Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 09:56, курсовая работа
Цель исследования: на основе анализа роли Интранет-сайта ЧГАКИ в поддержании корпоративной культуры вуза, разработать рекомендации по его оптимизации.
Для достижения цели исследования потребовалось решить следующие основные задачи:
1. дать определение, описать структуру и главные особенности корпоративной культуры вуза;
2. описать внутренний имидж вуза, как элемент продвижения корпоративной культуры;
3. проанализировать значение интранет-технологий в продвижении корпоративной культуры вуза;
4. проанализировать внутренний сайт ЧГАКИ как PR инструмент по формированию корпоративной культуры;
5. выявить мнение сотрудников, профессорско-преподавательского состава и студентов ЧГАКИ, на выявление лояльности к внутреннему корпоративному сайту Интранет.
Введение……………………………………………………………..............3
1. Корпоративная культура организации, ее значение, методы создания и продвижения
1.1. Понятие, структура и особенности корпоративной культуры вуза……………………………………………………………………………12
1.2. Внутренний имидж, как элемент продвижения корпоративной культуры вуза ………………………………………………………………..26
1.3. Значение интранет-технологий в продвижении корпоративной культуры……………………………………………………………...............34
Глава 2. Значение интранет-технологий в формировании и продвижении корпоративной культуры ЧГАКИ
2.1. Анализ внутреннего сайта ЧГАКИ как PR инструмента по формированию корпоративной культуры………………………………….42
2.2. Рекомендации по оптимизации работы Интранет сайта ЧГАКИ……57
Заключение ……………………………………………………………........61
Список использованной литературы …………………………………........65
Вторая группа объединяет определения, в которых культура организации рассматривается как способ существования, адаптации к внешней среде. Определение Э. Шейна – Корпоративная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми не писаными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
В нашем исследовании, мы будем опираться на следующее определение корпоративной культуры:
Корпоративная
культура - это набор ценностей,
норм, форм поведения и убеждений,
разделяемых членами
Корпоративная культура представляет собой большую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников. Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д.
Термин «корпоративная культура относится к факторам внутренней среды любой работающей организации. Все организации имеют «свое лицо» - внутреннюю культуру, которую определяют работающие в них люди, их предположения и ожидания, ценности и убеждения. Применительно к высшим учебным заведениям этим термином также вполне можно воспользоваться, ведь любой университет, академия, институт – это своего рода корпорация: с сотрудниками, профессорско-преподавательским составом внутри вуза, но также с внешней общественностью, люди, с которыми вуз связан вовне – это выпускники, абитуриенты и их родители.
Корпоративная культура может сознательно создаваться ее ведущими членами или она формируется произвольно с течением времени под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Идея корпоративной культуры носит достаточно абстрактный характер, она окружает все и влияет на все, что происходит в вузе. Формирование и управление корпоративной культуры – это ежедневная работа. Сначала интеллект, воля и поведение руководителей и других членов вуза определяют и формируют ее культуру, а затем культура вуза определяет поведение ее сотрудников и оказывает свое воздействие на то, как вуз справляется со своими заданиями.
На формирование корпоративной культуры вуза оказывают влияние как внешние факторы (национальный общекультурный контекст, общие экономические и политические условия, традиции, культура, деловая среда в целом и в отрасли в частности, изменения в ней, новые веяния и тенденции), так и внутренние (личность руководителей, характер и содержание работы, квалификация, образование, общий уровень развития сотрудников и студентов).
Основой корпоративной культуры является общая система ценностей, цели и планы вуза на будущее.
Структура Корпоративной культуры:
1. Первый уровень – не видимый на поверхности, но определяющий все последующие уровни: общие ценности и убеждения, сознательно сформулированные (вербализированные) и, что очень важно, разделяемые, культивируемые сотрудниками, а также основные цели и задачи вуза (его миссия), стратегия его деятельности и развития.
- стиль
одежды, слоганы (девизы), ритуалы,
церемонии, формальные и
- легенды, мифы и символы, мотивирующие сотрудников, профессорско-преподавательский состав и студентов вуза;
- способ коммуникации, манера общения, общий язык, способствующий эффективному взаимодействию внутри вуза. [26]
Целенаправленное формирование (изменение) корпоративной культуры – это длительный и сложный процесс. Основные этапы этого процесса: определение главных целей и задач (миссии) вуза, на этой основе – формулирование его базовых ценностей и уже затем – описание норм и стандартов поведения персонала вуза, создание или поддержание его традиций и символики. [31]
Ядром корпоративной культуры являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в вузе. Именно ценности, декларируемые и разделяемые руководством вуза, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность внутренней аудитории, формируется единство взглядов и действий и за счет этого обеспечивается достижение целей вуза. В корпоративной культуре ценности служат стимулом, необходимым условием для эффективной работы и вообще любого рода взаимодействия. Корпоративные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена вуза, выгодно отличающая его от многих других. Очень важно, чтобы внутренняя аудитория разделяла ценности, заданные вузом (его ректором). Современные сотрудники и студенты не только рассчитывают на то, что будут материально преуспевать, но также предпочитают психологически комфортно себя чувствовать в вузе, культурные ценности которого соответствуют их личностным ценностным ориентациям. Не все корпоративные ценности, осознаваемые и даже принимаемые внутренней аудиторией в качестве таковых, действительно становятся их личностными ценностями. Необходимым является практическое включение внутренней аудитории в деятельность вуза, направленную на реализацию этой ценности. Только ежедневно действуя в соответствии с корпоративными ценностями, соблюдая установленные нормы и правила поведения, сотрудник, преподаватель и студент, может стать полноценным членом своего вуза, соответствуя внутригрупповым социальным ожиданиям и предъявляемым требованиям.
