Корпоративная культура, ее истоки, задачи формирования в российских фирмах. Совершенствование системы обучения персонала (на примере ОА

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование истоков и факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в российских фирмах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия;
- проанализировать формирование корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ;
- разработать направления совершенствования корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ».

Работа содержит 1 файл

план диплома корпоративная культура.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

       На выставках продукция  завода отмечена множеством дипломов и наград среди которых – Платиновой, Золотой и Серебряный знаки качества XXI века.

       Кадровая политика ОАО «ЧАЗ» тесно связана политикой предприятия в области качества.

     В своей деятельности служба персонала  руководствуется стандартами предприятия: приему, переводу увольнению, по подготовке  кадров, по аттестации руководителей, специалистов и служащих, по формированию кадрового резерва, по укреплению трудовой дисциплины.

     В вопросах найма все имеют равные возможности, но предпочтение отдается людям, имеющим определенную профессиональную подготовку. При продвижении персонала или повышении квалификации учитывается профессиональный уровень, личные и деловые качества, трудовая активность, способность к учебе и развитию, адаптация и гибкость в условиях постоянно меняющихся и повышающихся требований.

     Служба  персонала ОАО «ЧАЗ» решает следующие  задачи:

     -делопроизводство персонала в рамках существующих стандартов и кадровый учет;

     -ведение  табельного учета

     -ведение воинского учета;

     -ведение базы данных по организационной структуре предприятия и сопровождение структурных изменений;

     -формирование пакета стандартных форм для кадрового документооборота, доведение их до сведения руководителей подразделений и ответственных;

     -контроль за выполнением правил внутреннего распорядка;

     -ведение статистики внутренних и внешних кадровых изменений, состава и использования человеческих ресурсов;

     -создание системы эффективного контроля за прохождением испытательного срока новыми сотрудниками и стажировки при назначении на новые должности;

     -планирование персонала для организации, прогнозирование потребности в персонале;

     -исследование рынка труда и формирование баз данных внешнего и внутреннего резерва, взаимодействие с кадровыми агентствами, учебными заведениями, консалтинговыми и учебными центрами.

     В связи с вступлением в силу нового Трудового Кодекса Российской Федерации в ОАО «ЧАЗ» разработана  новая форма трудового договора и процедура его заключения,  формализована процедура приема персонала. Также введены в действие: процедура конкурсного отбора на вакантные должности, процедура адаптации новых работников, процедура перевода на вышестоящие должности, процедура повышения категории специалистам.

     Концепция работы с персоналом направлена на развитие потенциала каждого сотрудника.

     Постоянно меняющиеся условия работы требуют  от работников приобретения новых деловых  качеств, повышения компетенции  и квалификации в очень ограниченное время.

     Поэтому сегодня главными элементами успешного  движения предприятия вперед являются: акцент на качество развития персонала, применение новых форм и методов обучения, создание благоприятной среды для развития карьеры и профессионального роста, поощрение активной позиции сотрудников, формирование корпоративной культуры. Кадровая политика предприятия сегодня развивается в направлении разработки программы внутрифирменного обучения. Программа ориентирована на действие, повышение рыночной чувствительности, развитие человеческого потенциала и рост взаимопонимания и сотрудничества между персоналом предприятия и работодателями. Рассмотрим структуру персонала ОАО «ЧАЗ» по различным признакам в динамике за 2007-2009 гг. (табл.2.5.)

     Таблица 2.5

     Структура персонала ОАО «ЧАЗ» за 2007-2009 гг., (чел.)

Показатели Численность Структура персонала, % Темп  роста

2009/2008, %

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 2008 2009
По  возрасту
1. До 30 лет 2600 2322 1988 25,2 22,8 23,9 76,5
2. 31-40 лет 2591 2556 1805 25,1 25,1 21,8 69,7
3. 41-50 лет 3497 3449 3036 33,8 33,8 36,5 86,8
4. 51-60 лет 1430 1655 1354 13,8 16,2 16,3 94,7
5. Выше 60 лет 219 214 59 2,1 2,1 0,7 26,9
По  образованию
6.Высшее  и н/высшее 1452 1469 1264 14,0 14,4 15,2 87,1
7.Средне-специальное 2795 3024 1330 27,0 29,7 16,0 47,6
8.Среднее-профессиональное 673 703 1396 6,5 6,9 16,8 207,4
9. Среднее 4797 4557 3934 46,4 44,7 47,3 82,0
10. Н/среднее 620 443 398 6,0 4,3 4,8 64,2
По  стажу работы
11. От 1 до 5 лет 3137 3117 2530 30,3 30,6 30,4 80,6
12. 5-10 лет 1168 1185 982 11,3 11,6 11,8 84,1
13. 10-15 лет 1522 1492 1232 14,7 14,6 14,8 80,9
14. 15-25 лет 2861 2776 2289 27,7 27,2 27,5 80,0
15. Свыше 25 лет 1649 1626 1290 16,0 15,9 15,5 78,2
16.Всего  работников 10337 10196 8322 100,0 100,0 100,0 80,5
 

     Из  табл. 2.5 видно, что молодые кадры составляют в анализируемом периоде в среднем 23,9% всего персонала предприятия, при этом большими темпами сокращается удельный вес работников в возрасте свыше 60 лет (на 73,1%), что говорит о будущих возможностях предприятия в области инноваций.

     В свою очередь на заводе преобладает  число работников со средним образованием (46,1% всей численности), сотрудники с высшим образованием составляют 14,5%. При этом доля работников со средне-профессиональным образованием увеличилось за 3 года в 2 раза, а с неполным средним сократилось на 35,8%.

     В общей численности персонала предприятия преобладает  число работников со стажем работы от 1 до 5 лет (30,4%) и 15-25 лет (27,5%).

     Кадровая  политика ОАО «ЧАЗ» полностью  согласуется со стратегией развития организации. Под кадровой работой  на агрегатном заводе понимается единство двух основных мер:

     -обеспечение всех подразделений организации необходимой и качественной рабочей силой;

     -обеспечение мотивации сотрудников на достижение высоких результатов трудовой деятельности.

     Для реализации корпоративной культуры на предприятии были разработаны основные направления деятельности управления по работе с персоналом на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», общей задачей которых была оптимизация трудовых ресурсов предприятия с целью обеспечения его эффективного развития в условиях рыночных отношений. Для этого осуществлялись задачи следующих систем:

     1. Система поиска персонала, включающая подбор источников комплектования (предприятия, фирмы, вузы и т.д.), организация работы с ними, формирование банка данных источников комплектования, установление критериев отбора по категориям работников (объективные показатели, квалификационные требования, личностные характеристики, соответствие профессиограмме).

     2. Система изучения и отбора персонала,  включающая применение апробированных методов изучения личности (изучение документов, индивидуальное собеседование, сбор независимых характеристик, эксперимент и др.), прохождение психологического тестирования на определение предрасположенности к профессии, личностных склонностей и способностей.

     3. Система адаптации персонала, включающая порядок знакомства с предприятием, оказание помощи и контроль за освоением должностных функций стажерами в период испытательного срока, оценка соответствия работника занимаемой должности.

     Работу  по адаптации работников осуществляет Учебно-консультационный центр (УКЦ), предприятия, координирует и организует обучающие процессы.

     Адаптационные курсы - курсы, направленные на ознакомление с производством, на определение  функциональной роли и места стажера  и его деятельности в общей системе предприятия. К проведению адаптационных курсов привлекаются непосредственные руководители, руководители подразделений и сотрудники отдела развития персонала.

     Адаптационные курсы общего характера  в  своей  совокупности длятся   32 часа. В  них входят дисциплины под названием: «Предприятие  (вчера, сегодня, завтра)»; «Основные службы и подразделения предприятия»; «Основные производства предприятия»; «Выпускаемая продукция». Общая длительность процедуры – 3 месяца со дня приема работника.

     Процедуры адаптации вводятся с целью оптимизации процесса вовлечения вновь принятого работника в систему производственных отношений на предприятии.

     Как правило, новичок на предприятии  сталкивается с большим количеством  трудностей, которые порождаются  отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях организационной культуры предприятия. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы. Наставники – руководители адаптационных процессов в структурном подразделении назначаются из числа опытных работников.

     Еженедельно наставник заполняет Форму координации  деятельности стажера наставником, где фиксирует все трудности, возникшие у новичка и способы  их преодоления. По истечении трехмесячного срока наставник составляет отзыв-характеристику и вместе с Формой координации деятельности представляет его в ОРП. В целях контроля успешной адаптации работника на новом месте, в последнюю неделю стажировки новичок заполняет анкету, стажеры из числа ИТР проходят психологическое тестирование в ОРП.

     4) Итоговым мероприятием по окончании периода адаптации является внутренняя аттестация нового сотрудника в подразделении, проводимая руководством подразделения. Заполненная по итогам аттестации Карта оценки  и анкета новичка отправляются в ОРП.

     На  основании всех представленных документов начальник ОРП оформляет заключение о профессиональном соответствии сотрудника, дает рекомендации по его дальнейшему  обучению и развитию и принимает решение о заключении трудового договора.

     4Система карьерного роста, включающая создание внутренней базы данных на потенциально развивающихся руководящих работников и специалистов, разработка и реализация индивидуальных планов развития, формирование кадрового резерва и работа с ним.

     Кадровый  резерв предприятия – это специалисты  с наибольшим потенциалом для  дальнейшего профессионального  и карьерного роста.

     Цели  формирования кадрового резерва  на ОАО «ЧАЗ»:

     - оперативное замещение ключевых должностей наиболее квалифицированным персоналом взамен выбывающих по естественным причинам или несоответствующих по деловым и моральным качествам;

     - минимизация сроков адаптации в планируемой должности;

     - создание оптимальной возрастной структуры персонала и влияние на динамику её развития;

     - осуществление непрерывного руководства и контроля за развитием персонала в направлениях, отвечающих потребностям производства;

     - сохранение  принципа преемственности в руководстве, повышение качества управления подразделениями за счет создания подготовительного и проверенного на практике состава руководящих работников.

     Основными принципами работы с кадровым резервом на предприятии являются: регулярность, наличие «обратной связи», всеобщее обсуждение, оценка по конкретным результатам, всесторонность оценки, контроль и руководство со стороны непосредственного руководителя.

     Комплексная оценка работника на зачисление в  кадровый резерв проводилась на основании данных психологического тестирования, результатов экспертной оценки и объективных показателей профессиональной деятельности.

     После зачисления в кадровый резерв предприятия  начинается индивидуальная  работа с каждым зачисленным:

  1. разработка индивидуальной карьерограммы,
  2. разработка программы подготовки,
  3. создание проектных групп,
  4. оценка резервиста по результатам реализации программы подготовки.

     Решение о соответствии работника должности,  на которой он стажировался, и рекомендации аттестационной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии путем открытого голосования. В случае решения комиссии о соответствии работника должности, на которую он стажировался, работник переходит на следующий этап стажировки – на более высокую  должность.

Информация о работе Корпоративная культура, ее истоки, задачи формирования в российских фирмах. Совершенствование системы обучения персонала (на примере ОА