22. Метод «дерева целей»
· Лекция 23. Эксперимент как частный метод исследования
· Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
· Лекция 25. Опрос как частный метод исследования
· Лекция 26. Анкетирование как письменная форма опроса
· Лекция 27. Интервью как устная форма опроса
· Лекция 28. Метод анализа документов
· Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией
• частные – затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;
• локальные – принимаются в отношении отдельного элемента системы управления.
Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.
Цель – это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти.
Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция – совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.
Решение – план устранения проблемы.
Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:
• подготовки
управленческого решения,
• из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;
• сбора и обработки информации по данной проблеме;
• анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;
• принятия решения,заключающегося:
• в разработке возможных решений;
• их оценке;
• определении направлений действий;
• определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;
• выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;
• реализации решений, в ходе которой:
• принятое решение доводится до исполнителей;
• производится контроль по ходу его исполнения;
• вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.
После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.
Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:
• проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;
• проблема
устранена частично, но также не
наблюдается отрицательных
• проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;
• проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.
Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:
• концептуальном, на котором происходит:
• оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);
• разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;
• определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;
• операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:
• строится модель операции;
• определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);
• составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;
• элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:
• подбираются исполнители поставленных задач:
• выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;
• планируются иные детали.