Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций
Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
6.Подчинение отдельных интересов общим интересам.
7.Компенсация за труд должна быть справедливой
8.Централизация (определение
степень централизации –
9.Четкость линей подчинения
10.Порядок: место для всего и все на месте
11.Равенство: к служащим должно быть доброе и справедливое отношение
12.Стабильность персонала: текучесть должна быть сведена к минимуму
13.Инициативность: каждый
работник должен иметь
14.Корпоративный дух: гармония и единство лежат в основе силы организации.
В 1916г. была опубликована
К административной школе
М.Вебер определил
1.Разделение труда
2.Управленческая иерархия
3.Профессиональная ориентация
4.Формальный отбор кадров
5.Формальные правила
6.Единства правил для всех.
Будучи объективным, Вебер указывал и на наличие определенных недостатков бюрократии как организации:
1.Правила и законы
должны быть применимы на
2.Правила и законы не должны быть догматическими. Всякий раз менеджеры должны думать творчески, применяя их.
3.Хотя правила и
законы организации написаны
с целью оценки участия
Многие из нас могут
Школа человеческих отношений в управлении (1930- 1950)
В 1920-ых гг. и вплоть до начала глобального экономического кризиса (Великой депрессии) 1930-ых гг. группа ученных обществоведов под руководством австралийца Элтона Мэйо занялась изучением реакции работников на различные стимулы и факторы труда. Кредо этой группы состояла в убеждении, что менеджмент должен в противовес инженерному делу сконцентрировать внимание на людях. Начальный поиск Мэйо в 1924г. Вылился в серьезную серию исследований на заводе в Хэвсорне Восточной электрической компании (ныне АТ&Т), производителя оборудования для телефонных систем. Исследования продолжались в течение 8 лет, и положили начало изучению человеческих отношений в менеджменте.
Хэвсорновские исследования проводились в 3 этапа:
Каждый этап был последователен предыдущему и добавлял новые сведения о поведении работников.
Первый этап исследований
велся под руководством
Вначале 1927 г. руководство Western Electric обратилось к Э.Мэйо, в то время профессору Гарвардского университета, продолжить исследования. Цель экспериментов этого этапа заключилась в определении влияния на производительность труда таких факторов, как обеденные перерывы и продолжительность рабочего дня. Работы по изучению таких взаимосвязей велись около 5 лет в специально оборудованной лаборатории. Однако, и на этот раз результаты были неожиданными. Производительность имела тенденцию к росту независимо от изменений таких факторов как условия труда, продолжительность труда, здоровье работников и т.д. Анализируя их, Мэйо и его коллеги, сами того не осознавая, обнаружили изменения, которые и повлекли рост производительности:
1)Более дружеский и демократичный метод управления.
Рабочие были в
центре внимания, у них был
такой же интерес к
2)Менее строгий и педантичный контроль. Наблюдаемые рабочие были наделены правом участия в принятии решений, что повышало их ответственность за результаты. Отпала необходимость в суровом контроле.
3)Принцип формирования группы. Группа рабочих под наблюдением сформировала новый социальный климат внутри группы. Она превратилось во взаимозаменяемую, дружную группу, члены которой заботились друг о друге, помогали и поддерживали друг друга в работе и даже общались вне работы.
4)Удовлетворение работой. Понимая важность эксперимента и даже гордясь своим участием в нем, рабочие изменили свое отношение к работе. У них появилось чувство необходимости их вклада и, как следствие, чувство удовлетворения работой. В итоге производительность резко возросла.
Последняя фаза Хэвсорновских исследований пришлась на 1931-1932гг. Главное отличие ее от предыдущих этапов состояло в отсутствии каких- либо экспериментальных лабораторий. Ученые в основном наблюдали и интервьюировали рабочих в цеху.
В ходе этого этапа было обнаружено, что рабочие являются не просто –источником труда, но образуют сложную социальную группу с определенными нормами и стандартами поведения. С помощью управляющего на группу наблюдаемых рабочих было оказано влияние для создания дружеской атмосферы и улучшению моральных норм рабочих. Как результат, рабочие перестали изживать из группы тех, кто работал выше или ниже среднего, исчезли производственные конфликты, появилось понятие «взаимопомощь» и «чувство локтя» коллеги. Неформальное общение превратилось во влиятельную мотивационную силу.
Таким образом, результаты
Современные подходы к
Каждая из ступеней – школ
в эволюции науки управления
проливала свет на отдельные
области управления. Последователи
каждого направления серьезно у
Системный поход характерен для многих наук и базируется на теории систем. Системами называют комплекс взаимосвязанных компонентов, которые связаны друг с другом для достижения какой-либо цели. Системный подход рассматривает всякую организацию или структуру как механизм преобразования входных элементов в конечные продукты. Системный подход в менеджменте рассматривает всякую структуру как систему из трех фаз: Начальная фаза – факторы производства (материальные и человеческие ресурсы), затем фаза трансформации (процесс соединения ресурсов в наиболее рациональной форме), и, наконец , фаза получения результатов деятельности организации. Во всех трех фазах менеджменту отводится роль инициатора любой деятельности.
Рис.4. Модель производственного процесса
Системный подход –это не только техника, но и искусство для управленца. Так как все компоненты взаимозависимы, менеджер должен уметь предвидеть изменения во всей системе, если изменяется хотя бы один элемент.
Системный подход классифицирует системы на открытые (системы зависящие от других систем в отношении входящих элементов) и закрытые (системы в изоляции).
В отношении открытых систем системный подход дает основания искать альтернативные пути управления для достижения равноконечных результатов. Это придает системному подходу универсальный, глобальный характер, делая его приемлемым для менеджеров многонациональных кампаний.
Вторым подходом в современной управлении является процессный подход. Основы ее заложил Анри Файоль. Сущность процессного подхода заключается в видении управления как процесса. От начала (планирование) до конца (оценка результатов) управление представляет собой последовательность неразрывных элементов управленческих функций – планирование, организация, мотивация, контроль и оценка результатов. Функции опосредуются связующими процессами коммуникацией и принятия решений. Главный стимул процесса – достижение определенной цели, - является одновременно и главным критерием. Таким образом, управление – это круговой бесконечный процесс, как это показано на рисунке:
Рис. 5. «Кольцо управления»
Всякий процесс требует определенных условий для нормального протекания. В управлении такими условиями будут навыки и знания управляющего, организационный климат, контингент работников (их характеристики) и т.д. В общем, процессный подход характерен для администраторов и связывает все функции в едином процессе.
Ситуационный подход