История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.

Содержание

Введение 3
Цель курсовой работы 5

Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Истор. развития теории и практики менеджмента.docx

— 109.52 Кб (Скачать)

специализированное  распределение труда, четкая управленческая иерархия,

правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма,

основывающиеся  на компетенции работника.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребности, имеющие

психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение

всех потребностей людей на пять групп: физиологические, безопасности,

социальные, уважения и самовыражения.

КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией

поставленных целей.

КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подразделения, которые

на добровольных началах собираются для того, чтобы  обсудить проблемы

качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно

члены группы получают специальную подготовку, позволяющую  им выявлять

проблемы, связанные  с качеством.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — традиционно-

бюрократическая форма организации, в противоположность  органической или

адаптивной структуре. 
 
 

МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — процесс стимулирования самого себя и других на

деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих  целей

организации.

ПЕРВИЧНЫЕ  ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденные

потребности, такие, например, как потребность самосохранения.

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

процесс выбора целей  и решений, необходимых для их достижения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, который идет на риск при  создании

новой организации  или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанных

непрерывных действий или функций в рамках организации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организациях изменение

условий труда  путем расширения объема или углубления содержательности работ

в целях повышения  внутренней удовлетворенности работников.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) —  общий, всесторонний план достижения целей.

ТАКТИКА (ТАСПС) —  краткосрочная

стратегия для  достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне

руководителей среднего звена.

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения  точки зрения одного

человека другим. 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. 

   Основы  менеджмента: Пер. с англ. –  М.: Дело, 2000. – 704 с. 

2. Семенова И.И.

   История  менеджмента: Учебное пособие  для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –

   222 с.

3. Попов А.В.

   Теория  и организация американского  менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

4. Кунц Г., О’Доннел С.

   Управление: системный и ситуационный анализ  управленческих функций. – М.:

   Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

История развития теории и  практики менеджмента

Московская государственная  геологоразведочная академия 
 

                            Имени С. Орджоникидзе 
 

                           Экономический факультет 

             Учебно-методический Центр высшего  и второго высшего

                         экономического образования 
 
 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 

                     По учебной дисциплине «Менеджмент» 
 

   На тему: «История развития теории и практики менеджмента (отечественная

                    история и история зарубежных  стран)» 
 
 

      Выполнила студентка 

      группы ЗЭГт – 2000К

      Кафырина Ирина Евгеньевна 
 
 

      Научный руководитель –

      Профессор Е. И. Комаров 
 
 

                              Москва – 2001 г. 

ПЛАН 
 

Введение    3 

Цель курсовой работы   5 
 

Основная часть 

1. Эволюция управленческой  мысли  6

2. Возникновение,  формирование и содержание различных

    школ  менеджмента   9

      2.1. Школа научного управления    9

      2.2. Классическая (административная) школа  в

              управлении     10

      2.3. Школа психологии и человеческих  отношений     11

      2.4. Школа науки управления (количественная  школа) 13

3. Разнообразие  моделей менеджмента     15

      3.1. Особенности американской модели   15

      3.2. Характеристика японской модели    16

      3.3. Западноевропейская модель менеджмента   17

4. Развитие менеджмента  в России  20 

Заключение  24 

Словарь основных понятий     25 

Список литературы      26 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 
 

   Актуальность  выбранной мной темы состоит  в следующем:

   Любая наука  базируется на  использовании   исторического  опыта.  Изучение

уроков истории  позволяет избежать противоречий и  ошибок,  встречающихся  на

ранних этапах развития науки.

   Наука управления  в этом отношении мало отличается  от других наук.  Как  и

любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим и  будущим. Анализ  прошлого

позволяет лучше  понять настоящее, чтобы  спрогнозировать  будущее  развитие.

