Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:23, курс лекций

Описание работы

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляе-мой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях наме-ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Термин "менеджер" означает принадлежность конкретного лица к про-фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой не зависимо от уровня управления, а также профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по менеджменту.doc

— 2.30 Мб (Скачать)

Учреждения — это организации, создающиеся собственниками для решения социально-культурных, управленческих или иных некоммерческих задач. Примерами таких организаций являются учреждения образования и просвещения, социальной защиты, культуры и спорта, а также органы государственного и муниципального управления.

Учреждения частично или полностью финансируются собственником. Собственник закрепляет за учреждениями имущество на праве оперативного управления.

Учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности этих средств дефицит покрывается собственником.

Объединения юридических  лиц — это добровольные ассоциации и союзы коммерческих либо некоммерческих организаций. Такие объединения яа7шются некоммерческими организациями.

Объединения коммерческих организаций создаются по договору между участниками для координации их предпринимательской деятельности, а также защиты и представления общих имущественных интересов. Объединение некоммерческих организаций представляет союзы и ассоциации общественных организаций и учреждений.

Члены объединения юридических  лиц сохраняют свою полную самостоятельность и права юридического лица. Объединение юридических лиц становится собственником имущества и членских взносов, переданных ей учредителями. Эта собственность может использоваться объединением только в своих уставных целях. На эти же цели передается имущество объединения при его ликвидации.

Объединение юридических  лиц не отвечает по обязательствам своих членов. Члены же объединения несут определенную уставом организации ответственность по ее обязательствам.

Участники объединений  имеют право пользоваться их услугами бесплатно.

В экономическом смысле понятие организация — юридическое лицо в ряде случаев соответствует понятию предприятия. Как уже упоминалось, предприятие — это имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. На базе предприятия может осуществляться любая профессиональная предпринимательская коммерческая деятельность — производственная, кредитно-финансовая, торговая, посредническая, страховая и т. д. В зависимости от формы собственности учредителей предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными.

Предприятия могут создаваться  как юридическими, так и физическими лицами. В после днем случае обычно говорят об индивидуальном частном предприятии (ИЧП).

Закон предусматривает  право граждан заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юридического лица, в качестве так называемых индивидуальных предпринимателей. К индивидуальным предпринимателям, как правило, применяется законодательство для коммерческих организаций.

Объединения предприятий. Дочерние и зависимые общества. При необходимости объединения коммерческих организаций для предпринимательских целей (в отличие от некоммерческих объединений юридических лиц — см. выше в данной главе) и контроля за деятельностью их участников используется форма материнского хозяйственною общества или товарищества, контролирующего дочерние или зависимые общества.

Дочерним хозяйственным  обществом может стать любое хозяйственное общество (акционерное, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью) в том случае, если другое (материнское) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом (например, по фактическим обстоятельствам, доказанным в суде) получает возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Дочернее общество не отвечает по обязательствам материнского общества. Материнское общество отвечает по обязательствам дочернего общества, солидарно с ним по тем сделкам, которые выполнялись на основании обязательных указаний материнского общества.

Система взаимосвязанных  материнского и дочернего обществ (компаний) получила в американском хозяйственном праве название «холдинг», а в немецком — «концерн». При этом следует иметь в виду, что ни холдинг, ни концерн юридическими лицами не являются. Сказанное распространяется и на создаваемые в нашей стране так называемые финансово-промышленные группы.

К понятию дочерних обществ  близко и понятие «зависимые общества». Зависимым называется такое хозяйственное общество, в капитале которого другое (так называемое преобладающее ) общество имеет более 20 % голосующих акций (для акционерного общества) либо 20 % уставного капитала (для общества с ограниченной ответственностью).

Хозяйственное общество, ставшее преобладающим, обязано незамедлительно сделать соответствующую публикацию.

Не противоречит закону также взаимное участие обществ в капиталах друг друга.

Иногда объединениям предприятий присваивают наименования, взятые из зарубежной терминологии.

Ассоциация  — общая форма союза, объединения предприятий по любому признаку.

Концерн — объединение, включающее разнородные предприятия: промышленные, транспортные, торговые, банковской сферы, связанные общими целями. Участники концерна сохраняют относительную самостоятельность.

Консорциум — временное соглашение между предприятиями или банками для размещения займа или капиталоемкого производства.

Синдикат — объединение предприятий, при котором закупки сырья, распределение заказов и реализация продукции идут через общий орган управления.

Трест — объединение предприятий, в котором они теряют производственную, коммерческую, а иногда и юридическую самостоятельность.

Корпорация  — общее обозначение объединения, союза, общества, совокупности лиц, объединившихся для достижения какой-нибудь цели.

 

Лекция 4 Тема 4: "Управленческое решение" (2 часа)

 

Управленческое решение представляет собой предписание к действию или перечень конкретных необходимых мер, позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.

Управленческие решения  должны отвечать следующим требованиям:

1. Научная обоснованность;

2. Полномочность;

3. Директивность (обязательность исполнения);

4. Непротиворечивость (согласованность  с ранее принятыми решениями);

5. Своевременность;

6. Точность, ясность, лаконичность;

7. Экономность и эффективность  (экономность подразумевает минимум  затрат ресурсов, эффективность определяется как степень достижения цели, сопоставление с оптимальными затратами ресурсов).

Классификация управленческих вершин

Критерии классификации

Классы решения

1

2

1. Степень структурированности

1.1 Слабо структурированные и  не запрограммированные;

1.2 Высоко структурированные и  запланированные

2. По количеству целей

2.1 Одноцелевые;

2.2 Многоцелевые

3. По длительности действий

3.1 Стратегические;

3.2 Тактические;

3.3 Оперативные

4. Лицо принимающее решение (ЛПР)

4.1 Индивидуальные;

4.2 Групповые

5. Уровень принятия решения

5.1 Организация в целом;

5.2 Структурные подразделения или  отдельные службы


 

Запрограммированные решения  являются результатом реализации определенной последовательности действий. Это позволяет разработать стандартные процедуры для стандартных ситуаций.

Незапрограммированные решения принимаются в ситуациях  отличающихся новизной, неполной информацией, многообразием и сложностью влияющих факторов. Например, изменение структуры организации.

Достоинства индивидуальных решений:

- требуют меньше времени.

Для индивидуальных решений  минусы:

- большой риск ошибок.

Достоинства групповых  решений:

- более полное информационное  обеспечение, использование знаний  и опыта нескольких людей;

- вовлечение работников  в процесс реализации решения;

- более высокая обоснованность  и меньший процент ошибок.

Недостатки групповых  решений:

- большие затраты времени;

- отсутствие четкой  ответственности за принятие  неверного решения.

Различают следующие  подходы к принятию решения:

1. интуитивный;

2. основанный на принуждении;

3. рациональный подход.

Этапы рационального  способа принятия решения.

 

 

Диагностика проблемы:

1. возникновение новой  ситуации, появление проблемы;

2. сбор необходимой  информации;

3. описание проблемной ситуации;

Разработка вариантов  решений:

1. формулировка требований, ограничений;

2. разработка возможных  вариантов.

Выбор решения:

1. определение критериев  выбора;

2. отбор решений отвечающих  критериям;

3. оценка возможных  последствий;

4. выбор предпочтительного решения.

Примеры критериев:

- рост окупаемости  капиталовложений;

- прирост прибыли;

- минимизация текущих  издержек.

Для слабоструктурированных проблем применяется система  взвешенных критериев.

 

Пример.

 

Критерии

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Цена 

5

4

4

5

4

20

20

25

20

Экономические

3

5

5

4

5

15

15

12

15

Ремонтопригодность

2

2

3

3

2

4

6

6

4

           

39

41

42

39


 

Этапы реализации решения:

1. план реализации  выбранного решения;

2. контроль за ходом  реализации;

3. оценка решения проблемы;

4. коррекция решения.

 

 

Лекция 5. Тема 5: "Стратегическое управление и стратегическое

планирование"

 

Общая концепция  стратегического  управления

 

Современным инструментом управления развития организации в  условиях нарастания изменений во внешней среде является методология стратегического управления.

Стратегия – это генеральный  план, в результате, которого организация  получает единое направление действий.

В развитии методологии  стратегического управления различают  несколько этапов:

1. Управление на основе  контроля. Это управление в виде реакции организации после завершения событий (реактивная адаптация).

2. Управление на основе  экстраполяции, обосновано на  предположении, что в будущем  сохранятся общие тенденции развития. Этот метод используется в долгосрочном планировании.

3. Управление на основе  предвидения изменений, используется  при возникновении новых тенденций развития и состоит в определении реакции на них путем выработки соответствующих стратегий (стратегическое планирование).

4. Управление на основе  гибких экстренных решений. Используется в ситуациях, когда тенденция изменения во внешней среде невозможно предусмотреть (стратегическое управление в реальном масштабе).

Стратегическое управление появилось путем эволюционного  развития из стратегического планирования и включает две взаимодополняющей системы:

- подсистему планирования  стратегии;

- подсистему реализации  стратегии.

Система управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управления деятельности:

- стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации;

- оперативное управление, реализующее существующий потенциал  в прибыль.

Объекты стратегического  управления:

1. корпорация в целом  или фирма;

2. стратегические, хозяйственные  подразделения;

3. самостоятельные, рыночные ориентированные подразделения, которые могут выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка;

4. функциональные зоны  организации, т.е. подразделения,  которые специализируются на выполнении определенных функций.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"