Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7
1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7
1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8
1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10
1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11
1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12
2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32
2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………………………………...63
Список использованных источников и литературы………………………………65
Важным
является и вопрос: какие именно
методы контроля могут использовать
сотрудники Счетной палаты РФ при
осуществлении ими контрольно-
В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно - правовых документах. Федеральный закон «О счетной палате РФ» предусматривает проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, в ходе проведения которых на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 N 1095 признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Из этого можно сделать вывод о том, что ревизии и проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля. Само название «контрольно-ревизионной» деятельности подразумевает активное использование Счетной палатой РФ такого метода финансового контроля как ревизия. Понятия «финансовый контроль» и «контрольно-ревизионная деятельность» не следует путать. Важно помнить, что ревизия, как метод контрольно-ревизионной деятельности присуща только последующему контролю (по времени осуществления выделяют также предварительный и текущий финансовый контроль). Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является лишь одним из видов деятельности по обеспечению последующего финансового контроля Счетной палатой РФ. Ревизия в свою очередь, является лишь одним из методов осуществления Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной деятельности.
В теории финансового контроля выделяют следующие виды ревизий:
По способу назначения:
1) плановые.
2) внеплановые.
По степени охвата данных в процессе проверки:
1) сплошные (проверяются все документы).
2) выборочные (проверяются только некоторые документы).
В зависимости от полноты охвата объекта контроля:
1) полные
(охватывают деятельность за
2) частичные
(охватывают деятельность за
3) комплексные
(проверяется вся финансово-
4) тематические
(проверяются только
По содержанию:
1) документальные
2) фактические (например, инвентаризация, фактический пересчет денег).
Как мы
видим, Счетная палата РФ при проведении
контрольных мероприятий может
осуществлять практически все известные
виды ревизий, что соответствует
ее статусу высшего
Кроме
того, в связи с осуществлением
Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной
деятельности возникают и другие
вопросы. Дело в том, что нормативного
определения ревизии нигде не
приводится. Существую лишь отдельные
попытки закрепить в
Однако по заключению Минюста России от 06.05.2000 N 3447-ЭР Инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России. Таким образом, единого, закрепленного нормативным способом, подхода к проведению ревизии нет. Поэтому сегодня все государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, проводят контрольно-ревизионные мероприятия каждый по своим внутренним правилам, что открывает широкий простор для произвольных действий проверяющих.
На сегодняшний
день из Бюджетного кодекса РФ исключено
любое упоминание о ревизии, как
контрольном мероприятии в
Процедура контрольно-ревизионного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ
В Конституции
РФ указывается, что порядок деятельности
Счетной палаты РФ при осуществлении
контроля за исполнением федерального
бюджета (в том числе и при
проведении контрольно-ревизионных
мероприятий) определяется федеральным
законом. Однако в федеральном законе
«О Счетной палате РФ» вопросы
организации, проведения и документирования
контрольных мероприятий
1) основание для проведения мероприятия;
2) цель
и предмет проводимого
3) вопросы,
охватывающие содержание
4) перечень проверяемых объектов;
5) сроки начала и окончания проведения мероприятия;
6) ответственных исполнителей;
7) сроки
представления отчета на
Таким образом, программа контрольного мероприятия является его стержневым документом. Утвержденная программа при необходимости может быть дополнена или сокращена в процессе проведения мероприятия членом Коллегии Счетной палаты РФ, ответственным за проведение мероприятия, с обязательным указанием в отчете о результатах мероприятия на корректировку программы.
Проведение самого контрольного мероприятия оформляется соответствующим распоряжением, издаваемым Председателем Счетной палаты РФ. Оно должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы Счетной палаты РФ, а также:
1) полное наименование мероприятия;
2) срок начала его проведения;
3) перечень объектов контроля (в соответствии с утвержденной программой);
4) персональный
состав инспекторов Счетной
Проекты распоряжений подготавливаются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты и представляются на подпись Председателю Счетной палаты РФ с обязательной визой членов Коллегии Счетной палаты РФ, ответственных за выполнение мероприятия.
Непосредственная
организация и проведение контроля
в пределах компетенции Счетной
палаты РФ входит в служебные обязанности
инспекторов Счетной палаты РФ. Документом,
дающим инспекторам, иным должностным
лицам аппарата Счетной палаты, а
также привлеченным к контрольно-ревизионной
и экспертно-аналитической