Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26
Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась
классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
. четкое функциональное разделение труда;
. передача команд и распоряжений сверху вниз;
. единство распорядительства («никто не работает более чем на одного
босса»);
. соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным
числом подчиненных).
Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них
определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической
деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между
органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки
информации.
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются
справедливой критике
со стороны теоретиков и практиков
менеджмента.
3. ШКОЛА
ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Одним
из недостатков школы
было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого
фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности
организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая
устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической
школой.
Первая
попытка применить
производства была предпринята профессором Гарвардского университета США
Г. Мюнстербергом.
В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в
центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины
«человеческих отношений»
обычно связывают с именами
Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области
социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений
является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является
профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
Представители
школы «человеческих
серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке
формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к
тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей».
Это — не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам
школы психологии и
игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в
производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с
помощью социально-психологических методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и
человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение
в новых, более
сложных и современных
Большое
место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе
человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К
числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание,
следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным
представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы
менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес
значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов,
сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства,
поведения людей в организациях.
4. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛИЧЕСКТВЕННАЯ
ШКОЛА)
Становление школы науки
статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний.
Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л.
Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н.
Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно
функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два
главных направления:
1. Рассмотрение
производства как «социальной
системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и
использования кибернетического подхода, включая применение
математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих
систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции
управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным
подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в
определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор
обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в
определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела
определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на
организацию.
Второе
направление школы науки
и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют
это направление новой школой.
Начало
применения математических
XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).
Возможность
использования математики для
решения экономических
вызвала большой интерес в России.
Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-
математических методов (ЭММ).
Особое
место принадлежит Д.Е.
теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал
статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала
большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет
эта статья получила мировое признание.
Первая
в стране Лаборатория экономико-
создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное
общество для развития экономической теории в связи со статистикой и
математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.
Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация
стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации
послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо
принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких
альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового
этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в
предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о
том, что управление
— это не только наука, но и искусство.
3. РАЗНООБРАЗИЕ
МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ
Изучение
американской модели
Именно в
США впервые сформировалась
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы,
основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал
Урвик сделали много для популяризации основных положений классической
школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех
других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е
гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание
того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к
положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и
сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в
настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации
3. Корпорация
как основная форма
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных
исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это —
традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение
экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного
поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов