Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.docx

— 199.04 Кб (Скачать)

факторы

вполне  здоровы

периодические нарушения здоровья

хронические заболевания

не хватает  времени

 

38

52

62

мешает  чрезмерная перегруженность

 

28

48

69


Респонденты, отмечающие нехватку времени и чрезмерную перегруженность, в качестве факторов, влияющих на результаты их деятельности, чаще других оценивают  свое состояние как состояние  стресса, проявляющееся в большей  или меньшей степени, именно они  значительно чаще других ощущают  перегрузку. Более половиныиз них часто беспокоятся по поводу сказанного или сделанного и характеризуются высоким уровнем тревожности (по Ч.Д.Спилбергеру, Л.Ю.Ханину) (см. прил.УН).

Исследование факторов и  механизмов взаимодействия человека и  производственной среды  позволило  установить, что рабочие имеют  претензии главным образом к  оборудованию и условиям труда, инженерно-технические работники - к организационно-техническим условиям труда, а служащие - к взаимоотношениям внутри коллектива.

По итогам оценок госслужащих, принявших участие в настоящем  исследовании, их взаимоотношения с  членами рабочей группы способны оказывать негативное влияние на их общее состояние (периодически вызывают напряжение, беспокойство, тревогу, раздражение). Так, в наибольшей степени выражено влияние взаимоотношений с руководителями на состояние респондентов - его  отмечают 72% государственных служащих. Влияние на свое состояние взаимоотношений  с коллегами ощущают 51% респондентов, с подчиненными - 43%. Наименее значимым оказалось влияние взаимоотношений  с работниками других отделов (32%).

Полученные в исследовании данные позволяют предположить их взаимосвязанность  с существующей должностной структурой власти в той или иной организации. Вероятно, что для организаций  с жесткой должностной иерархией (государственные служащие) характерно более высокое влияние «производственных» (должностных) отношений работников на их состояние.

Таблица 2

Наличие негативного влияния  взаимоотношений на психосоматическое состояние респондентов

 

Государственные служащие

взаимоотношения с руководителями

72

взаимоотношения с коллегами

51

взаимоотношения с подчиненными

43

взаимоотношения с работниками других отделов

31


 

Кроме того выявлены значимые корреляции должностных взаимоотношений госслужащих на их психосоматическое состояние: респонденты, отмечающие негативное влияние взаимоотношений в какой-либо сфере профессионального взаимодействия, как правило, более восприимчивы к негативному влиянию взаимоотношений и в других его сферах (коэффициенты корреляции представлены в табл.3). Полученные результаты, вероятно, свидетельствуют о потенциале стрессогенности взаимоотношений для определенной группы респондентов.

Таблица 3

Корреляции негативного  влияния на психосоматическое состояние  взаимоотношений в структуре  должностной иерархии.

 

взаимоотношения с руководителями

взаимоотношения с коллегами 

взаимоотношения с подчиненными

взаимоотношения с работниками  других отделов

Взаимоотношения с руководителями

1,000

р=0,00

 

-

 

-

 

-

взаимоотношения с коллегами

0,43361,

р=0,000

1,000

р=0,00

-

-

взаимоотношения с подчиненными

0,4687

р=0,000

0,4802

р=0,000

1,000

р=0,00

X

взаимоотношения с работниками других отделов

0,3009

р=0,000

0,4344 1,000

р=0,000

0,5658

р=0,000

1,000

р=0,00


 

При анализе значимости влияния  взаимоотношений государственных служащих на их психосоматическое состояние следует учитывать и факт повышенной конфликтности взаимоотношений госслужащих, также во многом связанный с иерархичностью государственной службы (так как конфликт оказывает значительное негативное влияние на психосоматическое состояние его участников и их взаимоотношения). По данным Д.Л.Моисеева  вероятность возникновения межличностных конфликтов между госслужащими более чем в четыре раза выше, чем у сотрудников, не состоящих в отношениях подчиненности. В своей работе Д.Л.Моисеев отмечает преобладание вертикальных конфликтов (между начальником и подчиненным) в условиях государственной службы, в целом они составляют 69% от общего числа конфликтов, а также выявленную зависимость содержания конфликта от статусных отношений конфликтующих сторон. В качестве конфликтообразующих факторов, определяющих степень и направленность дезинтеграции межличностных отношений, выделяют предметно-деятельностную сторону человеческой активности и личностные детерминанты.

