Государственный контроль. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля………………………………………………………………………………7

1.1.Сущность и виды финансового контроля………………………………………..7

1.2.Цели и задачи государственного финансового контроля……………………….8

1.3.Предмет и метод государственного финансового контроля……………………10

1.4.Формы государственного финансового контроля……………………………….11

1.5.Принципы государственного финансового контроля…………………………...12

2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации…………….15

2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………………………………15

2.2 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ……………………………………………………………..20

2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ……………………………………………………………32

2.4 Организационно-правовые основы деятельности ФС ФБН и место ФС ФБН в системе органов государственного финансового контроля…………………………..41

3. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации……………………………………………………………………………….58

Заключение……………………………………………………………………………...63

Список использованных источников и литературы………………………………65

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 97.35 Кб (Скачать)

- оценка  обоснованности доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

- контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Банке  России, уполномоченных банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

- обеспечение  поступления в доходную часть  государственного бюджета налоговых,  таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной  части государственного бюджета;

- оценка  эффективности деятельности министерств  и ведомств по использованию  средств государственного бюджета  и внебюджетных средств;

- контроль  за правильностью ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

- улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета;

- контроль  за реализацией механизма межбюджетных  отношений;

- проверка  обращения средств бюджета и  внебюджетных средств в банках  и других кредитных учреждениях;

- контроль  за формированием и распределением  целевых бюджетных фондов финансовой  поддержки регионов;

- пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот,  государственных дотаций, субвенций  и другой помощи отдельным  категориям плательщиков или  регионам;

- выявление  финансовых злоупотреблений в  сфере бюджетных и межбюджетных  отношений;

- проведение  профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной  дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. 

1.3 Предмет  и метод государственного финансового  контроля

  Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и     на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две  группы: общенаучные методы и специфические  контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа  и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового  контроля применяются в исследованиях  других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному  обеспечению различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный  контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной  документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении  действительного, реального состояния  объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется  во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет  установить действительное состояние  объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового  контроля являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ  финансового состояния;

- наблюдение (мониторинг);

- ревизии. 

1.4 Формы  государственного финансового контроля

      По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

   Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит  репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и  т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  за истекший период, позволяет вскрыть  недостатки предварительного и текущего контроля. 

1.5. Принципы государственного финансового контроля

      Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие  принципы.

1. Принцип  плановости – он предопределяется  природой организации управления  и необходимостью целеполагания.  В этой связи субъекты контроля  проводят свою работу на основе  годовых, квартальных и месячных  планов проведения контрольных  мероприятий.

2. Принцип  системности означает, что при  проведении контрольных мероприятий  должны рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали  и горизонтали структуры управления.

3. Принцип  непрерывности означает, что все  объекты контроля (управляемая система)  подлежат постоянно осуществляемому  субъектами контроля (управляющей  системой) предварительному оперативному  и периодическому последующему  контролю в сроки, установленные  исходя из условий, характера  и свойств их деятельности. Это  обеспечивает постоянное наблюдение  за ходом выполнения планов  и заданий, принятие мер по  корректировке деятельности по  мере выявления отклонений от  регламентированных значений (условий).

4. Принцип  законности обусловлен Конституцией  Российской Федерации, предусматривающей,  что государство, все его органы (в том числе и контрольные)  действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов  общества и граждан. Органы  финансового контроля, их должностные  лица при исполнении своих  обязанностей должны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и российские законы.

5. Принцип  объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение  результатов контроля на основе  сопоставления содержания проверенных  фактов с законами, основными  положениями, инструкциями и распоряжениями  руководящих органов, регулирующими  проверяемую деятельность и действия  должностных лиц при ее выполнении.

6. Принцип  независимости устанавливает недопустимость  какого-либо силового, материального  или морального воздействия на  субъект контроля.

7. Принцип  гласности вытекает из сущности  контроля, осуществляемого в интересах  государства. Результаты контроля  доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась,  вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля  и принятых по ним решений  мобилизует на устранение выявленных  отрицательных факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных  на них обязанностей, воспитывает  их в духе соблюдения действующих  законов и положений.

8. Принцип  эффективности (действенности) контроля  проявляется в своевременности  и полноте выявления отклонений  от заданного, их причин и  виновников, а также оперативности  в исправлении допущенных отрицательных  результатов и обеспечении возмещения  нанесенного материального ущерба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система органов государственного финансового контроля: полномочия, основные направления деятельности и вопросы их координации 

     В течение уже десяти лет в российском обществе идет обсуждение вопроса о том, какой орган государственной власти является «главным» при осуществлении внешнего (надведомственного) государственного финансового контроля. Есть два подхода, по одной из них таковым должна быть Счетная палата РФ, как конституционный орган государственного финансового контроля, а по другой Минфин РФ (после реализации административной реформы), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Служба, ФС ФБН). У каждой стороны есть свои доводы. Цель данной работы - проанализировать законодательство о государственном финансовом контроле и с учетом позиции доктрины, судебной практики высказать свои соображения по данному вопросу, а также дать практические рекомендации по организации координированной работы всех органов имеющих финансово-контрольные полномочия. 

Информация о работе Государственный контроль. Система органов государственного финансового контроля и оценка его эффективности