Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций
Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
Ситуационный подход считается
очень популярным среди
Тема 3. Современный менеджмент.
Внешняя среда фирмы. Любая организация, независимо от своего статуса, предназначения и размера, должна считаться с той окружающей средой, которая вокруг нее сложилась. С развитием цивилизации мир становиться все более взаимозависимым, интегрированным и непредсказуемым. Это означает, что организации просто не имеют возможности игнорировать те факторы влияния, которые затрагивают и их извне.
Несомненно, невозможно реагировать на все изменения среды. Однако, нужно уметь отличать и предвидеть те, которые затрагивают и могут стать критическими. Поэтому опытный менеджер всегда следит за тем влиянием, которое его фирма оказывает на другие, а так же кто влияет на нее саму.
В менеджменте различают внешнюю и внутреннюю среды фирмы. Более того, внешняя среда состоит из макросреды – среды, влияющей на все организации, подобные данной и микросреды – непосредственно среды конкретной организации.
Рис. 6. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней средах фирмы
Все факторы макросреды
являются внешними для
Обычно к фактором макросреды относят:
Государственно- регулирующие меры всех уровнях составляют важный элемент макросреды. Основное влияние на организации правительства оказывают с помощью законодательства, налогообложений, политических акций, соприкасаемых с деловой активностью. В глобальной, интернационализирующейся экономике "политическая конкуренция" становятся частью бизнеса, а значит и управления. К примеру, Япония ежегодно тратит более $100млн. для найма лоббистов, юристов, бывших государственных деятелей Вашингтона для оказания влияния на политические решения в стране, являющейся главным японским конкурентом.
В немалой степени на деловую активность организаций влияют экономические условия и экономическая политика тои или иной страны. За последние полвека экономисты ратовали за великое множество программ, начиная от монетаризма кончая современными сторонниками Сея. Но какая бы из них не являлась единственно верной, очевиден огромный эффект от их влияния на управление. В частности любой менеджер в первую очередь заинтересуется информацией о бизнес-цикле, кроме того, его внимание наверняка будет привлечено к тенденциям экономического роста, как внутри определенной страны , так и на мировом рынке.
Манера, в которой менеджеры реагируют на окружающею среду, в некоторой степени зависит и от социального климата в обществе, а именно от того, получает ли данная организация социальное признание своего общества или нет, именно такое признание позволяет организациям приобретать ресурсы или реализовывать свои результаты.
Высшие уровни корпоративного менеджмента так же озабочены на сегодня отношением общества к бизнесу. В связи с этим очень популярным стала реклама имиджа тех или иных хозяйствующих единиц. Такая реклама выражает отношение не только к продукции коммерческого характера, но и позволяет пропагандировать идеи, ценности, отношения и.т.д.
Технология определяется
как движущая сила эволюции человечества.
Технологический уровень
Наконец, международными факторы, включающие новые зарубежные рынки, международную конкуренцию и растущие разнообразие потребностей, несомненно так же влияют на управление организациями. Смышленый менеджер никогда не упустит возможности попробовать свои силы в «международном конкурсе управления», т. к. именно международные рынки, а не национальные, приобретают все большее значение для современного бизнеса.
В противовес макросреде, микросреда объединяет элементы, имеющие непосредственную взаимосвязь с данной конкретной организацией. Типичная микросреда включает: клиентуру фирмы, поставщиков, конкурентов и административное агентства. Как видно уже из состава обоих сред, микросреда входит в макроокружение, и между ними обязательно существует взаимосвязь. Например, Великая Депрессия 30-х гг, начавшись с финансового кризиса, повлекла за собой изменения во всех экономических системах, и даже разрушила многие из них. В итоге, были пересмотрены многие аспекты макро- и микросреды многих стран.
Потребители, или клиентура фирмы, - главный элемент микросреды. Проще говоря, без клиентов организации не могут существовать. Производители нуждаются в оптовых торговцах, госпитали - в пациентах, а университеты - в студентах . Иначе, нет смысла в деятельности. Современный менеджмент предпочитает быть честным с потребителем - это выгодно всем. Задача ставится не для продажи продукции, а для удовлетворения потребительских нужд. Завоевание клиентов требует их понимания. Именно над этим и работает современный менеджмент.
"Монолог превращается
в диалог" - таков главный смысл
современного движения в управл
Партнеры - поставщики ресурсов являются вторым важным элементом микросреды. Независимо от того, много или мало у фирмы поставщиков, благоприятные взаимоотношения с поставщиками ведут к улучшению качества, лучшей организации поставки, заблаговременному уведомлению об изменении цен на ресурсы, а так же к расширенной информации о состоянии рынка. Таким образом менеджеры могут способствовать повышению эффективности своего бизнеса через стабильные партнерские связи с поставщиками .
