Корпоративная культура, ее истоки, задачи формирования в российских фирмах. Совершенствование системы обучения персонала (на примере ОА

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование истоков и факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в российских фирмах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия;
- проанализировать формирование корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ;
- разработать направления совершенствования корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ».

Работа содержит 1 файл

план диплома корпоративная культура.doc

— 932.00 Кб (Скачать)

     В 2003 году на ОАО «ЧАЗ» на основании  концепции работы с кадровым резервом была создана открытая Школа кадрового резерва. Необходимость создания школы обусловлена тем, что в условиях быстрого изменения внешней среды бизнеса, жесткой конкуренции, появления новых технологий, нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе, а тем более в техникумах.

     Нужно продолжать учиться на протяжении всей профессиональной жизни, т.к. компетентность персонала становится для предприятия одним из ключевых конкурентных преимуществ. Естественно, что в этих условиях такие старые формы развития персонала, как направление специалистов на курсы, оплата высшего образования, проведение семинаров и т.п., стремительно теряют свою актуальность.

     Поэтому на базе Учебно-консультационного центра и создана Школа кадрового  резерва с такими инновационными образовательными  подходами как  обучение современным навыкам работы, профессиональное развитие персонала, управление знаниями и работа в проектных группах.

     В рамках УКЦ происходит отбор наиболее способных и перспективных не только к усвоению знаний, но и к  преподаванию руководителей,  которых  предприятие обучает за свой счет по самым эффективным и престижным программам и в самых котируемых учебных заведениях.

     Интегрируя  полученные знания, умения и навыки в опыт работы на предприятиях, преподаватели  создают курсы внутрифирменного обучения с учетом специфики именно нашего предприятия и передают свои знания в рамках Школы кадрового резерва.

     В работе Школы кадрового резерва (ШКР) нашли отражение такие основные принципы обучения персонала на ОАО «ЧАЗ», как:

     - учим учителей (большинство преподавателей ШКР обучались или продолжают обучение в престижных учебных заведениях, таких как Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Школа делового администрирования ЧЕ-ЛИНК, Школа эффективного лидерства в г. Санкт-Петербург)

     - поощрение и привлечение лучших (по итогам обучения в ШКР лучшие слушатели получают дипломы или сертификаты установленного образца, привлекаются к работе в проектах в масштабах предприятия в целом, в том числе и образовательных и в самой ШКР;  для них разрабатываются также планы личного развития).

     Основные  факультеты Школы кадрового резерва:

     - факультет эффективного управления,

     - факультет технического развития,

     - факультет бизнес психологии.

     Целевой группой ШКР является кадровый резерв, перспективные молодые руководители, специалисты и рабочие.

     5. Система оценки персонала, включающая анализ выполнения работником функций, анализ реализации индивидуального плана развития, оценка личностных и деловых качеств, анализ экспертных оценок, аттестация работника, анализ социально-психологического климата коллективов, коррекция, динамика.

     6. Система обучения персонала, включающая определение потребности в обучении (кому чему учить), определение метода обучения (внутрифирменное, специализированное выездное) и затрат, подбор наиболее эффективных форм и методов, преподавателей, организация процесса обучения, анализ результатов (эффективность, практическая направленность) обучения.

     При организации и проведении работ  по подготовке персонала предприятие руководствуется следующими принципами:

     -непрерывность и опережающий характер обучения;

     -групповое обучение в команде для обеспечения проявления способностей каждого в равных условиях и равного получения знаний, стирания барьеров между сотрудниками подразделения и подразделениями;

     -активные методы обучения, позволяющие решать конкретные задачи;

     -обучение в процессе работы.

     Учебно–консультационный центр (УКЦ) создан, чтобы на его базе разрабатывался и реализовался новый подход к обучению персонала с использованием всех инноваций в образовательных технологиях.

     Высокий уровень образования руководителей  предприятия ОАО «ЧАЗ» во многом позволяет организовать на собственной базе постоянную и планомерную работу по повышению образовательного уровня сотрудников предприятия, предоставить возможность для развития потенциала каждого сотрудника.

     Стратегической  задачей УКЦ является  развитие интеллектуального потенциала специалистов предприятий, формирование высокого уровня квалификации работников.

     Основные  направления деятельности УКЦ:

  1. Внутрифирменное обучение для работников предприятия:

     - обучение и повышение квалификации по 20 рабочим специальностям на производственно-экономических лицензионных курсах;

     - Школа кадрового резерва - здесь прошедшие предварительный отбор молодые менеджеры изучают  современные и самые актуальные спецкурсы по психологии, маркетингу, менеджменту, кризисному управлению, экономике - доказывая свое право делать карьеру на вертикали управления родным предприятием. Лучшие из них направляются руководством в передовые российские вузы на обучение по самым востребованным на производстве;

     - Школа линейного руководителя - решает задачу повышения квалификации линейного персонала до уровня, отвечающего требованиям ОАО «ЧАЗ» как современного, конкурентного, гибко управляемого промышленного предприятия;

     - Школа цехорга - обеспечивает обучение цеховых организаторов тем базовым знаниям, которые позволяют им понимать управленческую политику предприятия, видеть соответствующие перспективы развития своего подразделения и выделять стратегические необходимости в развитии и обучении работников;

     - внутрифирменные семинары с привлечением внешних консультантов на самые востребуемые темы и организация передачи знаний полученных на выездных семинарах, курсах, тренингах -  все, без чего немыслимо удерживать квалификацию менеджеров в фарватере современных достижениях мировой науки и практики;

     - обучение вновь принятых работников на адаптационных курсах, наставничество.

  1. Внешнефирменное обучение:

     - получение высшего образования на конкурсной основе, по самым востребуемым на производстве специальностям,

     - образование в самых котируемых школах бизнеса, АНХ, ПО Президентской программе обучения управленческих кадров,

     - курсы, семинары, тренинги в обучающих организациях,

     - обучение на курсах в учебных заведениях рабочим специальностям,

     - аттестация в учебных центрах, комбинатах на различные виды опасных работ.

  1. Внутрифирменное обучение для сторонних организаций и частных лиц:

     - обучение и повышение квалификации по 20 рабочим специальностям на лицензионных производственно-экономических курсах,

     - получение дополнительного образования на курсах для специалистов по 5 направлениям,

     - организация прохождения практики и стажировки на предприятии студентов ВУЗов и учащихся ПУ, техникумов, лицеев.

  1. Дистанционное образование с использованием интернет-технологий. В эру информационных технологий и всепроникающего доступа к Internet-ресурсам современному образовательному центру нельзя стоять в стороне от применения соответствующих методик дистанционного образования. В заводской сети организована возможность получить доступ к некоторым образовательным программам ШКР и получить консультации преподавателей.
  2. Семинары для сторонних предприятий и организаций. То, что к нашим программам растет интерес и вне Агрегатного - дает нам уверенность в собственной компетентности и конкурентоспособности, а для предприятия является залогом достойного уровня работы специалистов УКЦ и преподавателей внутрифирменного обучения.

     В табл.2.6 проведен сравнительный анализ деятельности УКЦ по обучению персонала на ОАО «ЧАЗ» за 20037– 2009 гг., который показал, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилось число обученных на 45,1%, что связано с усилением потребности в обучении персонала, затраты на их подготовку увеличились на 63%.

     Это было связано с:

     1) лицензированием  литейного производства;

     2) увеличением числа обучающихся  по SPC;

     3) ужесточением требований к квалификации рабочих, занятых обслуживанием и эксплуатацией объектов, подконтрольных  органам Госгортехнадзора РФ; переподготовка осуществлялась как в Учебных центрах с отрывом от производства, так и на предприятии; в целях обеспечения безопасной работы на оборудовании с повышенной опасностью и недопущению случаев нарушения правил ТБ на производстве проводится периодическое обучение рабочих на курсах целевого назначения;

     4) внеочередным обучением и аттестацией   специалистов по изменениям правил  устройств и безопасной эксплуатации.

     Затраты средств на обучение в 2007г. составили 59,8%, в 2008 г. – 43,0 % от запланированных, в 2009 г. – 48,1%, так как руководством предприятия была поставлена задача экономии средств, что и было сделано за счет оптимального выбора учебных заведений, программ и развития внутрифирменной системы обучения, уменьшения числа посылаемых на внешнефирменное обучение работников.

     Таблица 2.6

     Анализ  деятельности УКЦ по обучению персонала ОАО «ЧАЗ» за 2007-2009 гг.

Вид обучения Кол-во Темп  роста %
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2008/

2007

2009/

2008

2009/

2007

Переподготовка, чел. 152 283 382 186,2 135,0 251,3
Обучение  второй профессии, чел. 132 258 271 195,5 105,0 205,3
Обучение  профессии (ученики), чел. 3 10 7 333,3 70,0 233,3
Производственно-экономические  курсы, чел. 417 266 243 63,8 91,4 58,3
Курсы целевого назначения, чел. 1861 2474 2057 132,9 83,1 110,5
Повышение квалификации руководителей и специалистов, чел. 253 797 329 315,0 41,3 130,0
Итого обучено, чел. 2818 4088 3289 145,1 80,5 116,7
Затраты средств на подготовку кадров, руб. за 12 месяцев 1 529 979 2 493 656 2 006 271 163,0 80,5 131,1
Затраты средств на подготовку кадров, руб.  плановые 2 559 996 5 798 328 4 173 741 226,5 34,6 78,4
Процент выполнения плана 59,8 43,0 48,1 71,9 111,9 80,4

Информация о работе Корпоративная культура, ее истоки, задачи формирования в российских фирмах. Совершенствование системы обучения персонала (на примере ОА