Сформулированные ценности, на которых строится основная деятельность ЧГАКИ
Ценности
организации или вуза должны находить
отражение в базовых документах: в
Положении, где определены приоритетные
цели и задачи, в нормативных документах,
регламентирующие деловую культуру вуза,
в стратегическом плане развития и т.п.
Но при этом, корпоративные ценности организации
или вузов не всегда могут быть четко сформулированы,
описаны в виде отдельного документа,
поскольку при этом вряд ли удастся избежать
общих мест и деклараций.
Миссия вуза
Постулирует главное предназначение вуза в обществе, смысл его функционирования. Виды миссий: общечеловеческое предназначение, главная стратегическая цель, самосовершенствование, национальная идея. Это цель (или несколько главных целей) существования вуза, вырабатывающая коллективное сознание, устанавливающая ориентиры взаимоотношений между сотрудниками, преподавателями и студентами, образцы поведения по отношению к объектам интереса вуза, мобилизующая на достижение корпоративных целей и задающая значимость деятельности вуза в социальном аспекте.
Миссия включает в себя:
- идеологию, или основные принципы деятельности вуза;
- имидж-образ, который вуз создает и поддерживает для внешней и внутренней среды.
Обычно миссия выражается предельно кратко, на одной странице, в ней отражены, три-пять базовых положений. Учитывая, что основной задачей любого вуза является его образовательная, научная и воспитательная деятельность. Каждый вуз по-своему определяет, что для него является приоритетным в образовательной деятельности, в развитии своего научного лица, в деле воспитания студентов.
Миссия ЧГАКИ: Академия – один из ведущих вузов РФ в сфере культуры и искусства, формирующий культурное пространство России и, в первую очередь, Уральского региона, его включение в глобальные и общенациональные социокультурные процессы путем создания инновационной образовательной среды, направленной на:
- интеграцию
усилий и интересов органов
власти всех уровней,
- освоение, сохранение и генерацию опыта культуротворчества;
- подготовку
специалистов, способных и готовых
к самостоятельной социально-
Фирменный стиль – это существенная часть корпоративной культуры, формирующая у социального окружения впечатление о вузе; это лицо, облик, способ существования вуза, отличающийся совокупностью своеобразных приемов, манер поведения, характеристик общения и проявляющийся в основном в поведении по отношению к субъектам взаимодействия вуза во внешней и внутренней среде. [14] Его формирование – это внутреннее дело вуза являющееся предметом неустанной заботы всех сотрудников и студентов. Немаловажное значение для развития корпоративной культуры ЧГАКИ имеют эмблема и другая вузовская атрибутика (флаг, гимн, значки и т.д.). Участников всех массовых мероприятий, будь то праздничное шествие или студенческий фестиваль, всегда легко узнать по ярким фирменным футболкам, бейсболкам, шарфам, флагам и другим предметам – атрибутам фирменного стиля.
В рамках вузовской культуры происходит формирование студенческой субкультуры.
В данном случае студенты рассматриваются не как «клиенты», а как члены коллектива, со своими интересами и потребностями. На них делается упор при формулировании норм и правил корпоративной культуры вуза (стиля управления и администрирования, норм поведения и отношения к студентам). Одним из основных механизмов формирования студенческой субкультуры является создание системы студенческого самоуправления.
Это крайне полезно для вузов, так как в хорошо организованном самоуправлении заинтересованы все.
Одной из форм социализации студентов является ритуал посвящения. Сначала первокурсники знакомятся с вузом, его правилами и традициями. Далее следуют поздравления руководства вуза и преподавателей, концерт, чтобы первокурсники лучше освоились в новой обстановке и познакомились с коллективом вуза, устраиваются совместные походы, экскурсии, спортивные матчи. Чтобы определить, какие ценности культивируются в студенческой среде вузов, достаточно ознакомиться с объявлениями, размещенными на стендах вуза, новостями на вузовском сайте и материалами в газете. На первом месте здесь ориентация на чувства товарищества и дружеской поддержки, помощи окружающим. В студентах поддерживается стремление к лидерству и жизненному успеху, основанному на знаниях и общественной пользе.
Неотъемлемой частью университетской корпоративной культуры является стимулирование студенческой активности. Студенты ЧГАКИ известны своими победами во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, участием в программах международных обменов, в конференциях и грантовых проектах. Любой творчески настроенный студент обязательно найдет в вузе занятие по душе.
Также частью вузовской корпоративной культуры является работа с выпускниками. Качество высшего образования наилучшим образом проявляется в том, насколько успешны выпускники того или иного вуза.
Формирование культурных традиций способствует развитию вуза как научно-педагогического учреждения и культурного феномена. [58] Гармоническое развитие личности преподавателя, профессора, его воспитание невозможны без предоставления ему условий для самореализации в области культуры в широком смысле этого слова.
Новая вузовская специфика обусловила создание системы коммуникаций и открытого информационного пространства внутри вуза. Уделяется внимание поддержанию работы вузовского Интранет сайта, который стал источником новостей о вузе. Посетители Интранет сайта могут пользоваться электронной базой вузовской библиотеки.
Стили поведения, характеризующие внутреннюю общественность конкретного вуза - специфические ритуалы и церемонии.
Психологический климат в вузе – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатий, совпадения характеров, интересов, склонностей. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения внутренней общественности друг к другу и к труду. Ни один из этих компонентов в отдельности не может быть отождествлен с культурой вуза. Однако в совокупности они могут дать довольно полное представление о корпоративной культуре. Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в вузе, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Каждый сотрудник, преподаватель и студент приходя в вуз, проходит через определенную процедуру организационной социализации, в ходе которой он месяц за месяцем постигает все те мельчайшие нюансы, которые в совокупности и образуют корпоративную культуру.