Знание истории  прошлого необходимо по следующим основным причинам:

• всегда интересно  и нужно;

• позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и  объем своих знаний;

• дает возможность  проанализировать  основные  вехи  эволюционного  развития

науки и систематизировать  их;

• позволяет извлечь  соответствующие  уроки  из  прошлого  с  тем,  чтобы  не

повторять ошибок в будущем.

   Знание  и осмысление прошлого способствует  лучшему пониманию  современного

состояния науки, а также  появлению  и  формированию  новых  идей.  Развитие

науки  управления  свидетельствует,  что  нежизненные  концепции  гибли,   а

оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

   Как показывает  предшествующий опыт развития  многих стран мира,  обращение

к истории  часто  происходило  в  критические,  судьбоносные  периоды  жизни

общества, в периоды  поиска путей выхода из сложившейся  кризисной  ситуации.

Так было, например, в период реформирования системы  управления в СССР в  60-

е гг., когда  взоры  многих  отечественных  ученых  устремились  в  прошлое,

осмысление  которого  должно  было  помочь  в   поиске   путей   выхода   из

создавшегося положения.

   Аналогичный  всплеск интереса  к  прошлому,  связанный  с  реформированием

системы управления в СССР в 1979 г., произошел в  СССР  в 80-е гг.,  когда

также появился целый  рад  работ  по  изучению  эволюции  зарубежного  опыта

управления. Перестройка  системы управления,  начатая  в  нашей  стране  М.С.

Горбачевым, также  сопровождалась возрастанием интереса к  изучению  развития

управленческой  мысли.

   Создание  принципиально  новой  системы   управления  в  России  адекватной

рыночным отношениям, является неотъемлемой  составляющей  построения  нового

общества.

     Управление   в   условиях   рынка   получило   название    менеджмента.

Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он  ориентирует

фирмы  на  удовлетворение  потребностей  рынка,  на   постоянное   повышение

эффективности производства (получение оптимальных результатов  с  наименьшими

затратами), на свободу  в  принятии  решений,  на  разработку  стратегических

целей и программ и их постоянную корректировку в  зависимости  от  состояния

рынка.

    Менеджмент  – это умение добиваться поставленных  целей,  используя  труд,

интеллект, мотивы  поведения  других  людей.  Крупнейшие  корпорации,  банки

составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От  них

зависят правительства,  многие  из  них  имеют  транснациональный  характер,

простирая    свои    производственные,     распределительные,     сервисные,

информационные  сети по всему миру. А  значит,  решения  менеджеров,  подобно

решениям государственных  деятелей, могут определять судьбы миллионов  людей,

государств и  целых регионов.

   Однако  роль менеджеров не ограничивается  их присутствием лишь в  огромных

многоуровневых  и разветвленных корпоративных  структурах управления или же  в

государственном аппарате. В зрелой  рыночной  экономике не  менее важен  и

малый бизнес. По количеству  это  более  95%  всех  фирм,  по  значению  это

наибольшая приближенность к повседневным  нуждам  потребителей  и  в  то  же

время полигон  технического прогресса в сфере  нововведений.  Для  большинства

населения это  еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий  в

производстве  и  сфере  обслуживания  приватизированы  и,  наряду  с   вновь

созданными, относятся  к  малому  бизнесу.  Умело управлять ими -  значит

выжить, устоять,  вырасти.  Как  это  сделать  -  тоже  вопрос  эффективного

менеджмента.

   Термин  «менеджмент» применим к любым  типам  организаций,  но,  если  речь

идет  о  государственных  органах  любого   уровня,   то   более   правильно

использовать  термин  –  «государственное  управление»,  а  для  обозначения

обезличенной системы  управления употребляется термин «администрирование». 
 

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 
 

    Основываясь   на  аргументации  об  актуальности  выбранной  темы,  можно

определить целевую  ориентацию работы.

  Цель  курсовой  работы  рассмотреть  и  проанализировать  этапы   истории

развития  теории и практики менеджмента.

  В соответствии  с данной целью в курсовой  работе мною  решаются  следующие

Информация о работе История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран)