Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Работа содержит 1 файл

Таймменджмент.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

Ответственность  представляет   собой   обязательство  выполнять  имеющие  задачи  и  отвечать  за  их  удовлетворительное  разрешение. Под  обязательством  мы  понимаем  то,  что  от  индивида ожидается выполнения  конкретных  рабочих требований,  когда он  занимает  определенную  должность в организации.  Фактически,  индивид   заключает контракт  с организацией  на  выполнение  задач данной  должности в обмен на   получение определенного  вознаграждения. Ответственность  означает,  что  работник  отвечает  за  результаты  выполнения  задачи  перед  тем,  кто  передает  ему  полномочия.  Например,  при  оформлении  на  работу  в  качестве   рабочего  на  линию  сборки   телевизоров поступающему  назначается   (делегируется)  задача  монтажа печатных  плат в телевизорах.  Принимая  эту   работу  и вознаграждение  за нее,  рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее   способом,  удовлетворительным  для предприятия. Беря  на  себе  эту  ответственность,   рабочий  должны  разобрать  и  заново  собрать  телевизор  в  случае  своей   ошибки.  Поскольку  рабочий  считается  ответственным   за   точное  исполнение  задачи,  начальник  имеет  право  требовать  объяснений  или  исправления плохо сделанной работы. Важно осознать,  что делегирование   реализуется только  в случае  принятия  полномочий,  и собственно   ответственность не  может быть  делегирована.  Руководитель  не  может размывать ответственность,  передавая  ее  подчиненному.  Например,  хирург  делегирует  некоторые  процедуры  медсестрам,  но  ответственность  за  состояние  больного, или  за  исход  операций  несет  сам.  Или  например: если  торговый  агент  не  выполнит  своих  плановых  заданий за  год и в результате  отдел сбыта тоже  не  выполнит  свой  план,  руководитель  отдела  сбыта,  а не  торговый  агент должен  держать ответ перед коммерческим  директорам.                                Объем ответственности - вот одна  из причин  высоких складов у менеджеров,  особенно  руководящих крупными  корпорациями.                        

Полномочия  -  ограниченное  право  использовать  ресурсы  организации   и   направлять  усилия  некоторых  ее  сотрудников  на  выполнение  определенных  задач. Полномочия  делегируются  должности,  а  не  индивиду. Когда  индивид  меняет  работу,  он  теряет  полномочия  старой  должности  и  получает  полномочия  новой.

Согласно  классической  концепции  полномочия  передаются  от  высших  к  низшим  уровням  организации.  Например: рабочие  получают  свои  полномочия  от  руководства  низшего  звена (мастер,  бригадир). Те  в  свою  очередь  от  руководства  среднего  и  высшего  звена.  Президент  получает  свои  полномочия  от  совета  директоров.  Если  проследить  дальше,  совет  директоров  получает  полномочия  от  акционеров, обладающие  своими  полномочиями,  предоставленными  институтом  частной  собственности  в  соответствии  с  конституцией  и  законами  страны.                                                    

Классическая  концепция  организациях  полномочий:

 

Конституция  и  законы 



Институт частной  собственности


 

 

Акционеры

Совет   директоров


 

Президент


 

Руководитель высшего  звена


 

Руководитель среднего  звена


 

Руководитель низшего  звена


 

Рабочие


 Пределы  полномочия.  Согласно  нашему  определению   полномочия  являются  ограниченным  правом  использовать  ресурсы   и  командовать  людьми.  Внутри  организации  эти   пределы   определяются  политикой,  процедурами,  правилами,  должностными  инструкциями,  изложенными  в  письменном  виде,  или  передаются  подчиненному  устно.  Лица,  выходящие  за  эти   пределы,  превышают  свои  полномочия  даже,  когда  это  необходимо  для  выполнения  делегированных  задач.  В общем случае,  пределы   полномочий  расширяются в направлении более высоких уровней управления  организации.  Но  даже  полномочия  высшего руководства ограничены.  Однако  ограничения,  налагаемые  на  полномочия,  часто широко  нарушаются  на  практике. Чтобы  лучше  понять  это,  нужно  знать  разницу  между  понятиями  полномочия  и   власть.  Полномочия  и  власть  часто  путают  друг  с  другом.  Полномочия  определяется  как  делегированное, ограниченное,  присущее  данной  должности  право использовать  ресурсы организации.  В отличии от  этого,  власть  представляет  собой реальную  способность действовать или возможность влиять  на  ситуацию. Можно иметь власть,  не  имея  полномочий.  Способы   использования   власти  могут  оказывать  положительное  или  отрицательное  воздействие  на  организацию.  Позднее  мы  увидим,  что  лидерство  сильно  зависит  от  власти  и  люди  часто используют власть, чтобы  добиваться  целей  организации.                                       

Линейные  и  аппаратные (штабные) полномочия. Существует 2  типа  полномочий: линейные  и аппаратные (штабные).                                      

Линейные  полномочия  -   это  полномочия,  которые  передаются  непосредственно  от   начальника  к подчиненному  и далее к другим  подчиненным.  Делегирование линейных  полномочий  создает иерархию  уровней управления или цепь  команд: 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы  административного  аппарата. Согласно  историкам  впервые  понятие  штаба  было применено в армиях  А.Македонского.  Трудно  офицеру в пылу  сражения  эффективно  командовать своими  людьми  и одновременно   разрабатывать стратегические  планы.  Поэтому были  созданы штабы. В течение многих  лет использование штабного  аппарата  в  современных  организациях  было  относительно  ограниченным.  Но  когда  стала  стремительно  развивается  технология  и  внешняя  среда  бизнеса  стала  более  изменчивой  и  сложной,  многим  организациям  потребовалось  большое  число  разнообразных  и  квалифицированных   кадров.  Концепция  штаба  была  расширена  и  модифицирована, чтобы удовлетворить нужды организаций. В  результате  сегодня  существует  множество  типов  административных  аппаратов (штабов)  и  вариантов  штабных  полномочий.  Мы  выделим  3  типа:  консультативный,  обслуживающий  и  личный.  Но  нужно  помнить,  что  на  практике  редко  может  провести  резкую  границу  между  этими  типами. Консультативный  аппарат:  Когда линейное  руководство сталкивается  с какой-либо проблемой, требующей специальной квалификации, оно может пригласить  соответствующих специалистов  и таким образом сформировать  консультативный аппарат.  Основная  функция:  консультирование.   Например:  в области права,   новейшей  технологии,  обучения  и  т.д. Обслуживающий  аппарат:  Примером  обслуживающего  аппарата   является   отдел кадров,  который ведет личные  дела  сотрудников,  находит кандидатов   на  работу  и т.д.  К другим  областям,   где используется  обслуживающий персонал,   относится  связи  с  общественностью,  маркетинговые  исследования,  финансирование,  планирование,  МТС  и  т.д.   Данные  функциональные  подразделения  предоставляют  руководству  информацию,  необходимую   для  принятия    эффективных  решений. Личный  аппарат   -   это разновидность обслуживающего  аппарата,   когда руководитель  нанимает  секретаря или помощника.  В   обязанности   личного аппарата  входит  исполнение  того,  что требует руководитель.  Хотя  личный  аппарат не  имеет  формальных  полномочий,  его  члены  могут  обладать  большой властью. Теперь  мы  рассмотрим  основные  виды  штабных  полномочий.                                                 Рекомендательные  полномочия:  Полномочия  административного   аппарата,   были  вначале ограничены  консультациями  линейному руководству,  когда последние обращались  за  советом.  Когда аппаратные   полномочия  сводятся  к рекомендательным  полномочиям,  предполагается,   что линейное  руководство будет обращаться  за  консультациями    к    консультативному   аппарату,  когда потребуется его знания.  Но  линейные  руководители  не  обязаны так поступать.  Они могут,  по  своему  выбору,  решить  проблему,  даже  не  ставя аппарат в известность.

Обязательное  согласование:  Поскольку аппарат может испытывать  трудности в общении с линейным  руководством,  фирма иногда  расширяет полномочия  аппарата   до  обязательных  согласований   с ним   каких-либо  решений.  Когда согласования  обязательны,  линейное  руководство должно  обсудить  соответствующих ситуации  со  штабным аппаратом,  прежде  чем   предпринять действия  или представить предложения высшему руководству.  Однако   линейные  руководители  не  обязаны   на  самом деле  следовать  рекомендациям  аппарата (Например:  маркетинговое  исследование  рынка)                                                                           Параллельные  полномочия:  Высшее   руководство может расширить объем   полномочий  аппарата,  давая ему  право  отклонять  решения   линейного   руководства.   Целью  параллельных  полномочий  является  установление  системы   контроля  для  уравновешивания  власти  и  предотвращения  грубых  ошибок  (широко  используется  в   правительственных  организациях.  Например:  как  верхняя  палата,   так   и  нижняя  палата   парламента   должны  одобрить   один  и  тот  же  закон). Функциональные  полномочия:  Аппарат,  обладающий  функциональными полномочиями,   может как   предложить,  так и запретить какие-то  действия   в   области  своей  компетенции.  Функциональные  полномочия    широко  распространены,  так  как   комплексные   современные  организации   часто   требуют   высокой   степени   единообразия  в  таких  областях,  как  методы  бухгалтерского учета, трудовое  отношение  и  контроль  занятости.  Если   бы  каждое  решение   аппарата  в  таких  важных  областях   проходило   через   всю  линейную  иерархию  крупных  организаций,  слишком  много   времени  тратилась  бы   напрасно. Эффективная  организация  распределения  полномочий. Организация взаимоотношений между линейными и   штабными  полномочиями. Во  время  организации  такого  рода  взаимоотношений  руководство  должно  решить:  линейным  или  аппаратным  будет  данный  вид  деятельности.  Это  решение  должно  основываться  на  определении  того,  насколько  фундаментальным  и  непосредственным  будет  вклад  этого  вида  деятельности  в  достижение  общих  целей.  Однако  рассматривать  аппаратно  -  штабную  деятельность  как  несущественную  для  достижения  целей  недопустимо.  Все  виды  деятельности   должны  облегчать  достижение  целей. Линейная  деятельность   в  настоящем  смысле  слова  -  это  та  деятельность,  которая  непосредственно  связана  с  созданием, финансированием  и  сбытом  товаров  или  услуг,  производимых  организацией.  Аппарат  помогает  выполнению  основных  функций,  как  квалифицированная  медсестра  помогает  хирургу  во  время  операции. Естественно,  что  определение  того,  какие  конкретно  виды  деятельности  следует  отнести  к  аппаратно  -   штабной,  зависит  от   миссии,  целей  и  стратегии  организации.  По  словам  специалиста  по  вопросам  управления  Альфреда  Чандлера: Структура  соответствует  стратегии.  Различия  в  целях  приводят  к  фундаментальным  различием  в  структуре.  Например:  в  большинстве  организаций  юридические  службы  безусловно  относятся  к  аппаратной   деятельности.  Однако  в  юридической  фирме  юристы  составляют  хребет  организации.

Линейные  полномочия  и  координация:

а) единоначалие                                                                                                 

б)ограничение  нормы  управляемости.                                                                           

Согласно  принципу    единоначалия,  работник  должен   получать   полномочия   только   от   одного   начальника   и   отвечать   только   перед   этим    человеком.   В организации,  которая   придерживается  этого принципа,  все   формальные  коммуникации   должны  направляться  по  цепи  команд.   Лицо,  у  которого    возникла   какая  -  либо  проблема,  не  может   обратиться  через  голову   своего   непосредственного  начальника  к   руководителю   высшего  ранга   по   данному   вопросу.  Также  и   руководитель  высшего   ранга   не  может  выдать   приказ   сотруднику   низшего    уровня,   минуя    руководителей  промежуточных   уровней.                        

Ограничение   нормы   управляемости.  Норма  управляемости,  определенная   ранее  как   количество  работников,  которые  непосредственно   подчиняются  данному  руководителю,  устанавливается   посредством  делегирования  линейных   полномочий.  Технически,  руководитель   высшего  звена  организации   вместо  создания   цепи  команд   может  принять  решение  о  том,  чтобы   каждый   сотрудник   отчитывался   непосредственно   перед  ним.  Однако   на   практике   неумение  удержать   норму   управляемости  на  достаточно   малом  уровне  делает   координацию почти   невозможной. Современные исследования  показывают,  что величина   нормы   широко   варьируется.

 

Тема 9. Построение организаций.

Типы организационных  структур управления

Организационная структура  аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их

должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность  за выполнение закрепленных за ним функций.

Схема организационной  структуры управления отражает статическое  положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:- линейные (административное подчинение);- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"