Конкуренты представляют собой третий элемент микросреды . Конкуренция - это главная основа капиталистического управления. Для завоевания конкурентного преимущества организация должна быть более эффективной, либо предпринимать усилия для создания важной и лучшей продукции в сравнении с конкурентами .
Административные агентства
возвысились в своем значении
особенно в последние 20 лет. Вкупе
с ранее сформированной правовой
базой, агентства необычайно широко
расставили сети государственного регулирования
почти для всех аспектов управления. Такое
регулирование касается вопросов найма
и занятости, использования энергии, техники
безопасности труда, охрана окружающей
среды и т.д. Влиятельность и значимость
регулирующих агентств и мер варьирует
от компании до отрасли . Например, сталелитейное
правительство США оговаривается в 5600
административных документах, изданных
27 федеральными агентствами.
Внутренняя среда фирмы складывается из факторов внутри организации, которые обычно поддаются контролю со стороны управления. Каждая организация имеет свой набор таких факторов. Однако к наиболее типичным относят миссию и цели организации, организационную структуру, технологии бизнеса организации и работников фирмы.
Цели организации, ее миссия - это то, к чему она стремится, для чего ведется вся ее деятельность. В организации может быть не одна , а целый набор целей. В этом случае успех организации будет зависеть от того, насколько эти разнообразные цели согласованы друг с другом, и не являются ли они противоречивыми . Современные организации при определении своих миссии и целей отдают приоритет социальным ценностям, а затем уже думают о чисто коммерческих выгодах .
Организационная структура фирмы является одним из определяющих факторов внутренней среды. Четкость распространения полномочий, обязанностей и прав в организации помогает более слаженной работе, и в конечном итоге, ее эффективности. Ясная любому работнику организационная структура так же способствует ясному осознанию каждым его роли в организации, его задачам для достижения общих организационных целей.
К числу типичных факторов внутренней среды относят технологию бизнеса. Многие понимают под этим понятием чисто технические, инженерные методы создания продукции. Менеджмент рассматривает технологию в более широком значении, а именно как способ осуществления того бизнеса, которому фирма себя посветила. Например, технология образования в университете, технология формирования общественного мнения в политической партии, технология убеждения покупателей в добротности товаров и т. д. Существуют несколько классификаций технологий (классификация Вудворд, Томсона) , однако суть не в типе технологии. Для организации, для ее внутренней среды необходима такая технология, которая наилучшим образом отвечала бы целям фирмы. Только в этом случаи будет достигнут оптимум во внутренней среде.
Наконец, самое ценное, самое важное и самое трудное во внутренней среде организации - это ее работники, люди, объединенные одним делом. От навыков, способностей, знаний, а так же, характеров персонала будет зависеть достигнет ли организация поставленных целей. Для менеджмента в работе с людьми в современных организациях важны 3 вещи: умение увлечь общим делом, умение сформировать ценности и умение состыковать разных людей. В последнее время возросла значимость проблемы лидерства, но и другие проблемы все еще не разрешены. Все компоненты внутренней среды организации взаимосвязаны друг с другом, Как следствие хороший менеджер должен хорошо владеть системным подходом , чтобы постоянно отслеживать возможные изменения и корректировки в ней.
Социальная ответственность организаций.
Невзирая на то, является
ли организация местной или
Какая компания может быть признана социально ответственной? Готового ответа на такой вопрос нет. Однако, руководствуясь накопленным управленческим опытом, можно выделить 3 критерия или показателя социальной ответственности организаций:
Таким образом, ответственность организаций является необходимостью современного мира и вполне определяема по степени ее проявления .
Проблемы этики управления.
Как было отмечено, социальное поведение организации во многом зависит от этических ценностей управленцев. Этические стандарты менеджера диктуют ему решения о приемлемости или неприемлемости тех или иных действий организации в целом. От менеджера так же зависит является ли реакция организации проактивными. Проактивная психология обычно результирует в долгосрочную социальную ответственность. Реактивная стратегия допустимо в отдельных случаях, но в целом ставит организацию в оборонительную позицию. В связи с этим, этика управления оказывает прямое воздействие на принятие решений. Критическими вариантами поведения организации становится принятие ответственности только по закону и, в контраст этому, проактивное вовлечение в любые общественные инициативы, даже не имеющие отношения к делу.
Многие силы оказывают влияние на поведение менеджера и его этические стандарты. Они - поведения и этика - не всегда одно и то же хотя должны по идее совпадать. Внешние силы, влияющие на этику менеджера включает: семью и ее стандарты; религию, друзей, культурные традиции среды менеджера, профессиональные ассоциации; законодательство и конкуренты. К внутренним факторам влияния относят поведение вышестоящего начальника, поведения коллег, подчиненных; цели организации; организационно-этический кодекс, систему оценки и компенсации и организационную культуру.
Проблема этики управления
и управленцев является одной
из наиболее дискутируемых в современном
менеджменте. Ее актуальность связана
с той ролью лидеров, которые
выполняют менеджеры в организа