Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:35, реферат
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории
развития теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие
задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки
классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ
управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в России.
Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26
верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который
вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом
этапе развития управления
от принципа
надзора за работниками к
основах.
Промышленная
революция дала толчок
практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли
английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.
Нельзя
не отметить огромного вклада
английского социалиста-
Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее
других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к
необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100
лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое
влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями
природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой
науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит
необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не
в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет
необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от
собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось
необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.Таким
образом, результатом разделения труда явилось обособление управления,
которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного
труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать
управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут
отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим
капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально
подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития
монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой
внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше
использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как
управления особого рода являются:
. индустриальный
способ организации
. развитие рыночных
отношений, основными
предложение и цена.
Для
систематизации этапов
использовался исторический подход с применением хронологического
принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С. 0'Доннел разработали более подробную
классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов
На протяжении
всей истории развития
управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную
классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в
известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически
невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти
один универсальный принцип, который следует положить в основу
классификации.
В американском учебнике по управлению описан современный взгляд на
классификацию подходов и школ, а также оценен их реальный вклад в развитие
управленческой мысли. В настоящее время известны четыре важнейших подхода,
которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых
базируется на
своих позициях и взглядах:
|Подход с точки зрения научного Школа научного управления |
|управления
|Административный подход Классическая |
|(административная)
|школа в управлении
|Подход с точки зрения человече- Школа психологии и |
|человеческих
|ских отношений и подход с точки отношений |
|зрения науки
о поведении
|Подход с точки зрения количест- Школа науки управления |
|венных методов
Потребность
разработки новых
связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического
прогресса.
Все вышеуказанные
школы внесли значительный
управлении.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и
связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно
«научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент,
а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их
обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому
предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать
основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.
Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание
применительно к его концепции.
Метод исследования
Тейлора заключался в
труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд
распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было
создание системы научной организации труда, базирующейся на основе
экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его
организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами
рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему
использованию производственных фондов предприятия. Требование
рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были
возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в
системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным
вкладом Тейлора было
это определенная специальность.Основной задачей предложенной им системы
Тейлор считал
сближение интересов всего
Философскую
основу системы Тейлора
экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В
основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим
стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью
соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной
производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался
в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.
Цели не были достигнуты.
Идеи Ф.
Тейлора были развиты его
очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт
внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами
рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения
выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный
вклад в развитие системы
исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому
производству независимо от рода его деятельности.
Генри Форд
продолжил идеи Тейлора в
системе Тейлора
центральное место занимал
труд машинами,
т. е. сделал дальнейший шаг в развитии
системы Тейлора.
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ШКОЛА В
УПРАВЛЕНИИ
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок
времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри
Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из
основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном
вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением
эффективности производства, представители классической школы занялись
разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов
управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому
часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления
на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические,
относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его
доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П.