Государственный контроль. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7

1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7

1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8

1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10

1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11

1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12

2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15

2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15

2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20

2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32

2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41

3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58

Заключение……………………………………………………………………………...63

Список использованных источников и литературы………………………………65

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 97.35 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7

1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7

1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8

1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10

1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11

1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12 

2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15

2.1 Общая  характеристика федеральных органов  государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15

2.2 Место  и роль Счетной палаты РФ  в системе государственных органов  финансового контроля РФ……………………………………………………………..20

2.3 Взаимодействие  Счетной палаты с другими государственными  органами финансового контроля  в РФ……………………………………………………………32

2.4 Организационно-правовые  основы деятельности ФС ФБН  и место ФС ФБН в системе  органов государственного финансового  контроля…………………………..41 

3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58

Заключение……………………………………………………………………………...63

Список  использованных источников и литературы………………………………65 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

  Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы исследования.

Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Россия, требует  не только правильного использования  государством национального богатства, но и хорошо организованного и  налаженного контроля. Государственный  финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах  как государства, так и всего  общества.

Практика  свидетельствует, что в настоящее  время в Российской Федерации  функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в  том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между  собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект  последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных  органов. В результате как бы имеет  место непрерывный контрольный  процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.

Создание  его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных  отношений и единство государственных  финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной  бюджетной политики государства. Определение  места и роли высших органов финансового  контроля в единой его системе, общих  принципов и механизмов их организации  и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей  экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

Социальный  климат в стране не изменится к  лучшему до тех пор, пока бюджетная  сфера деятельности государства  не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным  контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием  государственных ресурсов. Поэтому  становление и развитие эффективной  системы государственного финансового  контроля как общественной потребности  видится актуальной теоретической  и практической проблемой.

О необходимости  построения эффективного государственного финансового контроля речь идет давно. Однако до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует  координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью  со стороны контрольно - счетных  органов, образованных законодательной (представительной) властью.

В связи  с вышеизложенным научно и практически  востребованной является разработка сущности государственного финансового контроля, исследование проблем формирования эффективного государственного финансового  контроля, системообразующей роли и  места конституционного органа государственного финансового контроля - Счетной палаты РФ в организации действенного финансового  контроля.

Актуальность  темы. Тема является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы государственного финансового контроля находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Особо следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, В.Г. Видяпина, Н.Г. Гаджиева, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова, Ю.М. Иткина, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырина, Л.Н. Овсянникова, В.Г. Панскова, Н.Д. Погосяна, В.М. Родионовой, Г.А. Соловьева, СВ. Степашина, М.С. Студеникиной, И.В. Фирулина, СИ. Фленова, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О.Шохина, В.И. Шлейникова, А.А. Шпига.

Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, виды финансового контроля, механизм его функционирования.

Однако  имеющиеся научные наработки  в данной области весьма противоречивы  и не дают должной аргументации для  принятия обоснованных государственных  решений в форме законов, создания современных стратегий и технологий в практической деятельности. Это  касается, прежде всего, основополагающих проблем сущности государственного финансового контроля, его роли и  места в системе рыночных отношений, путей повышения эффективности.

Анализ  научной литературы и практики позволяет  сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной  политикой в отношении финансового  контроля и реальными условиями  его осуществления, объективной  потребностью общества в более полной реализации государственным финансовым контролем своих сущностных функций, повышении его роли в новых  экономических преобразованиях.

Разрешению  указанных противоречий призвана способствовать научная разработка концепции единого  государственного финансового контроля в рыночных условиях как основы для  его законодательного закрепления, правового обеспечения ряда основополагающих принципов, конкретных форм и методов  деятельности, механизма координации  высших органов государственного финансового  контроля в его целостной системе.

Цель  курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи: - уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

- исследовать  противоречия современного состояния  государственного финансового контроля;

- дать  теоретическое обоснование объективной  необходимости формирования единой  системы государственного финансового  контроля в новых экономических  условиях;

- определить  место и роль, а также пути  совершенствования деятельности  органов государственного финансового  контроля в единой системе; 

- выработать  предложения и рекомендации по  повышению эффективности государственного  финансового контроля на основе  отечественного и зарубежного  опыта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 

1.1 Сущность  и виды финансового контроля

       Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго  регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками на макро-  и микроуровне с целью обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.

Оба аспекта  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает  правовая и количественная сторона  контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового  контроля.

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный  финансовый контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

- негосударственный  финансовый контроль:

- внутрихозяйственный  контроль в составе корпоративного  и некорпоративного финансового  контроля;

- аудиторский  контроль как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский  финансовый контроль;

- общественный  финансовый контроль;

- правовой  финансовый контроль;

- страховой  финансовый контроль, и другие  виды. 
 
 

1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля

 Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок  и злоупотреблений в управлении  государственными денежными и  иными материальными ресурсами  (капиталами), а также используемыми  в хозяйственной деятельности  и отчуждаемыми нематериальными  объектами государственной собственности,  влекущих прямой или косвенный финансовый или материальный ущерб государству;

- несоблюдения  финансово-хозяйственного, в том  числе бюджетного, законодательства;

- недостатков  в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью  государственных органов, организаций  с полным или частичным государственным  участием или особо с ним  связанных. 

В общем  и целом цель ГФК — обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования  — государственными финансовыми  ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для  выполнения функций государства.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходования государственных средств  и использования федеральной  собственности;

Информация о работе Государственный контроль. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности