Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7
1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7
1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8
1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10
1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11
1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12
2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32
2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………………………………...63
Список использованных источников и литературы………………………………65
Стороны
обмениваются информационно-справочными
материалами о результатах
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
На основании
соглашения о сотрудничестве между
МИТиС РФ и Счетной палатой
РФ стороны осуществляют обмен технической
документацией и научно-
Счетная палата РФ во взаимодействии с Мининформсвязи России осуществляет разработку и реализацию программ и проектов в области ИКТ, реализуемых Счетной палатой с использованием собственных ресурсов, оказывает консультации, разрабатывает рекомендации, готовит предложения и проводит экспертизу проектов в области информационных и коммуникационных технологий. Также Счетная палата РФ:
- привлекает
специалистов Мининформсвязи
- принимает
участие в разработке
- участвует
в изучении уровня
МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура РФ
Особо
следует отметить соглашения о сотрудничестве,
заключенные между Счетной
- обмену
представляющей взаимный
- обмену
опытом работы и содействию
в повышении квалификации
- планирование
и осуществление
- обмен
нормативными правовыми актами,
методическими рекомендациями, литературой
по вопросам предупреждения, пресечения
и выявления правонарушений, связанных
с незаконным использованием
средств федерального бюджета
и средств бюджетов
Особенность
соглашений с данными «силовыми»
ведомствами состоит в том, что
последние наделены полномочиями передавать
материалы дел по фактам выявленных
Счетной палатой РФ нарушений
непосредственно в суд. А тот
уже в свою очередь вправе установить
виновных лиц и применить к
ним предусмотренные законом
санкции. В связи с этим, важно
подчеркнуть, что Счетная палата
РФ не является карательным органом
и не обладает правом самостоятельно
применять в отношении
Другие органы финансового контроля
Что касается
остальных государственных
Так Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, представляет Государственной Думе отчет о его исполнении. Кроме того, Правительство РФ осуществляет единую политику в области государственных финансов, денег и кредита, контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. Правительство РФ и Главное контрольное управление Президента РФ дают поручения по проведению последующего государственного финансового контроля Министерству финансов РФ.
Министерство
финансов Российской Федерации обеспечивает
проведение единой финансовой, бюджетной
и налоговой политики в Российской
Федерации и координирует деятельность
в этой сфере других федеральных
органов исполнительной власти. К
основным задачам Министерства финансов
РФ в этой сфере относятся: разработка
проекта федерального бюджета и
обеспечение исполнения федерального
бюджета; составление отчета об исполнении
федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ; осуществление
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
является федеральным органом
Следует сказать, что вышеперечисленные соглашения о совместной деятельности между Счетной палатой РФ и государственными органами финансового контроля к сожалению являются скорее исключением из общих правил. Хотя без подобных соглашений очень сложно разграничить компетенцию и полномочия Счетной палаты РФ с другими органами государственного финансового контроля. Так если проанализировать положения ФЗ «О Счетной палате РФ» и Постановление Правительства РФ N 198, посвященное вопросам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, то может сложиться впечатление, что полномочия вышеупомянутой службы значительно шире, чем у Счетной палаты РФ. Однако это противоречит статусам этих двух федеральных контрольных органов.
К сожалению,
большинство контрольных
2.4 Организационно-правовые
основы деятельности ФС ФБН
и место ФС ФБН в системе
органов государственного
Для характеристики
роли Росфиннадзора в системе
федеральных органов
В первую очередь, обратимся к вопросам создания Росфиннадзора. Служба была образована в ходе административной реформы, проводимой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314.2 ФС ФБН была создана на базе Департамента государственного финансового контроля и Департамента валютного контроля, существовавших в рамках Министерства финансов РФ, и соответствующих территориальных органов (контрольно-ревизионных управлений и территориальных органов валютного контроля). Цели данной реорганизации состояли в разделении нормотворческих, правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций в системе органов исполнительной власти, а также в сокращении численности работников этих органов.
Действительно,
отделение органов, осуществляющих
финансовый контроль, представляется
прогрессивным шагом в целях
более эффективного осуществления
контрольно-надзорных
Переходя к вопросам взаимоотношений Службы с иными органами государственной власти, заметим, что в этой сфере возникает множество проблем. Ввиду отсутствия ясной и четко урегулированной системы органов финансового контроля, существуют как пробелы в некоторых сферах, так и напротив, дублирование функций различными органами.
Наибольшие проблемы, по нашему мнению, возникают в ходе функционирования и взаимодействия ФС ФБН и Счетной Палаты РФ. До сих пор среди ученых и государственных чиновников не прекращаются споры по поводу того, какой орган наиболее важен и как должны быть распределены полномочия между ними.1 Существует точка зрения, что объективный финансовый контроль может осуществлять только Счетная Палата, как единственный самостоятельный и независимый орган. Однако нельзя забывать о ее подотчетности Федеральному Собранию РФ. С нашей точки зрения, правильным было бы установить более четкую регламентацию и разграничение полномочий двух органов, определить приоритетные и исключительные направления деятельности каждого из них. С другой стороны, представляется необходимой и некая координация деятельности Счетной палаты РФ и ФС ФБН. В настоящее время взаимодействие происходит, в основном, в виде согласования проектов планов контрольно-ревизионной работы на очередной год; проверки и ревизии могут распределяться по времени, чтобы два органа не действовали одновременно.
Представляется
чрезвычайно важным взаимодействие
ФС ФБН и Министерства финансов РФ
(Министерство). В связи с тем,
что Служба не вправе осуществлять
правотворческие функции, нормативное
регулирование различных
Одной
из ключевых задач является регулирование
вопросов взаимодействия Росфиннадзора
с Федеральным Казначейством. Федеральное
Казначейство наделено полномочиями по
предварительному и текущему финансовому
контролю, в то время как ФС ФБН,
в основном, осуществляет последующий
финансовый контроль в бюджетной
сфере. Для эффективной работы одной
федеральной службы необходимо поддержание
постоянной связи с другой: важно
организовать оперативный обмен
информацией между двумя