Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
Информационные программы. При необходимости менеджеры обеспечивают
себя информацией сами. По их поручению ассистенты или референты регулярно отслеживают информацию из различных источников (специальные журналы по соответствующим проблемам, посещения дискуссий, выставок и т.п.) и информируют своё руководство.
Полуформальные программы. По требованию специалистов, вовлечённых в процесс информатизации, проводятся определённые курсы, посещение которых, однако, является добровольным. При этом идёт речь, например, о выставках, видеопредставлениях, докладах или кратких семинарах с последующими дискуссиями участников и тому подобных мероприятиях.
Формальные программы. Как правило, эти программы реализуются форме
непродолжительных семинаров, которые проводятся обычно за пределами фирмы. Эффект, предположительно, позволяет возместить затраты.
Программу обучения можно считать успешной, если при её проведении как
эксперты извне, так и специалисты фирмы получают возможность выступить.
Никакие технические детали при этом не обсуждаются, в фокусе находятся
возникающие при информатизации воздействия и их последствия, то есть прежде всего практические приложения, особенности применения технологий и польза (или потери) от них.
Менеджеры среднего уровня должны учиться руководить в условиях
изменяющегося окружения, то есть также должны учиться оценивать риск и
использовать шансы. Особенно это касается мотивации сотрудников в деле
внедрения новых достижений: их нужно тактично и ненавязчиво подготовить к
необходимости применения ими новых ИС, которые им надлежит изучить и освоить. Менеджеры среднего уровня несут ответственность за успешное внедрение новых ИТ, особенно с тех пор, как распределённые системы стали проникать всё более и боле глубоко в структуру ИС и предприятия в целом.
Использование компьютера в роли тренажёра даёт значительный эффект.
При этом достигаются следующие преимущества в процессе обучения: каждый обучающийся работает в индивидуальном темпе и в любое время; он может обучаться на своём рабочем месте, повышать квалификацию непосредственно в вопросах применения именно его ИТ. Самое главное, что в этом процессе не всегда требуются дорогостоящие услуги учителя-наставника. При этом методе в ПК объединяются как представление и выбор учебного материала, так и управление процессом обучения с тестовыми задачами. Этот метод не ограничивается компьютером как единственной средой для
реализации технологии обучения. Наиболее эффективные современные
интегрированные (так называемые мультимедиа-средства) обучающие системы включают, кроме компьютеров, также аудио- и видеоустройства, проекторы и т.д., которые позволяют в соответствующем месте дать дополнительную информацию и сделать её видимой или слышимой. [16]
Подводя итоги, можно подчеркнуть, что обучение и тренинг персонала –
две важные составляющие успеха новой технологии на предприятии. Вероятно,
они существенно дополняют чистые технологические возможности. Даже
технически (и технологически) вполне удачная система обречена на провал,
если люди не пользуются ею. Кроме того, поскольку ИС по замыслу должна
становиться ядром предприятия или организации, её успех или провал среди персонала становятся успехом или провалом всего дела.
Таким образом, менеджмент имеет целью не просто обеспечить работу
производства, а повысить его эффективность, прибыль. Специалисты полагают,
что менеджмент
как способ управления является наиболее
адекватным рыночной экономике.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, Нерентабельность многих информационных продуктов ставит под сомнение целесообразность затрат на их создание.
В связи с этим необходим постоянный контроль над состоянием и
использованием всех элементов информационных ресурсов: на всех стадиях
необходимо обеспечить и достижение целей, поставленных перед ресурсами, и
планомерное и целенаправленное их развитие в структуре основной
деятельности предприятия или учреждения. Всё это в совокупности и
представляет
собой суть проблемы менеджмента
применительно к информационным
ресурсам. Также можно сделать вывод
о том, что тема изучена не
достаточно глубоко. Проанализировав
достаточное количество материалов
по данной проблематике, мы отметили,
что есть ещё аспекты, требующие
детального изучения. К ним можно отнести
особенности управления сетевыми ресурсами,
а также формирование и обеспечение
комплексной защищённости информационных
ресурсов.
1. Бакут, П.А. Информационные ресурсы – вопросы теории и практики // ИРР. – 1999. - № 3.
2. Введение в информационный бизнес/Под ред. В.П. Тихомирова и А.В. Хорошилова. – М.: Финансы и статистика, 1996.
3. Веселова, Е.Н. Экономическая реальность и бизнес-информация // НТБ. – 1998. - № 3.
4. Егоршин, А.П. Управление персоналом. – 1999.
5. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. – СПб.: Союз, 1997.
6. Информатика: Учебник. – 3-е перераб. изд. / Под ред. проф. Н.В.
Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Концепция управления деятельностью по формированию, использованию, ведению и защите государственных информационных ресурсов // ИРР. – 1999. - № 1.
8. Короп, Е. Разговор о понятиях // Известия. – 2001. – 19 января.
9. Костров, А.В. Введение в информационный менеджмент. – 1996.
10. Костров, А.В. Динамика мирового рынка средств информатизации. – 1998.
11. Костров, А.В. Системный анализ и принятие решений. – 1995.
12. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцова, А.В.
Игнатьевой. – М.: Юнити, 1998.
13. Мильнер, Б.З. Теория организаций. – М.: Инфра-М, 1998.
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»