Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26
задачи:
1.Выявить основные
стадии развития науки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить
этапы эволюции менеджмента в
России.
1. ЭВОЛЮЦИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Ни
одна организация, ни одно
управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком
виде, в котором мы
имеем его в настоящее время, появилось
не сразу.
Как только
доисторические люди стали
появилась необходимость управления
На первом
этапе, когда группы людей
сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем,
по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась
необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это
потребовались века.
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким
свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого
искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого
планирования.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления
производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой
деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить
нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед
ним задач.
Линейная структура
управления государством
управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех
ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима
осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило
укрепить могущество Римской империи.
В практике управления существуют примеры организаций, возникших в
глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря
созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская
католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа,
кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.
К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена
недостаточно.
Переворот
в производственных отношениях
связан с промышленной
начавшейся в середине XVIII в.
С промышленной
революцией связано выделение
верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который
вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом
этапе развития управления
от принципа
надзора за работниками к
основах.
Промышленная
революция дала толчок
практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли
английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя
не отметить огромного вклада
английского социалиста-
Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее
других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к
необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100
лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое
влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями
природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой
науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит
необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не
в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет
необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от
собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось
необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким
образом, результатом разделения труда явилось обособление управления,
которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного
труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать
управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут
отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим
капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально
подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития
монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой
внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше
использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как
управления особого рода являются:
. индустриальный
способ организации
. развитие рыночных
отношений, основными
предложение и цена.
Для
систематизации этапов
использовался исторический подход с применением хронологического
принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную
классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов
На протяжении
всей истории развития
управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную
классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в
известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически
невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти
один универсальный принцип, который следует положить в основу
классификации.
В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на
классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие
управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода,
которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых
базируется на
своих позициях и взглядах:
|Подход с точки зрения научного Школа научного управления |
|управления
|Административный подход Классическая |
|(административная)
|школа в управлении
|Подход с точки зрения человече- Школа психологии и |
|человеческих
|ских отношений и подход с точки отношений |
|зрения науки
о поведении
|Подход с точки зрения количест- Школа науки управления |
|венных методов
Потребность
разработки новых
связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического
прогресса.
Все вышеуказанные
школы внесли значительный
управлении.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и
связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно
«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,
а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их
обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому
предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать
основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.
Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание
применительно к его концепции.
Метод исследования
Тейлора заключался в
труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд
распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было
создание системы научной организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его
организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему
использованию производственных фондов предприятия. Требование
рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были
возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в
системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным
вкладом Тейлора было