Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26
потребовало создания новой общественной организации управления
социалистическим производством.
В первые
годы Советской власти
ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев,
Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами
совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и
обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением
методики трудовых установок в практическую деятельность занимался
Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС.
Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось
инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая
разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы
исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная
роль в развитии научной
принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный
вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция
Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад
Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им
обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.
Проблемы научной
организации труда получили
П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации
труда на все сферы человеческой деятельности.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам
развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки
ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции
были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во
главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между
двумя течениями
закончилась созданием
Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих
дискутировавших платформ.
Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической
организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все
операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном
процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-
последовательное, показал их влияние на длительность производственного
цикла.
В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по
созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом
которой был выход в свет первого советского учебника по организации
производства. В эти же годы было положено начало формированию системы
подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием
для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для
того времени
специальность — инженер-
вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.
В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью,
сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.
Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении
административно-командных методов руководства. Научная работа велась по
проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа
в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место
сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х
гг. тематика исследований по проблемам организации и управления
предприятиями начала постепенно расширяться.
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и
строительством по территориальному принципу через Советы народного
хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным
назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии
промышленности.
К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви
экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием
на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей
стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М.
Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления
производством.
Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по
вопросам совершенствования системы и методов управления народным
хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется
проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы
управления народным хозяйством. К ним относятся:
1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
2. Реформа системы управления 1979 г.
3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к
рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
В
связи с произошедшими
управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.
Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,
предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-
административную систему
2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного
регулирования;
3) создание
системы управления на основе
регулируемой рыночной
Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал
предложениям правительства.
Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила
программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый
комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта
программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».
По итогам
дискуссии был принят
системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена
программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение
административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался
процесс формирования рыночных отношений в России.
Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала
экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает
ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин
сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства
правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.
Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует
управления, руководства, регулирования со стороны государства.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего
механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической
деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы
западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение
приобретает получение
нового знания по искусству управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать
следующие выводы:
1.Подготовка
современных менеджеров-
истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков,
прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного
управления, классическая (административная) школа, школа психологии и
человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а
также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,
Э. Мэйо и др.
2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая
должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В
условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха
становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
3.Большое
значение приобретает
опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе
собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития
теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных
отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных
теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в
практической деятельности российских организаций. Основной особенностью
управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей
совершенствования системы управления, выработка позиции по различным
проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе
творческого осмысления
передового зарубежного опыта.
СЛОВАРЬ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характерно