Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26
создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное
общество для развития экономической теории в связи со статистикой и
математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.
Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация
стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации
послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо
принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких
альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового
этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в
предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о
том, что управление
— это не только наука, но и искусство.
3. РАЗНООБРАЗИЕ
МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ
Изучение
американской модели
Именно в
США впервые сформировалась
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,
основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал
Урвик сделали много для популяризации основных положений классической
школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех
других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е
гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание
того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к
положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и
сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в
настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации
3. Корпорация
как основная форма
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных
исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это —
традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение
экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного
поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов
через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с
помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является
наиболее эффективным.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую
организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация
(акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности
стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-
х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный
анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные
исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная
культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу
для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям,
происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества
трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к
разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации
производства, решению
разнообразных внешних и
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы
менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает
главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания
специалиста.
3.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ
За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на
мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран
мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения
земного шара.
Одной из
главных причин стремительного
успеха Японии является
ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом
японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а
группу людей.
Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к
социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение
окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают
через призму социальных потребностей.
В отличие
от работников других стран,
японцы не стремятся к
выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение
менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в
управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые
позволяют менеджеру принять правильное решение.
До развития в Японии капиталистического способа производства ей было
присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного
производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом
сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого
из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по
выслуге лет.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух»
фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше
личных интересов отдельных работников.
Центральное
место в оперативном
управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время
действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются
мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев.
Это является результатом ее продуманности и простоты.
В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно
предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том,
что на всех фазах производственного процесса отказались от производства
продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя
нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.
Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на
американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику
другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего,
психологических
и социально-культурных факторов.
3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские
исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой
принципов управления.
Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода
«исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в
связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и
тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.
Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье
Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в
понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемами
научного управления
Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный
немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип»
административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого
внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил
Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих
отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем
их коллеги в США и Японии.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко
прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в
управлении».
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование
подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял
изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового
поведения.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой
кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была
сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс
обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал
немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под
руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда.