Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7
1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7
1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8
1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10
1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11
1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12
2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32
2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………………………………...63
Список использованных источников и литературы………………………………65
Что касается
функции ФС ФБН по валютному контролю,
то она подразумевает тесное взаимодействие
Службы с Правительством РФ, с Центральным
Банком РФ, таможенными и налоговыми
органами. Здесь вновь возникает
проблема надлежащего нормативно-
Важно
также урегулировать вопросы
взаимоотношений Росфиннадзора
с Генеральной прокуратурой РФ (Прокуратурой),
иными правоохранительными
Итак, ФС
ФБН в настоящее время является
федеральным органом
Представляется, что сейчас наиболее важно определить роль и место Росфиннадзора в отношениях с Счетной Палатой РФ. Полномочия двух органов во многом схожи как по контролируемым субъектам и по видам их деятельности, так и по формам проводимых контрольных мероприятий. Постоянные столкновения и противостояние двух этих органов отражаются на эффективности финансового контроля.
Правовое регулирование деятельности ФС ФБН
Для характеристики
системы федеральных органов
государственного финансового контроля,
а также места ФС ФБН в этой
системе, представляется необходимым
обратиться к ряду нормативных актов.
Основы деятельности органов государственной
власти регулируются, в первую очередь,
Конституцией РФ, различными законодательными
актами, более подробная регламентация
осуществляется на уровне подзаконных
нормативных актов. Важно иметь
представление об источниках, содержащих
положения, касающиеся правового статуса,
организационных и
Как уже
было отмечено, Росфиннадзор был создан
в соответствии с Указом Президента
РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе
и структуре органов
Важнейшим законодательным актом, регулирующим основы деятельности Росфиннадзора как органа государственного финансового контроля, является Бюджетный кодекс РФ. Статья 152 БК РФ определяет органы государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса, а статья 164 относит Службу к участникам бюджетного процесса на федеральном уровне. Однако бюджетные полномочия Росфиннадзора не раскрыты, в то время как их четкое определение способствовало бы более эффективной работе ФС ФБН. Как известно, наличие ясных, законодательно закрепленных полномочий дает достаточные правовые основания для мероприятий, которые осуществляются тем или иным органом государственной власти. В связи с этим, в настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства по вопросам регулирования деятельности ФС ФБН как участника бюджетного процесса.
Глава
26 раздела IX БК РФ посвящена основам
государственного и муниципального
финансового контроля. В частности,
в статье 266 ФС ФБН названа среди
федеральных органов
Надо заметить, что данные нормы БК РФ предлагают рамочное регулирование, обозначают лишь основные направления деятельности и предполагают принятие дополнительных нормативных актов в целях более подробной регламентации деятельности Росфиннадзора. К настоящему моменту не существует достаточного правового регулирования этих вопросов, не уточнены формы и порядок осуществления указанных полномочий. Таким образом, необходимо как можно скорее провести масштабную работу по разработке необходимых законодательных и подзаконных актов, наличие которых позволило бы усовершенствовать систему проводимых мероприятий, придать ей черты законности.
Кроме БК РФ, назовем также Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», закрепляющий состав органов и агентов валютного контроля, а также их полномочия. В пункте 2 статьи 22 указанного закона закреплено, что органами валютного контроля в РФ являются «Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ». Таким органом в соответствии с вышеобозначенным Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 года и является ФС ФБН. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 закона она наделена полномочиями по контролю за «осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами». Важно, что в данном законе также обозначены права и обязанности органов валютного контроля и их должностных лиц. Анализируя ситуацию, складывающуюся в ходе реализации данного закона, вновь приходим к выводу о том, что не приняты подзаконные акты, необходимые, в частности, для более четкого регулирования деятельности Росфиннадзора в области валютного контроля.
Наконец, стоит упомянуть еще один нормативный правовой акт, а именно, Приказ Министерства Финансов РФ от 14 апреля 2000 года N 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ». При его применении необходимо учитывать, что контрольно-ревизионные органы Министерства финансов были упразднены в связи с учреждением Росфиннадзора, а на смену им пришли территориальные органы ФС ФБН. Таким образом, данный нормативный акт фактически утратил силу, однако его основная ценность состоит в наличии четкого определения понятий ревизии и проверки, которые являются важнейшими методами финансового контроля, которые применяет в своей работе Росфиннадзор. К настоящему моменту уже выработан новый проект Инструкции, которая касается порядка осуществления финансового контроля ФС ФБН. Принятие Приказа Министерства финансов о ее утверждении станет очередным шагом на пути к совершенствованию нормативной базы регулирования контрольно-надзорной деятельности Службы.
Обратим
внимание на некоторые важные организационные
аспекты деятельности Росфиннадзора,
урегулированные в подзаконных
актах различного уровня. В Положении
о ФС ФБН закреплено, что деятельность
Службы осуществляется непосредственно
и через ее территориальные органы.
Что касается организации деятельности
самой службы, то необходимо отметить,
что ее возглавляет руководитель,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Правительством РФ по
представлению министра финансов РФ.
Круг его прав и обязанностей, персональная
ответственность также
В каждом федеральном округе РФ созданы специальные совещательные органы - методические советы ФС ФБН, в состав которых входят руководители территориальных управлений Службы. Такая система позволяет более эффективно принимать решения на уровне Центрального аппарата Росфиннадзора, так как предполагает предварительное обсуждение возникающих вопросов с методическими советами и, затем, на уровне отдельных территориальных управлений.
Что касается
территориальных органов
В соответствии
с Положением о ФС ФБН центральный
аппарат Росфиннадзора
Отметим
также, что ФС ФБН вправе издавать
правовые акты, не носящие нормативный
характер. Отметим, что возможность
Росфиннадзора как федеральной
службы издавать акты, дающие толкования
каким-либо нормам права, представляется
достаточно спорной. Так, например, Письмо
ФС ФБН от 23 ноября 2004 года N 43-01-09-25/1644
содержит разъяснения, касающиеся полномочий
территориальных органов
Данное
Письмо ФС ФБН может быть рассмотрено
как акт, содержащий нормы права
и имеющий обязательную силу. С
нашей точки зрения, издание таких
актов должно входить в полномочия
Министерства финансов РФ. С другой
стороны, анализ конкретной ситуации,
сложившейся в системе
Функции и полномочия ФС ФБН
Переходя
от организационно-правовых основ непосредственно
к вопросам деятельности Росфиннадзора
в области финансового