На основании оценок респондентов, можно сделать заключение о том, что на государственной службе в  сфере разногласий во взаимоотношениях преобладают «производственные» разногласия. Так, «производственные» разногласия  с коллегами считают обычным  явлением 8% респондентов, а 28% отмечают их как редкое событие, в то время  как разногласия в сфере межличностных  отношений редки для 64% респондентов и лишь 4% характеризуют их случающимися всегда или обычно (см. табл. 4 - данные представлены в процентах от общего числа респондентов-госслужащих). То есть, «производственные» разногласия случаются примерно в два раза чаще личностно обусловленных, однако эти два вида разногласий в профессиональной деятельности госслужащих достаточно сильно взаимосвязаны друг с другом (коэффициент корреляции Пирсона равен 0,4020 при р=0,000).

Таблица 4

Частота разногласий госслужащих  в «производственной» сфере и  в сфере межличностных отношений

 

всегда или часто

иногда

редко

«производственные»  разногласия»

8

64

28

разногласия в сфере межличностных отношений

4

32

64


 

Частота разногласий госслужащих  в «производственной» сфере в  зависимости от частоты разногласий  в сфере межличностных отношений

разногласия в сфере межличностных  отношений

«производственные» разногласия»

всегда или часто

иногда

редко

всегда или часто

3

-

-

иногда

2

21

3

редко

2

44

25


 

Частота «производственных» разногласий определенным образом  характеризуется возрастом респондентов: наиболее часто «производственные» разногласия как обычное явление  в своей деятельности отмечают респонденты  в возрасте от 30 до 39 лет (12%) и от 50 до 59 лет (11%). Это чаще всего мужчины, являющиеся руководителями (заместителями  руководителя) учреждения или рядовыми квалифицированными служащими. Возможно, полученные данные могут являться иллюстрацией обнаруженной Д.Л.Моисеевым зависимости содержания конфликта от статусных отношений. Гипотетически в младших возрастных группах (как правило, респонденты имеют и более низкий должностной статус) преобладают «производственные» разногласия, обусловленные стремлением добиться независимости в решениях и действиях, в старших группах - требованиями качества деятельности. В подтверждение высказанной гипотезы представим некоторые полученные в исследовании зависимости. Так, среди респондентов рядовые квалифицированные служащие чаще, нежели другие, полагают, что их (их знания, способности) недооценивают и руководители (26% респондентов данной категории), и вообще окружающие (соответственно 23%). Несомненно, что даже только наличие такого ощущения может являться мощным стимулом для возникновения желания исправить создавшуюся ситуацию. Свои знания, способности, квалификацию оценивают как несоответствующую выполняемой работе 46% рядовых квалифицированных служащих и 33% специалистов высокой квалификации (в то время как у руководителей учреждений и подразделений этот показатель составляет соответственно 24% и 20%), причем наиболее часто данная оценка встречается в возрастной группе от 30 до 39 лет (40% респондентов указанной возрастной группы). Мнение о том, что легче самому выполнить задание, чем терять время на объяснение сотрудникам, как его нужно сделать, наиболее диаметрально представлено в возрастных группах от 30 до 39 лет и от 50 до 59 лет. Оно присуще 10% респондентов возрастной группы от 50 до 59 лет и 47% - от 30 до 39 лет (противоположное мнение - соответственно 80% и 45%). Причем в большей степени такое мнение характерно для специалистов высокой квалификации (41% респондентов данной категории), тогда как среди других категорий респондентов его придерживаются 29% руководителей учреждений, 29% руководителей подразделений, 33% рядовых квалифицированных служащих. В данном случае меньшая поддержка указанного мнения в возрастной группе от 50 до 59 лет, скорее всего, является свидетельством наличия у большинства респондентов данной категории значительных властных полномочий и преобладания в деятельности функции контроля.

Интересно то, что среди  респондентов, отметивших высокую частоту  разногласий с коллегами в  сфере межличностных конфликтов, оказались исключительно мужчины  в возрасте до 39 лет; в то же время  женщины (28%) гораздо чаще, чем мужчины (16%), неудовлетворены отношением к ним коллег по работе.

Изменения общения понимаются рядом исследователей  как особая форма проявления стресса, его социально-психологический  синдром. В исследовании выявлено, что  изменения в своем круге общения  отмечают 5% государственных служащих, изменения в некоторой степени - 30%, не наблюдают изменений - 65% респондентов. Однако при обработке результатов  выяснилось, что учет только изменения  круга общения респондентов является недостаточным, а оценка степени  удовлетворенности респондентов имеющимся  кругом общения в проекте исследования не была предусмотрена. Несмотря на данное упущение и обусловленную им неполноту  анализа, полученные результаты имеют  определенную практическую ценность, так как позволяют выделить некоторую  общность респондентов.

