Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:24, курс лекций

Описание работы

Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.
Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг
§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг
§1.2.Классификации информационных товаров и услуг
§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности
Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг
§2.1.Этапы развития мирового рынка информации
§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации
§2.2.1. Ресурсы международной статистики
§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете
§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты
§2.4.1.Системы поддержки принятия решений
§2.4.3. Искусственный интеллект
§2.4.4. Экспертные системы
§2.4.5. Географические информационные системы
Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг
§3.1. Базы данных деловой информации
§3.1.1.Биржевая и финансовая информация
§3.1.2.Статистическая информация
§3.1.3. Коммерческая информация
§3.2. Научно-техническая и специальная информация
§3.2.1. Справочно-правовая информация
§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы
§3.2.3.Система научно-технической информации
Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг
§4.1. Государственное управление информационными ресурсами
§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии
§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов
§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий
§4.4.1.Задачи поиска
§4.4.2.Задача пространственного сегментирования
§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования
§4.4.4.Количественная оценка спроса
§4.4.5.Задача геокодирования
§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных
§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов
§4.4.8.Задача размещения
§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов
§4.4.10.Операции с недвижимостью

Работа содержит 1 файл

kopnina.doc

— 914.00 Кб (Скачать)

            . Доведение сообщения до заинтересованных  лиц гарантировано;

            .  Распространение  информации  в  виде  слухов  построено   по  принципу обратной  связи.  Поэтому  руководители  имеют  возможность   получить сведения  о реакции коллектива  на  осуществляемые   ими   действия. Следовательно, руководители могут внести коррективы. Благодаря этому, руководители зачастую намеренно вводят  в  коллектив  интересующие  их сведения.

Опыт  зарубежных  специалистов  показывает,  что  при  создании   СЛУВИ

возможны определённые проблемы. Эти проблемы носят типичный характер.

          . Различные службы, составляющие  СЛУВИ,  находятся на  разном  уровне: организационном и техническом.

    . Каждая из  систем СЛУВИ  успешно  развивается   и  функционирует  в  том случае, если она постоянно взаимодействует с внешней  инфраструктурой.   Уровень развития  элементов инфраструктуры  не  всегда  соответствует предъявляемым организации требованиям.

            . Отсутствие строго разработанной  теории управления ИР приводит к  тому, что o  Руководители  организации не  всегда  адекватно понимают   значение  информационной деятельности в целом и обеспечивающих её служб. o Препятствие тому,  чтобы  можно  было  сопоставить  результаты  работы системы ИО фирмы в целом и отдельных подразделений этой системы.

. Ключевым моментом  всей СЛУВИ является обеспечение   свободы  доступа  к

информации.  То  есть  это   возможность   использования   информации,  находящейся в распоряжении одного подразделения  сотрудниками  другог подразделения.

=Сотрудники  каждого  подразделения,  выявляя  информацию,  затрачивают определённые силы и средства.

= Нужно учитывать, что руководителя не очень охотно раскрывают источникиполучения  информации,  а  свобода  доступа  предполагает   и   знание источников.  Руководители  подразделений в   этом   случае   лишаются заинтересованности в том, чтобы поддерживать свои источники в  рабочем состоянии.

 =Нарушение   сложившейся   практики   получения   информации    через

дополнительные  источники может привести к тому, что руководство  фирмы лишится возможности получать объективную информацию.

 По мнению  современных специалистов, избегать  перечисленных проблем или

уменьшить их влияние  можно в том случае, если СЛУВИ  будет  создаваться  при участии всех руководителей организации и при их взаимном согласии. [16]

Переходя  к  рассмотрению  технологий   информационной   деятельности, определим, что же такое технология.

