Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций
Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
Понятие и виды коммуникаций. Коммуникация – это обмен информацией между двумя или более людьми. Согласно исследованиям руководитель тратит от 50% до90% своего времени на коммуникации. Качество обмена информацией прямо влияет на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Коммуникации –это всепроникающий и сложный процесс.
Коммуникации между организацией и ее средой.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с внешним миром. С потребителями они сообщаются с помощью рекламы. В сфере общественных отношений большое внимание уделяется созданию имиджа организации. Любая фирма должна подчинятся законодательным актам и государственному регулированию, давать информацию по финансам и маркетингу и т.д.
Коммуникации между уровнями и подразделениями.
Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем передаются различные указания, задания, рекомендации, текущие задачи и т.д. Другой вид вертикальных коммуникаций - передача информации по восходящей, т.е. от низших уровней к высшим. Таким путем сообщаются результаты выполненной работы, предложения по усовершенствованию какого- либо процесса, новые идей и прочее.
Кроме вертикальных коммуникаций
организации нуждаются в
Неформальные коммуникации.
Каналом неформальных
коммуникаций можно назвать
Типичная информация передаваемая по каналом слухов:
1) предстоящее сокращение рабочих
2) грядущие перемещения и повышения
3) кто кому назначил свидания после работы
4) о чем говорили главный бухгалтер и директор вчера после
Коммуникационный процесс, его элементы и этапы.
В процессе обмена информацией можно выделить 4 базовых элемента:
1)Отправитель, - лицо, генерирующее идей и собирающие информацию и передающие ее.
2)Сообщение, - информация
, закодированная с помощью
3)Канал – средство передачи информации
4)Получатель- лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапы коммуникационного процесса:
1) Зарождение идеи;
2) кодирование и выбор канала;
3) передача;
4) декодирование.
Хотя весь
коммуникационный процесс
Зарождение идеи. Обмен информации начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую информацию или сообщение следует сделать предметом обмена. В этом случае нужно руководствоваться следующим выражением: не начинай говорить, не начав думать. Таким образом, нужно в первую очередь осознать - какие идеи предназначены к передаче до того, как вы отправите сообщение, и уверенность в адекватности и уместности ваших идей с учетом конкретной ситуации и цели.
Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Отправитель должен так же выбрать канал, совместимый с типом символов, используемых для кодирования. Виды каналов: устная речь, письменные материалы, электронные средства связи (компьютерные сети, электронная почта, видеоленты). Иногда возникают ситуации, когда невозможно использовать тот или иной канал. Например: достаточно один раз посмотреть на картину и понять суть, ее смысл, но передать содержание словами практически невозможно, даже, если вы используете тысяча слов. Поэтому, если канал не соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен. Или менеджер хочет сделать замечание своему подчиненному: он может это сделать устно, может послать ему официальную записку. Иногда для достижения большего эффекта можно воспользоваться несколькими видами каналов. Исследования показывают, что одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией намного эффективнее, чем, например, только письменная информация. Примером может быть реклама (в газете, по телевизору и радио).
Передача. После того, как сделан выбор канала, идет этап передачи информации по этому каналу.
Декодирование – это перевод символов отправителя в мыслях получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел ввиду отправитель. Если реакция на идею не требуется, процесс обмена информации на этом завершается.
Но часто для отправителя важна реакция получателя, т.е. мы должны рассмотреть такую категорию как обратная связь. При обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникационными ролями. В этом случае информация, переданная назад, так же проходит все этапы коммуникационного процесса. Обратная связь - это реакция получателя на информацию, на то, что услышано, прочитано, увидено; информация отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, согласия с ним и т.д. Согласно результату исследований, двусторонний обмен информацией по сравнению с односторонним, более эффективен, более точен.
Межличностные коммуникации.
Барьеры на пути межличностных коммуникаций.
1)Преграды, обусловленные
восприятием. Люди могут
2) Семантические барьеры. Семантика- изучает способ использования слов и значений, передаваемых словами. Есть такие слова, которые имеют несколько значений, несколько вариаций. Эти вариации становятся причиной неверного понимания. Семантические барьеры могут создавать проблемы для компаний, работающих в многонациональной среде.
3) Наряду с вербальными
символами (слова) при
Важный вывод из этого примера такой: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намериваетесь сообщить. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимаются через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонацию и тембр голоса и только 7% - через слова.
4)Плохая обратная связь. Обратная связь очень важна, т.к. дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Одна из причин плохой обратной связи – это неумение слушать. Необходимо уметь слушать. Менеджер, уважающий мнение других, не позволяющий личным эмоциям брать верх над собой при решении того или иного вопроса, как правило, вызывает глубокую симпатию у работников. Легенда повествует, что однажды к Сократу привели нового ученика. Юноша горел желанием овладеть мастерством красноречия. Побеседовав с ним несколько минут, знаменитый филосов потребовал двойную плату. «Почему?»- удивился будущий ученик. «Потому, что мне придется учить тебя двум наукам, - сказал философ, - как красиво говорить и как слушать».
Помимо умения внимательно слушать, существует еще ряд способов повышения отдачи межличностных коммуникаций:
Организационные коммуникации.
Преграды в организационных коммуникациях:
2) Информационные перегрузки. Руководитель, занятый переработкой всей поступающей информации не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию, вследствие того, что перегружен информационными потоками.
3) Неудовлетворительная структура организации.
Если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность искажения информации, так как каждый уровень может корректировать и фильтровать информацию.
Способы совершенствования коммуникаций в организациях:
1)Регулирование
2)Управленческие действия. Для того чтобы совершенствовать коммуникации на фирме, руководитель может практиковать короткие встречи-совещания или так называемые «пятиминутки» и т.д.
3)Система обратной
связи. Для того, чтобы оптимизировать
систему обратной связи
- официальные визиты представителей головной организации в дочерние фирмы и филиалы с целью обмена информацией, с целью координации деятельности этих подразделений, получения необходимых сведений и т.д. (Подобным образом президент республики лично посещает регионы и отдельные предприятия).
- опрос работников (с
помощью анкетирования,
4) Система сбора предложений. Разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем - снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. (В этом случае чаще всего используются ящики для предложений, отзывов, телефонная сеть, по которым анонимно можно задавать вопросы, создание групп (кружков) руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают наболевшие вопросы) и т.д.
5)Информационные бюллетени,
публикации и видеозаписи
6)Современные информационные технологии, телефоны, электроника, почта, компьютеры, система INTERNET.