Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций
Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.
Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью
- установление временных границ;
- определение критериев достижения целей;
- контроль выполнения цели.
- Способность квалифицированно решать управленческие задачи. Она достигается с помощью определённых методов.
1. Систематизированный подход к решению проблемы. Проблема решается постепенно, поэтапно, шаг за шагом. Технология процесса решения включает:
. Настройку (руководитель изучает, осмысливает);
. Определение целей;
. Определение критериев успеха;
. Информационное обеспечение
. Планирование действий;
. Действия и анализ его
2. Подбор методов,
соответствующих проблеме
1) Рутинный – объединяет проблемы известные, типичные, которые уже имеют определённое решение. Задача руководителя в том, чтобы, поняв суть проблемы, дать исполнителям команду и взять на себя ответственность за данное решение.
2) Селективный – объединяет проблемы известные, типичные, но в отношении этих проблем существует не одно, а несколько возможных вариантов действий. Задача руководителя: выбор наиболее адекватного варианта.
3) Адаптационный – объединяет известные проблемы, но требующие от руководителя нового решения.
4) Инновационный – проблемы
- Способность оказывать влияние на людей состоит из определённых
компонентов:
. Зависит от личной оценки самого себя;
. От того, как руководитель выглядит, подаёт себя;
. Осанка;
. Поведение;
. Улучшение личных отношений, то есть руководитель должен знать своих сотрудников и демонстрировать свои знания.
1. Метод Сократа
Строится на умении таким образом построить беседу, чтобы оппонент
согласился с каждым доводом на любом этапе диалога. Ориентирован на то,
чтобы успокоить оппонента и, ослабив его волю, получить желаемый результат.
2. Метод трёх раундов.
- Излагается суть проблемы с доводами и аргументами, при том используется метод Сократа.
- Руководитель обозначает ряд возможных вариантов решения данной
проблемы, причём желаемый вариант должен быть представлен в выгодном свете.
- При согласии собеседника с вариантом руководителя, необходимо
согласиться с ним.
3. Метод Штирлица.
Человек приводит свою идею вышестоящему руководителю или коллективу,
при этом он добровольно отказывается от авторства, закрепляя его за вышестоящим начальством.
4.Имя собственное.
Руководитель
хорошо знает своих
5. Метод лягушки в сметане.
Руководитель должен помнить, что не существует безвыходных ситуаций,он обязан бороться за идею до конца.
6. Проявление интереса к людям.
Руководитель должен иметь представление о наиболее значимых событиях в
жизни подчинённых.
7. Умение слушать.
8. Метод возложения руководителем на себя ответственности за результаты деятельности фирмы.
Управленческая деятельность предполагает, что руководитель приводит
сотрудника к необходимости выполнения, то есть метод приказывания, но он
может быть использован по-разному:
. Туманные приказы;
. Основанные на страхе (угрозы);
. Просьба (если между
. Подкуп (предложение подчинённому какой-либо выгоды);
. Требование (предложение руководителя строится по правилам обычной субординации);
. Чёткие указания (категоричность формулировок, почти приказ).
Важно правильно реализовать мотивационную функцию в управленческой деятельности.
В основу любой деятельности должен быть положен мотив, чтобы она стала эффективной.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Задача руководителя – через мотивы индивидуальные вывести на потребности производственные.
Различают мотивы: внутренние и внешние. Знание мотивов подчинённых обязательно, так как мотив определяет поведение человека в организации, поэтому мотив оказывает воздействие на результаты работы организации в целом.
Совокупность мотивов личности называется мотивационной структурой. Она имеет определённые характеристики:
1. индивидуальный характер;
2. относительная стабильность;
3. полифакторная
На мотивационную структуру оказывает влияние множество факторов.
Мотив включается
под действие определённых
Процесс использования стимулов для мотивирования сотрудников в
организации называется стимулированием. В основе стимулирования должен
лежать принцип.
1 Принцип – доступности;
2 Принцип – ощутимости;
3 Принцип – постепенности (не рекомендуется в отношении сотрудника сразу назначать высокие стимулы);
4 Принцип – минимизации разрыва между результатом труда и его оплаты;
5 Принцип – сочетание моральных и материальных стимулов и антистимулов. В качестве антистимулов могут выступать штрафы, страх (например, потерять работу).
Чтобы мотивационная деятельность была более эффективной, целесообразно использовать наработки, предлагаемые научными исследователями:
. руководитель должен учитывать, что поощрение гораздо конструктивнее критики;
.
поощрение должно быть
. людям нравятся победы, поэтому надо чаще давать возможность чувствовать себя победителями;
. руководитель должен помнить, что одним из важнейших мотиваторов выступает постоянное внимание к сотруднику и членам его семьи;
. руководитель должен давать возможность и самостоятельно сотрудникам контролировать ситуацию;
. в коллективе должна формироваться ситуация разумной внутренней конкуренции.
Мотивация представляет собой процесс, следовательно, она включает определённый этапы:
1) Определение потребностей (Потребность – Желание – Интерес - Мотив);
2) Определение путей и способов реализации потребности;
3) Определение целей действия и порядка её достижения;
4) Выполнение действия;
5) Получение вознаграждения за осуществлённые действия;
6) Устранение потребностей.
Значение
мотивов сотрудников имеет
так как от умелого их использования зависит конечный результат. [17]
Для обеспечения успешного существования в условиях прогрессивного
усложнения внешней среды, возрастания темпов её изменения и ужесточения
конкуренции требуется не только привлечение всех имеющихся, но и выявление
скрытых ресурсов. Из всех организационных ресурсов именно человеческий
ресурс открыл наибольшие возможности для повышения эффективности
функционирования организации. В связи с этим произошли и происходят
значительные изменения во взглядах на персонал, на методы работы с ним, на управление персоналом вообще.
Особое внимание следует уделять новым поколениям работников и их
потенциалу. Выявление структуры затрат, или издержек, связанных с
формированием рабочей силы предприятия и поддержанием её квалификации на необходимом уровне, позволило целенаправленно создавать этот вид ресурса и управлять им.
На всех этапах работы с персоналом имеют место определённые издержки.
Отбор персонала для приёма на работу, адаптация его на рабочем месте,
расстановка и использование кадров, удержание работников в организации,
управление уровнем текучести кадров, система оценки и вознаграждения – всё
это связано с расходами, которые прямо или косвенно влияют на стоимость
работника для организации. Варьируя кадровую политику, можно получать более высокую эффективность и от использования кадров в организации как одного из видов её ресурсов. При анализе человеческих ресурсов обычно используют понятия первоначальных и восстановительных издержек.
Первоначальные издержки включают затраты на поиск, приобретение и
первоначальное обучение работников. Нужно иметь в виду, то издержки набора
и отбора должны включать все затраты, произведённые на эту деятельность. Восстановительные издержки – это затраты, которые нужно произвести в
настоящее время, чтобы заменить одного работника на другого, способного
выполнить те же функции на данном рабочем месте. Они включают издержки
приобретения нового специалиста и в любом случае – издержки, связанные с обучением работника на новом для него рабочем месте.
При уходе работника организация теряет его свойства и возможности во
всей их совокупности, то есть и то, что именно этот работник мог бы сделать
в организации на других местах. Следует отметить, что представления о ценности кадрового ресурса организации всё более расширяются и укрепляются. По тому, сколько средств затрачивается на работу с персоналом и на что они конкретно расходуются, можно хотя и косвенно, но весьма уверенно оценивать состояние дел в организации в настоящий момент.
Мероприятия
по обучению и повышению
должно охватывать на предприятии высший и средний уровень менеджеров, а
также потребителей услуг ИС. Обучение топ-менеджеров прежде всего
преследует цель создания основы для принятия руководством фирмы оптимальных управленческих решений с учётом всех доступных организационных и информационно-технологических альтернатив. Можно рекомендовать следующие разновидности программ обучения для топ-менеджеров.
Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»