  Технология – это совокупность производственных процессов  и  операций, обеспечивающих нормальное функционирование объектов управления. При   организации   сбора   и   регистрации   данных    по    принципу

последовательных  решений могут использоваться различные виды  информационных технологий:

          1. Сбор и регистрация данных непосредственно в процессе  производства  в форме единоличного документа и использование центрального  ЭВМ для агрегирования данных;

           2.  получение  сводного   документа,   использование   машино считывающего носителя информации, обработку данных на ПК.

Технология информационной деятельности  предполагает  использование  и создание различных видов записей, пакетов прикладных программ и т.д.

        1. Создание системы записей цифровой  и текстовой информации.  Ведётся  на основе специальных программ. Они направлены  на  то,  чтобы  облегчить доступ и использование информации. К важнейшим видам записей относится технологическая документация, научная  документация,  данные  учёта  и финансовой отчётности, тексты контрактов и различных договоров, тексты годовых фирменных отчётов, данные для разработки планов  и  показатели самих  планов.  Записи  фиксируют  первичные  данные.  Обычно   записи первичных данных делят на две группы:

            . Стратегические отчётные  показатели,  а  также текстовая информация, которая характеризует текущее состояние фирмы и перспективы   её  развития;

            . Предложения и рекомендации  по  вопросам  совершенствования   управления фирмой в целом и по отдельным направлениям. Эти данные составляются на информации первой группы.

           2.  Использование  форм  в   качестве  носителей  информации.  Необходимая индексация  заносится  на  определённые  формы,  которые  выступают  в качестве носителей этой информации. Формы могут содержать информацию офирме в целом и  по  отдельным  направлениям,  подразделениям.  Каждая форма имеет свой  перечень  статистической  информации  и   перечень фактологической  информации.  В  форме  обозначаются  те   показатели, которые  нужно  будет выявить.  Представляемый  в   формах   материал позволяет произвести анализ состояния фирмы.  Существуют  разные  виды бланков: формы для хранения информации, формы для регистрации  данных, формы статистической и финансовой отчётности, формы обследований.

 Заполненные  формы хранятся в памяти ЭВМ.  В  крупных  фирмах,  которые

используют различные  виды бланков, форм,  создаются  специальные  программы. Некоторые организации имеют собственные центры автоматизированной  обработки текстовой информации. Здесь как создание,  так и распечатка  новых форм. Потребности управленческого персонала постоянно меняются, поэтому  время  от времени формы нужно совершенствовать.

       3.  Формирование   БД.   Информационные   БД   включают   весь   комплекс статистических показателей, которые характеризуют деятельность фирмы и её подразделений. Но они  включают  и  фактологический  материал.  При создании БД должен быть решён ряд вопросов:

        . Система хранения и обновления  данных;

        . Вопрос об основной увязке  данных;

        . Вопрос о возможности проведения сравнения хранения в БД.

 Это имеет  важное значение при объединении  первичных данных в файлы. БД

должны обновляться, так как руководители являются  основными  потребителями. Создание БД –  резкое  ускорение  процесса  получения  информации  из  круга достоверных данных. Поэтому руководители имеют возможность повысить  степень объективности.

           4.  Создание  пакетов прикладных  программ.  Квалифицированное принятие  управленческого решения   базируется   на   оперативной,   полной   и

достоверной  информации.   Использование   автоматизированной   ИС   –

 необходимое   условие.  Создание  автоматизированной  ИС  –   изменение методов  и принципов работы:

           1. Принцип новых задач.  Перекладывает   на  компьютерную  технику  приём управления. Их нужно перестраивать в соответствии  с  возможностями  и приёмами техники.

           2. Принцип системного подхода.  Цели  и  критерии  деятельности  фирмы,  а также системы её ИО  должны  рассматриваться совместно и составлять единую структуру. Создание АИС должно осуществляться  параллельно с изменениями  структуры  органов   управления,   принятых   должностных инструкций.

           3. Принцип непрерывного подхода.

           4.   Принцип   автоматизации   документооборота.   При    создании   АИС предполагается, что обмен информацией будет между управлениями, ЭВМ  и сотрудниками.

