Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование истоков и факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры в российских фирмах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- раскрыть теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия;
- проанализировать формирование корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ;
- разработать направления совершенствования корпоративной культуры на ОАО «ЧАЗ».
В 2003 году на ОАО «ЧАЗ» на основании концепции работы с кадровым резервом была создана открытая Школа кадрового резерва. Необходимость создания школы обусловлена тем, что в условиях быстрого изменения внешней среды бизнеса, жесткой конкуренции, появления новых технологий, нельзя опираться на знания, которые были получены когда-то в вузе, а тем более в техникумах.
Нужно продолжать учиться на протяжении всей профессиональной жизни, т.к. компетентность персонала становится для предприятия одним из ключевых конкурентных преимуществ. Естественно, что в этих условиях такие старые формы развития персонала, как направление специалистов на курсы, оплата высшего образования, проведение семинаров и т.п., стремительно теряют свою актуальность.
Поэтому
на базе Учебно-консультационного
В рамках УКЦ происходит отбор наиболее способных и перспективных не только к усвоению знаний, но и к преподаванию руководителей, которых предприятие обучает за свой счет по самым эффективным и престижным программам и в самых котируемых учебных заведениях.
Интегрируя полученные знания, умения и навыки в опыт работы на предприятиях, преподаватели создают курсы внутрифирменного обучения с учетом специфики именно нашего предприятия и передают свои знания в рамках Школы кадрового резерва.
В работе Школы кадрового резерва (ШКР) нашли отражение такие основные принципы обучения персонала на ОАО «ЧАЗ», как:
- учим учителей (большинство преподавателей ШКР обучались или продолжают обучение в престижных учебных заведениях, таких как Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Школа делового администрирования ЧЕ-ЛИНК, Школа эффективного лидерства в г. Санкт-Петербург)
- поощрение и привлечение лучших (по итогам обучения в ШКР лучшие слушатели получают дипломы или сертификаты установленного образца, привлекаются к работе в проектах в масштабах предприятия в целом, в том числе и образовательных и в самой ШКР; для них разрабатываются также планы личного развития).
Основные факультеты Школы кадрового резерва:
- факультет эффективного управления,
- факультет технического развития,
- факультет бизнес психологии.
Целевой группой ШКР является кадровый резерв, перспективные молодые руководители, специалисты и рабочие.
5. Система оценки персонала, включающая анализ выполнения работником функций, анализ реализации индивидуального плана развития, оценка личностных и деловых качеств, анализ экспертных оценок, аттестация работника, анализ социально-психологического климата коллективов, коррекция, динамика.
6. Система обучения персонала, включающая определение потребности в обучении (кому чему учить), определение метода обучения (внутрифирменное, специализированное выездное) и затрат, подбор наиболее эффективных форм и методов, преподавателей, организация процесса обучения, анализ результатов (эффективность, практическая направленность) обучения.
При организации и проведении работ по подготовке персонала предприятие руководствуется следующими принципами:
-непрерывность и опережающий характер обучения;
-групповое обучение в команде для обеспечения проявления способностей каждого в равных условиях и равного получения знаний, стирания барьеров между сотрудниками подразделения и подразделениями;
-активные методы обучения, позволяющие решать конкретные задачи;
-обучение в процессе работы.
Учебно–консультационный центр (УКЦ) создан, чтобы на его базе разрабатывался и реализовался новый подход к обучению персонала с использованием всех инноваций в образовательных технологиях.
Высокий
уровень образования
Стратегической задачей УКЦ является развитие интеллектуального потенциала специалистов предприятий, формирование высокого уровня квалификации работников.
Основные направления деятельности УКЦ:
- обучение и повышение квалификации по 20 рабочим специальностям на производственно-экономических лицензионных курсах;
- Школа кадрового резерва - здесь прошедшие предварительный отбор молодые менеджеры изучают современные и самые актуальные спецкурсы по психологии, маркетингу, менеджменту, кризисному управлению, экономике - доказывая свое право делать карьеру на вертикали управления родным предприятием. Лучшие из них направляются руководством в передовые российские вузы на обучение по самым востребованным на производстве;
- Школа линейного руководителя - решает задачу повышения квалификации линейного персонала до уровня, отвечающего требованиям ОАО «ЧАЗ» как современного, конкурентного, гибко управляемого промышленного предприятия;
- Школа цехорга - обеспечивает обучение цеховых организаторов тем базовым знаниям, которые позволяют им понимать управленческую политику предприятия, видеть соответствующие перспективы развития своего подразделения и выделять стратегические необходимости в развитии и обучении работников;
- внутрифирменные семинары с привлечением внешних консультантов на самые востребуемые темы и организация передачи знаний полученных на выездных семинарах, курсах, тренингах - все, без чего немыслимо удерживать квалификацию менеджеров в фарватере современных достижениях мировой науки и практики;
- обучение вновь принятых работников на адаптационных курсах, наставничество.
- получение высшего образования на конкурсной основе, по самым востребуемым на производстве специальностям,
- образование в самых котируемых школах бизнеса, АНХ, ПО Президентской программе обучения управленческих кадров,
- курсы, семинары, тренинги в обучающих организациях,
- обучение на курсах в учебных заведениях рабочим специальностям,
- аттестация в учебных центрах, комбинатах на различные виды опасных работ.
- обучение и повышение квалификации по 20 рабочим специальностям на лицензионных производственно-экономических курсах,
- получение дополнительного образования на курсах для специалистов по 5 направлениям,
- организация прохождения практики и стажировки на предприятии студентов ВУЗов и учащихся ПУ, техникумов, лицеев.
В табл.2.6 проведен сравнительный анализ деятельности УКЦ по обучению персонала на ОАО «ЧАЗ» за 20037– 2009 гг., который показал, что в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличилось число обученных на 45,1%, что связано с усилением потребности в обучении персонала, затраты на их подготовку увеличились на 63%.
Это было связано с:
1)
лицензированием литейного
2) увеличением числа обучающихся по SPC;
3) ужесточением требований к квалификации рабочих, занятых обслуживанием и эксплуатацией объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора РФ; переподготовка осуществлялась как в Учебных центрах с отрывом от производства, так и на предприятии; в целях обеспечения безопасной работы на оборудовании с повышенной опасностью и недопущению случаев нарушения правил ТБ на производстве проводится периодическое обучение рабочих на курсах целевого назначения;
4)
внеочередным обучением и
Затраты средств на обучение в 2007г. составили 59,8%, в 2008 г. – 43,0 % от запланированных, в 2009 г. – 48,1%, так как руководством предприятия была поставлена задача экономии средств, что и было сделано за счет оптимального выбора учебных заведений, программ и развития внутрифирменной системы обучения, уменьшения числа посылаемых на внешнефирменное обучение работников.
Таблица 2.6
Анализ деятельности УКЦ по обучению персонала ОАО «ЧАЗ» за 2007-2009 гг.
Вид обучения | Кол-во | Темп роста % | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008/
2007 |
2009/
2008 |
2009/
2007 | |
Переподготовка, чел. | 152 | 283 | 382 | 186,2 | 135,0 | 251,3 |
Обучение второй профессии, чел. | 132 | 258 | 271 | 195,5 | 105,0 | 205,3 |
Обучение профессии (ученики), чел. | 3 | 10 | 7 | 333,3 | 70,0 | 233,3 |
Производственно-экономические курсы, чел. | 417 | 266 | 243 | 63,8 | 91,4 | 58,3 |
Курсы целевого назначения, чел. | 1861 | 2474 | 2057 | 132,9 | 83,1 | 110,5 |
Повышение квалификации руководителей и специалистов, чел. | 253 | 797 | 329 | 315,0 | 41,3 | 130,0 |
Итого обучено, чел. | 2818 | 4088 | 3289 | 145,1 | 80,5 | 116,7 |
Затраты средств на подготовку кадров, руб. за 12 месяцев | 1 529 979 | 2 493 656 | 2 006 271 | 163,0 | 80,5 | 131,1 |
Затраты средств на подготовку кадров, руб. плановые | 2 559 996 | 5 798 328 | 4 173 741 | 226,5 | 34,6 | 78,4 |
Процент выполнения плана | 59,8 | 43,0 | 48,1 | 71,9 | 111,9 | 80,4 |