Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:23, курс лекций
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляе-мой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях наме-ченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Термин "менеджер" означает принадлежность конкретного лица к про-фессиональной деятельности в качестве управляющего фирмой не зависимо от уровня управления, а также профессиональной подготовки и практического опыта работы.
Недостатки:
Линейно-функциональные структуры
Линейно-штабные структуры включают в себя специальные подразделения нелинейных руководителей, которые обладают рекомендательными полномочиями в пределах отдельных функций.
Дивизионные структуры используют крупные организации. При этом организация делится на блоки по видам производимых товаров и услуг:
Адаптивные (органические) структуры. Органический тип структуры управления подразумевает отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень интеграции и кооперации между персоналом.
Разновидности структур:
Проектная программно-целевая структура – это временная организация, создаваемая для решения крупномасштабной задачи. Она формируется из высококвалифицированных специалистов, которые подчинены как руководителю проекта, так и руководителю своего отдела.
Руководитель проекта
Матричная структура представляет собой решетчетую организацию, построенную на принципе двойного подчинения руководителю проекта и руководителю функциональной службы.
Руководитель проекта отвечает за интеграцию всех видов деятельности по проекту, за результаты работы, в его распоряжение передаются финансовые ресурсы. Руководители функциональных служб предоставляют персонал и техническую помощь, контролируют выполнение задач.
Основные преимущества:
Недостатки:
Организация конгломератного типа. Конгломераты состоят из основной фирмы и дочерних компаний рассматриваемых в качестве отдельных экономических центров. Дочерние компании подчинены в основном по вопросам финансов (показатели прибыльности и уровня затрат) и полностью автономны в отношении оперативных решений.
Централизованные и
Децентрализованные организации – это организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Степень централизации может быть определена по следующим характеристикам:
Преимущества децентрализации:
Преимущество централизованных:
Децентрализованные структуры целесообразно применять, когда окружение предприятия характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, изменяющихся технологий, при увеличении размеров организации и ее сложности.
Задачи высшего руководства:
На низшие уровни управления могут быть делегированы задачи по:
Лекция 10 Тема 10 "Мотивация как функция управления"
Мотивация и использование ее в управлении
Основные понятия мотивации
Мотивация – это процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
Мотивация – это побуждение себя и других к достижению личных целей и организации.
Мотивация имеет две формы:
Задача руководителя по эффективной
мотивации создавать такие ситу
Модель мотивации через потребности
Процесс мотивации начинается с осознанно или бессознательно ощущаемого недостатка, который в терминах менеджмента называется потребностью.
Потребность вызывает побуждение к действию направленному на достижение определенной цели. Результатом достижения цели является различная степень удовлетворения потребителей.
Сила мотивации зависит от опыта
и ожиданий. В общем случае люди
стремятся повторить поведение,
которое ассоциируется с
Современные теории мотивации можно разделить на 2 группы:
Содержательные теории
Теория Маслоу.
Суть: люди имеют много потребностей, которые можно разделить на 5 категорий.
Физиологические потребности: в еде, вещах, отдыхе и т. д.
Потребности в безопасности: в защите от физического и психологического опасностей окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потребности: чувство принадлежности, социального взаимодействия, поддержки и привязанности.
Уважение: потребность в самоуважении, признании, компетентности, признании личных достижений.
Самоуважение: в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все потребности представляют собой иерархическую структуру, в которой они располагаются в строгом порядке. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность, затем ее действие прекращается. Потребность самовыражения не может быть удовлетворена до конца, поэтому процесс мотивации бесконечен.
Теория потребностей МакКеланда.
Рразработана для мотивации
руководителей и представляет собой
следующую классификацию потреб
Двухфакторная теория Герцберга.
Потребности делятся на: 1) гигиенические факторы и 2) мотивирующие факторы.
Гигиенические факторы не создают сильной мотивации, но могут вести к неудовлетворению, если они неадекватны поставленным задачам.
К ним относятся:
Мотивирующие факторы - условия, которые создают высший уровень мотивации. Это:
Соотношения потребностей по теории Герцберга и теории Маслоу
Теория Маслоу |
Теория Герцберга |
Самовыражение уважения |
Мотивирующие факторы |
Социальные потребности |
Гигиенические факторы |
Процессуальные теории
Теория ожидания Врума. Она основана на предположении, что на достижение определенной цели человека толкает не наличие активной потребности, а ожидание, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности. Ключевыми функциями являются 3 взаимоотношения:
Предполагаемая степень
Сила мотивации определяется по формуле:
Мотивация = (РТ - Т) х (Р - В) х Ц.
Теория справедливости.
Согласно этой теории люди субъективно определяют отношение получаемого вознаграждения к израсходованным усилиям и затем сравнивают с возникновением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Модель Портера-Лоулера. Представляет собой процессуальную модель мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.
7а) Внутреннее вознаграждение