Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:23, курс лекций
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляе-мой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях наме-ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Термин "менеджер" означает принадлежность конкретного лица к про-фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой не зависимо от уровня управления, а также профессиональной подготовки и практического опыта работы.
Цель анализ слабых и
сильных сторон организации выявит
– обладает ли она внутренними
силами, чтобы воспользоваться
Анализ альтернатив. Выбор стратегии
Различают следующие базовые стратегии:
- внешний рост;
- внутренний рост, расширение ассортимента.
Альтернативы:
Это вышеперечисленное сочетание альтернатив применяют в основном крупные организации, функционирующие в различных отраслях.
Методические подходы к планированию стратегии.
Матрица возможностей по товарам рынка (Ансоффа). В матрице представляются все продукты и рынки независимо от того, существуют они или только планируются.
Квадрат I - это стратегия, направленная на существующие рынки и продукты. «Методы экономических издержек». Стратегия выбирается организацией, чей рынок продолжает развиваться или еще не насыщен, расширение объема сбыта достигается за счет маркетинговых усилий:
- устранение
- наступательная реклама.
РЫНКИ | |||
существующие |
новые | ||
ТОВАРЫ |
существующие |
I «Стратегия улучшать, то что делаешь» (поддерживать, то что производишь) |
II Стратегия развития рынка со старыми товарами. Проникновение на новый рынок |
новые |
III Стратегия разработки новых продуктов |
IV Стратегия диверсификации |
Квадрат II - стратегия, направленная на создание рынков для достаточного долга выпускаемой продукции. Стратегия эффективна, если предприятие внедряется на новые рынки или сегменты, спрос на которых еще не удовлетворен.
Квадрат III - стратегия, направленная на разработку новых продуктов для сложившихся или освоенных рынков, используется, если организация имеет ряд успешных моделей, завоевавших популярность у потребителя. Организация модифицирует старые товары и реализует их на рынке.
Квадрат VI – стратегия диверсификации, предполагает разработку новых продуктов и новых рынков, является наиболее рискованной, применяется с целью избежания чрезмерной зависимости организации от одного подразделения, а также, если рынки находятся в стадии свертывания или застоя.
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) используется для оценки стратегических альтернатив организации, ее подразделений или продукции
Матрица позволяет классифицировать подразделения организации по доле рынка относительно конкурентов и темпов роста в отрасли (нужно оценивать темпы роста в отрасли, а не отдельно в организации).
Звезды занимают лидирующее положение в развивающейся отрасли и требуют значительных вложений для финансирования роста. Стратегия направлена на увеличение доли рынка.
Дойная корова занимает лидирующее положение в стабильной или сокращающейся отрасли, сбыт стабилен без дополнительных затрат. Поэтому подразделение приносит прибыли больше, чем затрат. Может оказывать помощь другим подразделениям.
Дикая кошка имеет слабое положение на рынке в развивающейся отрасли. Стратегия имеет 2 альтернативы: интенсификация усилий на данном рынке или уход с него.
Собаки – подразделение с уменьшающимся объемом сбыта в сокращающейся отрасли. Стратегия – ослабление усилий на рынке или уход с него.
Управление реализацией стратегии
Результатом стратегического планирования является система планов организации через реализацию, которых осуществляется реализация стратегии.
Они включают основные направления деятельности:
1) Главный стратегический план сроком 5-10 лет, включает разделы:
2) План развития организации сроком на 1-8 лет, включает:
3) Тактические планы,
разрабатываемые на уровне
4) Программы и планы
проекта, конкретизируемые
Распределение ресурсов между планами, программами и проектами производится посредством составления бюджетов. В бюджетах стоимость ресурсов увязывается с источниками их получения. Этапы разработки бюджетов:
Лекция 8 Тема 8: "Бизнес-планирование"
Бизнес-план в отечественной и зарубежной практике является формой планирования предпринимательской деятельности. Как правило, потребность в нем возникает при решении таких задач как:
Цель разработки бизнес-планов, сплоченность хозяйственная деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребителями рынка и возможными поучениями необходимых ресурсов. Состав, структура и объем бизнес-планирования определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Разделы бизнес-планирования могут прорабатываться с различной степенью конкретизации.
Примерная структура бизнес-плана
Титульный лист. Название и адрес фирмы, имена и адреса учредителей и разработчиков проекта. Суть проекта, стоимость проекта, ссылка на конфиденциальность (секретно).
1.Резюме. Задача резюме: в краткой форме представить основную информацию бизнес-проекта, а также привлечь внимание и заинтересовать потенциального партнера или инвестора. Объем не более 3-х страниц. Оно составляется в последнюю очередь.
2.Предприятие. Наряду с основными сведениями о предприятии, приводится состояние и перспективы развития отрасли и формы, влияющие на деятельность предприятия, а также основные показатели текущей деятельности предприятия.
3.Продукция. Приводится характеристика продукции или услуг проекта, сравнительный анализ продукции с продуктами-заменителями. Акцент делается на преимущество продукции по отношению к конкурентам.
4.Рынки сбыта. Производится определение основных потребителей и их сегментация, прогноз спроса на продукцию, отбор целевых сегментов, оценка объемов продаж.
5. Конкуренция. Цель раздела – обосновать выбор тактики в условиях конкурентного рынка, производится анализ конкурентов, их сильных, слабых сторон, оценка конкурентоспособности продукции.
6.Маркетинг. Обосновывается:
Одно или двухстраничное изложение бизнес-плана называется бизнес-приложением, оно используется при переговорах с инвесторами, участники контрактов, подписания контрактов с персоналом.
БП составляется на 3-5 лет и пересматривается по мере необходимости. Для 1-го и 2-го года основные показатели рекомендуется давать по месячной или квартальной разбивке, начиная с 3-го года, приводятся годовые показатели.
Отдельные вопросы бизнес-планирования
Калькуляцию себестоимости в разделе "производство" рекомендуется проводить в форме таб. 1 .
Таблица 1
Калькуляция себестоимости
Тыс. руб.
Показатели |
1-ый год |
2-ой год |
3-ий год | ||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
Итого за год | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сырье и материалы на технические цели |
|||||||
Топливо на технические цели |
|||||||
Электроэнергия |
|||||||
Затраты на оплату труда |
|||||||
Начисления на з/п |
|||||||
Амортизация |
|||||||
Налоги на отнесенные на себестоимость |
|||||||
% на кредит |
|||||||
Расходы на рекламу |
|||||||
Прочие расходы |
|||||||
Полная себестоимость |
|||||||
В т. ч. |
|||||||
Условно-переменные |
|||||||
Условно-постоянные расходы |
Прогноз прибылей и убытков рекомендуется приводить в форме табл. 2