           5. Принцип единой информационной  базы. В АИС информация  накапливается   и обновляется не отдельными частями, а в виде единого целого.  Это  даёт возможность  решать  задачи  в  комплексе  и  устранить  неоправданные дублирования информации и возможность разночтения.

 Вышеперечисленные  факторы активизируют процесс  дальнейшего  внедрения, развития и использования современных автоматизированных технологий, а  также способствует   повышению   эффективности    удовлетворения    информационных запросов.  

                    3. Менеджер как субъект управленческой деятельности 

Менеджер –  это член организации, который  осуществляет  управленческие функции и решает управленческие задачи. [6]

Менеджеры –  ключевые фигуры организации, хотя они  выполняют  различные

управленческие  функции, решают различные управленческие  задачи.  Независимо от  своего  места  в  организации,  объёма  работы,   менеджер   обязательно выступает в трёх ключевых ролях:

. роль по  принятию решения. На менеджера  возлагается роль не  просто  по принятию решения, но  он  должен  взять  на  себя  ответственность  за

 принятое  решение;

            .  информационная  роль.  Менеджер  активно  задействован   в   процессе

              информационного обмена. Менеджер куммулирует ту внешнюю и внутреннюю

              информацию для  принятия  решения,  с  другой  стороны  он  организует

              распространение  новой  информации  в  рамках  коллектива  и за   его пределами.

            .  роль  руководителя.   Менеджер   формирует   отношения   как внутри организации,  так и за   её   пределами.   Также   он   осуществляет

мотивационную деятельность.

Менеджер предполагает  наличие  особого  мировоззрения.  Основу  этого мировоззрения составляет совокупность терминальных ценностей.

Терминальные  ценности  –  это  ключевые  позиции,  которые  формируют сущность управленческой деятельности. К ним относятся,  например,  способность и настрой руководителя  к раскрепощению    потенциала    сотрудников.     Способность     руководителя совершенствовать   способы   и   условия   производительной    деятельности. Способность  к  совершенствованию  отношений   в   количестве.   Способность повышать производительную культуру подчинённых.

 Терминальные ценности   реализуются   через   определённые   способы, возможности, которые называются инструментальными ценностями.

Инструментальные  ценности  – 

1)  ценности,   которые   характеризуют отношение руководителя к подчинённому:

         -способность влиять на людей;

         - навыки эффективного руководства;

         - способность обучать;

          - умение делегировать полномочия.

2)  это   ценности,  которые  характеризуют   состояние  самой  личности

        руководителя:

         - способность к творчеству;

         -умение прояснять личные ценности;

          - способность определять цели.

Терминальные   ценности   и   инструментальные   ценности   определяют поведенческую стратегию руководителя.

 Основные характеристики современного руководителя:

          - Современный руководитель должен иметь определённые личные ценности.

         -Личные  ценности  –  собственная  позиция  руководителя  по  вопросам, имеющие принципиальное значение для производства. К ним  относятся  возраст, пол, образование, риск, работа, отношение к  закону  и  ряд  других.  Личные ценности предопределяют содержание и направленность решений руководителя.

Ценности формируются  в  течение  всей  жизни  человека,  хотя  особое

значение имеют  также такие  этапы,  как  детство,  юность.  Личные  ценности

имеют способность  изменяться. Для того, чтобы решения  были аргументированы, руководитель время  от  времени  должен  прояснять  свои  ценности.  Позиция руководителя может не совпадать с социально значимой.

      - Руководитель должен уметь определять цели. Цели  придают деятельности определённую  направленность  и   предусматривают   условия   для   их реализации. Процесс постановки цели включает в себя ряд стадий:

               - определение потребностей;

               - определение возможностей;

               - выбор целей;

               - формулировка (определение) целей;

 Для достижения  цели важно знать временной рубеж:

Информация о работе Лекции по «Практический менеджмент информационных товаров и услуг»