Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование истоков и факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в российских фирмах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия;
- проанализировать формирование корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ;
- разработать направления совершенствования корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ».
По условиям акции каждый желающий предоставляет в распоряжение компании какие-либо исторические реликты и ценности, связанные с производственной деятельностью
Благодаря реализации этих проектов руководству удалось объединить общей идеей два завода (ОАО «ЧАЗ» и ОАО «Промтрактор» )совершенно разных трудовых коллектива, не вызывая при этом негативных эмоций работников.
Следующим этапом внедрения корпоративной культуры стало создание «Корпоративного справочника сотрудника компании ЧАЗ», где были подробно описаны все ее ценности, миссия, бизнес-цели, история всего предприятия и его дивизионов, слоган, принципы работы и менеджмента качества, управления финансами и многое другое.
Для выявления корпоративных ценностей и основных стратегических направлений компании был проведен выездной тим-билдинг для топ-менеджеров – тренинг «Стратегия достижения целей.
Технология командной работы». По итогам «мозговых штурмов» право на существование получили основные ценности: миссия и философия, ценности команды, а также слоган.
Все это стало основой для создания «Корпоративного справочника сотрудника ОАО «ЧАЗ».
Главным же инструментом его продвижения являются адаптационные семинары, проводимые для принятых на работу сотрудников раз в месяц. Следует отметить, что они представляют собой часть глобальной программы адаптации персонала, которая разрабатывалась как один из элементов «оздоровления» корпоративной культуры. План формирования и внедрения корпоративной культуры в ОАО «ЧАЗ» представлен в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Мероприятия по объектам корпоративной культуры | Документ | Сроки |
Донесение до сотрудников миссии, бизнес-целей, философии, ценностей компании | Брошюра, агитационный плакат | Август |
Создание Кодекса корпоративной этики | Кодекс | Сентябрь |
Изготовление
стенда
«Люди ОАО ЧАЗ» |
Информационный стенд «Люди ОАО ЧАЗ» | Сентябрь |
Формирование социальной политики | Перечень льгот и дотаций | Август |
Корпоративные мероприятия (праздники, спорт, конкурсы и т.д.) | План корпоративных мероприятий | Август |
Формирование кадрового резерва | Актуализация и введение в действие положения | Ноябрь |
Корпоративное обучение и повышение профессиональных навыков | Актуализация регламента об обучении | Октябрь |
Внедрение программы «Поддержка молодых специалистов» | Программа | Октябрь |
Формирование корпоративной базы знаний | Библиотека | Ноябрь |
Внедрение моральной и материальной мотивации | Актуализация карт мотиваторов (в том числе моральных) | Сентябрь-ноябрь |
Внедрение оценки персонала | Актуализация регламента | Декабрь |
При разработке программы внедрения корпоративной культуры руководство возобновило почти забытые традиции советских времен: спортивные мероприятия, профессиональные и творческие конкурсы – «Лучший по профессии», и т.д., работа с детьми сотрудников – путевки в детские лагеря, конкурсы, поздравление отличников и многое другое.
Сегодня на предприятии ведется активная работа по внедрению корпоративной культуры, анализируются и корректируются ее отдельные элементы.
Конечная цель становления культуры – формирование приверженности сотрудников ОАО «ЧАЗ». Все это было достигнуто при внедрении программы корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе проведено исследование корпоративной культуры как фактора управления персоналом и предложены возможные пути ее совершенствования.
Итак, корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством ее сотрудников.
Корпоративная культура все еще слишком зыбкий термин для описания всего, что лежит под рациональной, измеряемой поверхностью организации. Однако большинство теоретиков соглашаются с тем или иным вариантом базового определения: корпоративная культура – это воплощение отношения работника компании к ключевым ценностям, убеждениям и традициям в характерных моделях. Культура материализуется в корпоративных преданиях, церемониях, праздновании успехов, обычаях. А также – в целях, стратегии, процессе управления, структуре, методах распределения ресурсов компании.
В результате исследования, проведенного в рамках дипломного проекта, были сделаны следующие выводы:
- корпоративная культура является мощным инструментом в совершенствовании менеджмента современной организации;
- корпоративная культура ОАО "ЧАЗ" относится к типу сильных и интегрирует в себя все инструменты мотивации персонала;
- применение инструментов корпоративной культуры оказала положительный эффект на показатели производительности труда сотрудников;
В ОАО "ЧАЗ" на сегодняшний момент действует корпоративная культура, основанная на соблюдении этических норм, уважении к сотрудникам, построенная на взаимопомощи и взаимоподдержке внутри коллектива.
Руководство ОАО «ЧАЗ» стремится поддерживать положительные элементы корпоративной культуры, поскольку помимо преимуществ в бизнесе они способствуют обеспечению здоровья работников.
Стало доброй традицией проведение ежегодных корпоративных празднований в жизни ОАО «ЧАЗ» событий, в которых участвуют все сотрудники, что помогает поддерживать сплоченность и единство в столь большом коллективе. Немаловажную роль в этом процессе играет и корпоративная газета.
Рекомендации
по совершенствованию
1.Необходимо выработать четкую нормативную базу по корпоративной культуре, которая поможет в обучение всех работников законам и правилам разработанной корпоративной конституции.
2. Необходимо усовершенствовать единый корпоративный стиль, присущий, как генеральному управлению, так и всем дочерним предприятиям, который может включать не только единый логотип, но и единый стиль одежды, единый корпоративный кодекс управления.
3.Необходимо реализовывать программы косвенной материальной заинтересованности, то есть нужно внедрять разработанные формы мотивирования персонала с использованием материальной и нематериальной систем стимулирования.
4.Создание стандарта информирования персонала, сущность которого заключается в том, чтобы движение информации было не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», а также между подразделениями предприятия.
5.Практика
дальнейшего осуществления комплекса
коллективных мероприятий для поддержания
«здорового» климата в коллективе и налаживания
взаимоотношений между сотрудниками,
начальством и подчиненным.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Приложение 1
Структура уровней корпоративной культуры
предприятия
Приложение 2
Задачи
формирования (развития) корпоративной
культуры
Основные
этапы формирования корпоративной
культуры.
Приложение 4
Опросник экспресс-диагностики корпоративной культуры.
Данная
анкета экспресс-диагностики
Предлагаемые ниже 29 суждений собраны в процессе опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все суждения значимы.
Ф. И.О. __________________________Дата заполнения______________
ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте каждое утверждение. Если утверждение полностью совпадает с Вашим мнением, обведите в кружок цифру 10 - это 10 баллов, если оно категорически противоречит Вашим установкам, обведите в кружок цифру 0 - это 0 баллов и т.д.
Утверждения / Баллы 1. На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3. Наша деятельность четко и детально организована.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 5. Все, кто желает, у нас приобретают новые специальности.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций.
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 7. У нас принимаются
своевременные эффективные
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 8. Рвение и инициатива у нас поощряется.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и т.д.).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 11. Наши работники участвуют в принятии решений.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 13. Рабочие места у нас обустроены.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 14. У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников.
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 16. Взаимоотношения работников
с руководством достойны
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация.
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 19. Дисциплинарные меры
у нас применяются как
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 20. У нас проявляется
внимание к индивидуальным
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 21. Работа нам нравится.
10
9 8 7 6 5 4 3 2 1 22. На нашем предприятии
поощряется непосредственное
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом всех реальностей обстановки.10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 24. Рвение к труду у нас всячески поощряется.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между работниками.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 28. Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 29. Наши работники испытывают гордость за свою организацию.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Ключ
к опроснику экспресс-
Подсчет баллов 1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.