Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7
1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7
1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8
1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10
1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11
1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12
2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32
2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………………………………...63
Список использованных источников и литературы………………………………65
Приоритетные
задачи, на решение которых должна
быть направлена деятельность Росфиннадзора,
определяются в Послании Президента
РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетном
послании Президента РФ, Программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу. Контрольно-надзорные
мероприятия в большинстве
Внеплановые
мероприятия могут проводиться
по поручениям Президента РФ, Председателя
и заместителей Председателя РФ, министра
финансов РФ. В их основе могут лежать
обращения органов Прокуратуры,
Министерства внутренних дел РФ, Федеральной
службы безопасности РФ. Существует строгая
процедура оформления внеплановых
проверок: они должны быть мотивированы
и обоснованы, а обращения о
проведении проверок - подписаны соответствующими
должностными лицами. В качестве примера
внепланового мероприятия можно
привести проверку расходования бюджетных
средств ЗАТО (закрытого административно-
Заметим,
что по результатам работы ФС ФБН
за год составляется специальный
Доклад, имеющий характер отчета (к
настоящему моменту подготовлен
отчет по результатам 2005 года). Кроме
того, составляется план деятельности
Службы. Так, был выработан План контрольной
и надзорной работы ФС ФБН на 2006
год, определены основные направления
деятельности ФС ФБН на 2006-2008 годы.Ключевым
полномочием Росфиннадзора
Приведенный
выше пример позволяет также составить
представление о функции
В Положении
о ФС ФБН также закреплено полномочие
Службы по контролю и надзору «за
исполнением органами финансового
контроля федеральных органов
Очевидно,
что при выявлении ФС ФБН в
ходе проверок и ревизий случаев
неправомерного использования средств,
нарушений бюджетного законодательства,
а также иных правонарушений должны
применяться меры ответственности.
Проблема заключается в том, что
и здесь отсутствует
В сфере
деятельности ФС ФБН законодательно
закреплены санкции за нецелевое
использование средств
Наконец,
Росфиннадзор является органом валютного
контроля, в связи с чем он наделен
полномочиями по контролю и надзору
«за соблюдением резидентами
и нерезидентами (за исключением
кредитных организаций и
Одной
из функций Росфиннадзора является
«организация формирования и ведения
единой информационной системы контроля
и надзора в финансово-
Завершая
краткий обзор основных функций
Росфиннадзора в сфере
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на относительно недолгий период существования, ФС ФБН ведет достаточно эффективную работу по осуществлению финансового контроля в бюджетной сфере. Оценивая необходимость создания такого органа государственного финансового контроля как Росфиннадзор и действенность проводимых им мероприятий, можно отметить ряд положительных моментов.
Во-первых, впервые в системе федеральных органов исполнительной власти создан обособленный орган, основной задачей которого является именно финансовый надзор в бюджетной и валютной сферах. Вплоть до 2004 года данные задачи возлагались на департаменты внутри Министерства финансов РФ, что вызывало сомнения в объективности проводимых мероприятий. Во-вторых, Росфиннадзор обладает развитой системой территориальных органов, которые действуют в рамках общего плана, утверждаемого ежегодно. Таким образом, финансово-бюджетный и валютный контроль проводятся в масштабе всей страны. В-третьих, деятельность ФС ФБН достаточно регламентирована и осуществляется в соответствии с ежегодным планированием. Обеспечено и информационное обеспечение граждан и организаций по вопросам деятельности Службы. Наконец, среди полномочий Росфиннадзора появилось новое направление деятельности, а именно, контроль за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре. В соответствии с приведенной статистикой мероприятия Службы достигают необходимого результата и способствуют выявлению различных правонарушений в области федерального бюджета и в валютной сфере. Отметим также, что в 2006 году Министерство финансов РФ высоко оценило работу Росфиннадзора, охарактеризовав ее как успешную.
С другой
стороны, существуют и отрицательные
моменты. Во-первых, это недостаток
нормативного регулирования деятельности
Росфиннадзора и отсутствие необходимых
процедур для эффективной работы.
Необходимо законодательно определить
место и роль каждого органа государственного
финансового контроля в единой системе,
выработать общие принципы и методологическую
базу их деятельности, обеспечить механизмы
согласованного функционирования. Функции
и статус ФС ФБН нуждаются в
конкретизации и уточнении. Во-вторых,
остро стоит проблема недостаточно
четкого разграничения
Названные
проблемы характерны для всех финансово-контрольных
органов РФ на данном этапе развития.
Их решение должно осуществляться на
уровне системы государственного финансового
контроля, а не отдельного органа. Цель
же конкретного органа государственной
власти состоит в четком выполнении
его задач в соответствии с
едиными стандартами, при строгом
соблюдении законодательно установленных
правил и ограничений. В 2006 году Росфиннадзором
были разработаны проект единых стандартов
государственного финансового контроля
для контрольных органов
Для построения
эффективной системы
Глава III. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации
В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.
В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.
Первый
подход отражает позицию ряда авторов,
рассматривающих процесс