Курс лекций по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:23, курс лекций

Описание работы

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляе-мой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях наме-ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Термин "менеджер" означает принадлежность конкретного лица к про-фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой не зависимо от уровня управления, а также профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по менеджменту.doc

— 2.30 Мб (Скачать)

Лекция 1. Тема 1: "Методические основы менеджмента" (1 час)

 

Сущность менеджмента

 

Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Термин "менеджер" означает принадлежность конкретного лица к  профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой не зависимо от уровня управления, а также профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Субъектом менеджмента  является менеджер (управляющий). Объектом

– хозяйственная деятельность фирмы в любой отрасли экономики  или конкретная сфера деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, хозяйственная деятельность фирмы, направленная на получение прибыли как конечного результата.

Содержанием хозяйственной  деятельности фирмы является обеспечение  процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: материально техническое снабжение процесса производства, осуществление коммерческих операций, обеспечение финансовыми ресурсами и обеспечение персоналом.

 

Содержание  понятия менеджмента

 

Менеджмент можно рассматривать  как науку и практику управления, как функцию индивидуальной деятельности, как аппарат управления.

 

Менеджмент  как наука и практика управления

 

Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.

В зарубежных науках управления сложились следующие школы:

1. Школа научного направления;

2. Школа административного  управления;

3. Школа человеческих  отношений;

4. Бихевиористская школа  (управление с позиции науки  о поведении);

5. Эмпирическая школа  (количественный подход).

Подходы к управлению включают:

- процессный подход;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Концепция научного управления, получила название в США в начале ХХ века. Основоположник – Фредерик Тейлор, который сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению должна быть выделена как специфический вид деятельности. В рамках этой школы большое внимание уделялось анализу содержания работы и ее основных компонентов, совершенствования трудовых приемов. Важное достижение школы – это разработка норм труда, введение обоснованного времени на перерывы в работе, оплата труда в соответствии с выполнением норм использования, с целью повышения производительности труда.

Концепция административного  управления (классическая школа), направлена на разработку принципов управления организации в целом. В рамках концепции сформировалось понятие организационной структуры фирмы, как взаимосвязи имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирование которой обеспечивается внутри фирменной рационализованной деятельности.

Анри Файоль рационализованные  принципы управления рассматривал в  двух основных аспектах. Первый вопрос – вопрос о функциях руководства. Файоль впервые предложил рассматривать  управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

 

14 принципов  администрирования Файоля:

1. разделение труда;

2. полномочия и ответственность;

3. дисциплина;

4. единоначалие;

5. единство направления;

6. подчиненность личных  интересов общим;

7. вознаграждение персонала;

8. централизация;

9. скалярная цепь;

10. порядок;

11. справедливость;

12. стабильность рабочего  места для персонала;

13. инициатива;

14. корпоративный дух.

Школа человеческих отношений  начала развиваться в 30-е годы. Основатель – американский психолог Элтон Майо. Основное достижение – осознание важности человеческого фактора как основного элемента эффективности производства.

Концепция управления с позиции науки о поведении (бихевиоризм). Это современная теория, получила развитие в 60-е годы. Основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения организации человеческих ресурсов. Основная задача – исследование различных аспектов социального взаимодействия мотивации, характера, власти и авторитета, качество труда жизни.

Эмпирическая школа  использует количественные методы исследования операций при управлении операционными  системами предприятия. Основа количественного анализа – замена описательного анализа математическими моделями, которые позволяют отображать производственный процесс близко к реальности (логистика, моделирование).

 

Лекция 2 Тема 2 « Управленческие подходы» (2 часа)

 

Современный подход к управлению

 

Процессный подход

 

Процессный подход рассматривает  управление как процесс, т. е. серию  непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются  управленческими функциями.

 

 

Четыре первые функции объединены взаимосвязыающими процессами: коммуникации и принятие решений.

Планирование заключается  в определении целей и пути достижения этих целей, включает:

1) разработку стратегий,  программ и планов для достижения  целей;

2) определение необходимых  ресурсов и распределение их  по целям и задачам;

3) доведение информации  до исполнителя.

Организация включает:

1) работу по созданию  структуры организации. а именно, производственной структуры и  структуры управления;

2) закрепление задач  за работниками, т.е. организация  выполнения работ посредством делигирования обязанностей и полномочий.

Мотивация.

Создание у работников внутреннего побуждения к эффективному труду для достижения целей организации.

