Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование истоков и факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в российских фирмах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия;
- проанализировать формирование корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ;
- разработать направления совершенствования корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ».
На выставках продукция завода отмечена множеством дипломов и наград среди которых – Платиновой, Золотой и Серебряный знаки качества XXI века.
Кадровая политика ОАО «ЧАЗ» тесно связана политикой предприятия в области качества.
В своей деятельности служба персонала руководствуется стандартами предприятия: приему, переводу увольнению, по подготовке кадров, по аттестации руководителей, специалистов и служащих, по формированию кадрового резерва, по укреплению трудовой дисциплины.
В вопросах найма все имеют равные возможности, но предпочтение отдается людям, имеющим определенную профессиональную подготовку. При продвижении персонала или повышении квалификации учитывается профессиональный уровень, личные и деловые качества, трудовая активность, способность к учебе и развитию, адаптация и гибкость в условиях постоянно меняющихся и повышающихся требований.
Служба персонала ОАО «ЧАЗ» решает следующие задачи:
-делопроизводство персонала в рамках существующих стандартов и кадровый учет;
-ведение табельного учета
-ведение воинского учета;
-ведение базы данных по организационной структуре предприятия и сопровождение структурных изменений;
-формирование пакета стандартных форм для кадрового документооборота, доведение их до сведения руководителей подразделений и ответственных;
-контроль за выполнением правил внутреннего распорядка;
-ведение статистики внутренних и внешних кадровых изменений, состава и использования человеческих ресурсов;
-создание системы эффективного контроля за прохождением испытательного срока новыми сотрудниками и стажировки при назначении на новые должности;
-планирование персонала для организации, прогнозирование потребности в персонале;
-исследование рынка труда и формирование баз данных внешнего и внутреннего резерва, взаимодействие с кадровыми агентствами, учебными заведениями, консалтинговыми и учебными центрами.
В
связи с вступлением в силу
нового Трудового Кодекса Российской
Федерации в ОАО «ЧАЗ»
Концепция работы с персоналом направлена на развитие потенциала каждого сотрудника.
Постоянно меняющиеся условия работы требуют от работников приобретения новых деловых качеств, повышения компетенции и квалификации в очень ограниченное время.
Поэтому сегодня главными элементами успешного движения предприятия вперед являются: акцент на качество развития персонала, применение новых форм и методов обучения, создание благоприятной среды для развития карьеры и профессионального роста, поощрение активной позиции сотрудников, формирование корпоративной культуры. Кадровая политика предприятия сегодня развивается в направлении разработки программы внутрифирменного обучения. Программа ориентирована на действие, повышение рыночной чувствительности, развитие человеческого потенциала и рост взаимопонимания и сотрудничества между персоналом предприятия и работодателями. Рассмотрим структуру персонала ОАО «ЧАЗ» по различным признакам в динамике за 2007-2009 гг. (табл.2.5.)
Таблица 2.5
Структура персонала ОАО «ЧАЗ» за 2007-2009 гг., (чел.)
Показатели | Численность | Структура персонала, % | Темп
роста
2009/2008, % | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2007 | 2008 | 2009 | ||
По возрасту | |||||||
1. До 30 лет | 2600 | 2322 | 1988 | 25,2 | 22,8 | 23,9 | 76,5 |
2. 31-40 лет | 2591 | 2556 | 1805 | 25,1 | 25,1 | 21,8 | 69,7 |
3. 41-50 лет | 3497 | 3449 | 3036 | 33,8 | 33,8 | 36,5 | 86,8 |
4. 51-60 лет | 1430 | 1655 | 1354 | 13,8 | 16,2 | 16,3 | 94,7 |
5. Выше 60 лет | 219 | 214 | 59 | 2,1 | 2,1 | 0,7 | 26,9 |
По образованию | |||||||
6.Высшее и н/высшее | 1452 | 1469 | 1264 | 14,0 | 14,4 | 15,2 | 87,1 |
7.Средне-специальное | 2795 | 3024 | 1330 | 27,0 | 29,7 | 16,0 | 47,6 |
8.Среднее-профессиональное | 673 | 703 | 1396 | 6,5 | 6,9 | 16,8 | 207,4 |
9. Среднее | 4797 | 4557 | 3934 | 46,4 | 44,7 | 47,3 | 82,0 |
10. Н/среднее | 620 | 443 | 398 | 6,0 | 4,3 | 4,8 | 64,2 |
По стажу работы | |||||||
11. От 1 до 5 лет | 3137 | 3117 | 2530 | 30,3 | 30,6 | 30,4 | 80,6 |
12. 5-10 лет | 1168 | 1185 | 982 | 11,3 | 11,6 | 11,8 | 84,1 |
13. 10-15 лет | 1522 | 1492 | 1232 | 14,7 | 14,6 | 14,8 | 80,9 |
14. 15-25 лет | 2861 | 2776 | 2289 | 27,7 | 27,2 | 27,5 | 80,0 |
15. Свыше 25 лет | 1649 | 1626 | 1290 | 16,0 | 15,9 | 15,5 | 78,2 |
16.Всего работников | 10337 | 10196 | 8322 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 80,5 |
Из табл. 2.5 видно, что молодые кадры составляют в анализируемом периоде в среднем 23,9% всего персонала предприятия, при этом большими темпами сокращается удельный вес работников в возрасте свыше 60 лет (на 73,1%), что говорит о будущих возможностях предприятия в области инноваций.
В свою очередь на заводе преобладает число работников со средним образованием (46,1% всей численности), сотрудники с высшим образованием составляют 14,5%. При этом доля работников со средне-профессиональным образованием увеличилось за 3 года в 2 раза, а с неполным средним сократилось на 35,8%.
В общей численности персонала предприятия преобладает число работников со стажем работы от 1 до 5 лет (30,4%) и 15-25 лет (27,5%).
Кадровая политика ОАО «ЧАЗ» полностью согласуется со стратегией развития организации. Под кадровой работой на агрегатном заводе понимается единство двух основных мер:
-обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;
-обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов трудовой деятельности.
Для реализации корпоративной культуры на предприятии были разработаны основные направления деятельности управления по работе с персоналом на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», общей задачей которых была оптимизация трудовых ресурсов предприятия с целью обеспечения его эффективного развития в условиях рыночных отношений. Для этого осуществлялись задачи следующих систем:
1. Система поиска персонала, включающая подбор источников комплектования (предприятия, фирмы, вузы и т.д.), организация работы с ними, формирование банка данных источников комплектования, установление критериев отбора по категориям работников (объективные показатели, квалификационные требования, личностные характеристики, соответствие профессиограмме).
2. Система изучения и отбора персонала, включающая применение апробированных методов изучения личности (изучение документов, индивидуальное собеседование, сбор независимых характеристик, эксперимент и др.), прохождение психологического тестирования на определение предрасположенности к профессии, личностных склонностей и способностей.
3. Система адаптации персонала, включающая порядок знакомства с предприятием, оказание помощи и контроль за освоением должностных функций стажерами в период испытательного срока, оценка соответствия работника занимаемой должности.
Работу по адаптации работников осуществляет Учебно-консультационный центр (УКЦ), предприятия, координирует и организует обучающие процессы.
Адаптационные курсы - курсы, направленные на ознакомление с производством, на определение функциональной роли и места стажера и его деятельности в общей системе предприятия. К проведению адаптационных курсов привлекаются непосредственные руководители, руководители подразделений и сотрудники отдела развития персонала.
Адаптационные курсы общего характера в своей совокупности длятся 32 часа. В них входят дисциплины под названием: «Предприятие (вчера, сегодня, завтра)»; «Основные службы и подразделения предприятия»; «Основные производства предприятия»; «Выпускаемая продукция». Общая длительность процедуры – 3 месяца со дня приема работника.
Процедуры адаптации вводятся с целью оптимизации процесса вовлечения вновь принятого работника в систему производственных отношений на предприятии.
Как правило, новичок на предприятии сталкивается с большим количеством трудностей, которые порождаются отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях организационной культуры предприятия. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы. Наставники – руководители адаптационных процессов в структурном подразделении назначаются из числа опытных работников.
Еженедельно
наставник заполняет Форму
4) Итоговым мероприятием по окончании периода адаптации является внутренняя аттестация нового сотрудника в подразделении, проводимая руководством подразделения. Заполненная по итогам аттестации Карта оценки и анкета новичка отправляются в ОРП.
На
основании всех представленных документов
начальник ОРП оформляет
4. Система карьерного роста, включающая создание внутренней базы данных на потенциально развивающихся руководящих работников и специалистов, разработка и реализация индивидуальных планов развития, формирование кадрового резерва и работа с ним.
Кадровый резерв предприятия – это специалисты с наибольшим потенциалом для дальнейшего профессионального и карьерного роста.
Цели формирования кадрового резерва на ОАО «ЧАЗ»:
- оперативное замещение ключевых должностей наиболее квалифицированным персоналом взамен выбывающих по естественным причинам или несоответствующих по деловым и моральным качествам;
- минимизация сроков адаптации в планируемой должности;
- создание оптимальной возрастной структуры персонала и влияние на динамику её развития;
- осуществление непрерывного руководства и контроля за развитием персонала в направлениях, отвечающих потребностям производства;
- сохранение принципа преемственности в руководстве, повышение качества управления подразделениями за счет создания подготовительного и проверенного на практике состава руководящих работников.
Основными принципами работы с кадровым резервом на предприятии являются: регулярность, наличие «обратной связи», всеобщее обсуждение, оценка по конкретным результатам, всесторонность оценки, контроль и руководство со стороны непосредственного руководителя.
Комплексная оценка работника на зачисление в кадровый резерв проводилась на основании данных психологического тестирования, результатов экспертной оценки и объективных показателей профессиональной деятельности.
После зачисления в кадровый резерв предприятия начинается индивидуальная работа с каждым зачисленным:
Решение о соответствии работника должности, на которой он стажировался, и рекомендации аттестационной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования. В случае решения комиссии о соответствии работника должности, на которую он стажировался, работник переходит на следующий этап стажировки – на более высокую должность.