Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7
1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7
1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8
1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10
1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11
1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12
2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15
2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20
2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32
2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41
3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………………………………...63
Список использованных источников и литературы………………………………65
- оценка
обоснованности доходных и
- финансовая
экспертиза проектов
- анализ
выявленных отклонений от
- контроль
за законностью и
- обеспечение
поступления в доходную часть
государственного бюджета
- оценка
эффективности деятельности
- контроль
за правильностью ведения
- улучшение
бюджетной и налоговой
- выявление
резервов роста доходной базы
бюджетов различных уровней и
снижения расходной части
- контроль
за реализацией механизма
- проверка
обращения средств бюджета и
внебюджетных средств в банках
и других кредитных
- контроль
за формированием и
- пресечение
незаконных решений по
- выявление
финансовых злоупотреблений в
сфере бюджетных и
- проведение
профилактической
Государственный
финансовый контроль предназначен для
реализации финансовой политики государства,
создания условий для финансовой
стабилизации.
1.3 Предмет
и метод государственного
Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.
Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.
Общенаучные
методические приемы включают анализ
и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию
и моделирование, абстрагирование
и конкретизацию, системный анализ,
функционально-стоимостный
Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).
По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.
Документальный
контроль заключается в установлении
сущности и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Основными методами государственного финансового контроля являются:
- проверки;
- обследования;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- наблюдение (мониторинг);
- ревизии.
1.4 Формы
государственного финансового
По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.
Текущий
(оперативный) финансовый контроль производится
в момент совершения денежных сделок,
финансовых операций, выдачи ссуд и
субсидий и т. д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при
получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины
и своевременности
Последующий
финансовый контроль, проводимый путем
анализа и ревизии отчетной финансовой
и бухгалтерской документации, предназначен
для оценки результатов финансовой
деятельности экономических субъектов,
эффективности осуществления
1.5. Принципы государственного финансового контроля
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы.
1. Принцип
плановости – он
2. Принцип
системности означает, что при
проведении контрольных
3. Принцип
непрерывности означает, что все
объекты контроля (управляемая система)
подлежат постоянно
4. Принцип
законности обусловлен
5. Принцип
объективности предопределяет
6. Принцип
независимости устанавливает
7. Принцип
гласности вытекает из
8. Принцип
эффективности (действенности)
2.
Система органов государственного
финансового контроля:
полномочия, основные
направления деятельности
и вопросы их координации
В течение уже десяти лет в российском
обществе идет обсуждение вопроса о том,
какой орган государственной власти является
«главным» при осуществлении внешнего
(надведомственного) государственного
финансового контроля. Есть два подхода,
по одной из них таковым должна быть Счетная
палата РФ, как конституционный орган
государственного финансового контроля,
а по другой Минфин РФ (после реализации
административной реформы), Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
(далее - Служба, ФС ФБН). У каждой стороны
есть свои доводы. Цель данной работы -
проанализировать законодательство о
государственном финансовом контроле
и с учетом позиции доктрины, судебной
практики высказать свои соображения
по данному вопросу, а также дать практические
рекомендации по организации координированной
работы всех органов имеющих финансово-контрольные
полномочия.