Контроль.

Это деятельность по количественной и качественной оценки результатов  работы организации. Три фазы контроля:

- установление стандартов, т.е точное определение целей  и сроков;

- измерение результатов  и сравнение с запланироваными;

- коррекция отклонений  или пересмотр целей.

 

Системный подход

 

С точки зрения системного подхода предприятие представляет собой сложную иерархическую систему, тесно взаимодействующую с окружением.

Система – это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависящих  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики в целом.

Продукция, услуги

Прибыль,

доля рынка

Рост удовлетворенности трудовых работников




Организация является открытой системой.

Вход

 

Процесс преобразования

 

Выход




Рис. Модель организации  как открытой системы

 

На входе организация  получает от окружающей среды информацию, капитал и материалы. В процессе переработки организация преобразует входы в продукцию или услуги, которые являются выходами организации.

Если организация эффективна, то в ходе процесса переработки образуется добавочная стоимость входа, в результате появляются дополнительные выходы, такие как:

- прибыль;

- увеличение доли рынка;

- удовлетворенность работников;

- рост организации.

Организация является социотехнической системой, т.к. компонентами организации наряду с техникой являются люди.

 

Ситуационный  подход

 

Предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств (ситуационных переменных), которые оказывают воздействие на организацию в данное время.

Внутренняя среда организации  описывается внутренними переменными:

- структура;

- цели;

- задачи;

-технология;

- люди.

 

Лекция 3  Внешняя  среда организации (1 час)

 

Внешняя среда представлена средой прямого и косвенного воздействия.

 

 

 

Основные рекомендации ситуационного подхода:

1) руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления;

2) руководитель должен уметь  определять наиболее важные факторы  и уметь связать конкретные  приемы с конкретными ситуациями;

3) руководитель должен  предвидеть вероятные последствия  как положительные, так и отрицательные в применении той или иной методики.

 

Менеджмент как функция  управления

 

Управление – это  вид деятельности, т.е. функция на координацию работы, которая по своему назначению отличается от производственной функции.

Управление реализуется  через выполнение ряда управленческих действий – функций управления (планирование, мотивация). Практическая реализация функций управления на конкретном экономическом объекте связана с выполнением ряда задач, которые называются функциональные задачами или служебные задачи. Например, оперативное управление производством - материально – техническое снабжение, контроль качества продукции, оплата труда.

 

Менеджмент  как аппарат управления

 

Для управления организацией создается определенная структура называемая аппаратом управления и являющаяся управленческой подсистемой или субъектом управления. Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структурном составе и характере связи между звеньями управления, степенью централизации функции управления.

 

Тема: "Организация  как объект управления"

 

Организация – это  группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения цели или нескольких целей. Организации различают простые и сложные, в зависимости от количества целей. Общие характеристики организаций:

1) цели всякой организации  включают преобразование ресурсов  для достижения результатов.

2) взаимосвязь с внешней  средой. Внешняя среда, как правило,  находится вне влияния организации, однако организация полностью зависима от внешней среды в отношении ресурсов.

3) всякой организации  свойственно разделение труда.

Горизонтальное разделение труда – это разделение работы на составляющие компоненты. Вертикальное разделение труда – определяет работу по управлению людьми от самой производственной работы. Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления:

1) к низовому уровню  относятся менеджеры, имеющие  в своем подчинении работников исполнительского труда, они управляют такими структурными подразделениями, как бригады, смены, участки.

2) средний уровень  включает менеджеров, осуществляющих  руководство функциональными службами, цехами, производственными подразделениями, вспомогательными и обслуживающими производствами.

3) руководители высшего  уровня – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство (директор, замы).

Главные задачи руководителей  высшего звена:

1) определение миссии  и общих целей развития предприятия;

2) разработка и проведение политики  в области маркетинга, научных исследований и производства;

3) проведение финансовой и инвестиционной  политики;

4) формирование организационной структуры предприятия;

5) основные решения по труду  и социальным вопросам.

 

Лекция  3  Тема. 3 Формы организаций (2 часа)

 

ГК РФ предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций.


Прежде всего юридические  лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими признаются организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и имеющие право распределять эту прибыль по своему усмотрению между участниками.

Некоммерческие организации не имеют основной целью получение прибыли; их главная задача — достижение уставных целей. При этом они не имеют права распределять полученную прибыль между участниками по своему усмотрению.

Коммерческие организации создаются  в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"