Так, выявлено, что в группе респондентов, отмечающих потерю интереса к знакомым, не связанным с их работой, значимость взаимоотношений  вообще (и в том числе взаимоотношений  с коллегами, руководителями), авторитета среди коллег и руководителей  наиболее низка. Среди тех, кто оценил эти ценности как приоритетные (высокозначимые), преобладают респонденты, чей круг общения не изменился под влиянием профессиональной деятельности. Среди них нет ни одного респондента с выраженными изменениями в круге общения. Респонденты с изменившимся кругом общения в большей степени ориентируются на самосовершенствование и самореализацию, престижность профессиональной деятельности и социальный статус, материальный достаток - для них это высоко и средне значимые ценности. Среди них нет тех, кто не стремится считаться в числе лучших сотрудников, тогда как это стремление не присуще 28% респондентов, отметивших неизменность круга своего общения. Половина респондентов с изменившимся в той или иной степени кругом общения отмечает, что им приходится напряженно работать, в силу того, что они не могут положиться на своих сотрудников (в группе с не изменившимся кругом общения этот показатель составляет 13%). Абсолютно все респонденты этой группы ощущают перегрузку и отмечают, что, как правило, задерживаются на работе до часа и более, а также берут с собой работу домой и на время отпуска (в то время как среди респондентов с не изменившимся кругом общения ощущают перегрузку 60% и 58% - работают сверхурочно). Однако, это только чуть в большей степени, чем в других группах респондентов, связано с нехваткой времени для эффективного выполнения работы. Для эффективного выполнения работы не хватает времени 67% респондентов, заметивших потерю интереса к прежним знакомым, 50% респондентов, отмечающих некоторую потерю интереса, и 44% респондентов, не отмечающих таковых изменений. Респонденты, заметившие потерю интереса к прежним знакомым (83%), гораздо чаще, нежели другие, отмечают большее количество перемен в своей жизни за последнее время (для сравнения большее количество перемен в своей жизни за последнее время отмечают: 36% - респондентов, отмечающих некоторую потерю интереса, и 32% - респондентов, не отмечающих таковых изменений).

Полученные в настоящем  исследовании результаты подтверждают предположение о значимости влияния  взаимоотношений государственных  служащих, причем как на их психосоматическое  состояние, так и на эффективность  деятельности. 6% респондентов, представляющих группу госслужащих, считают, что им для эффективного выполнения работы не хватает взаимопонимания с  коллегами, а взаимопонимания с  руководителями недостает 26% респондентов. Нехватку взаимопонимания с руководителями отмечают в большей степени специалисты высокой квалификации (33% респондентов указанной категории) - они составляют 42% респондентов отметивших нехватку взаимопонимания в качестве фактора снижающего эффективность их деятельности. А нехватка взаимопонимания с коллегами наиболее часто встречается среди рядовых квалифицированных служащих (соответственно 15% респондентов данной группы, что составляет 57% респондентов-госслужащих, отметивших нехватку взаимопонимания с коллегами). В федеральных органах управления можно предположить несколько более высокую напряженность вертикальных взаимоотношений: нехватку взаимопонимания с руководством отмечают 33% респондентов-москвичей и лишь 11% представителей регионов (вероятно выявленные отличия могут быть обусловлены спецификой деятельности органов управления различных уровней). Ощущение перегрузки отмечают 81% респондентов, имеющих проблемы во взаимопонимании с руководством, и 86% - во взаимопонимании с коллегами, что определенно превышает аналогичные показатели в группах респондентов, не испытывающих проблем во взаимопонимании с руководством и коллегами, а также общие показатели по группе госслужащих в целом. Выявлено существование зависимости между недостатком взаимопонимания респондентов с руководством (влияющим на эффективность деятельности респондентов) и состоянием здоровья респондентов: чаще считают себя вполне здоровыми респонденты, не имеющие проблем во взаимопонимании с руководством. Выявлена также аналогичная зависимость оценки респондентами своего состояния как стрессового от недостатка взаимопонимания с руководством.

Полученные в исследовании данные позволяют говорить не только о преходящем влиянии (периодическое  напряжение, беспокойство, тревога) взаимоотношений  государственных служащих на их общее  состояние, но и о менее обратимом - влиянии отношений на состояние здоровья госслужащих. В результате анализа выявлены довольно значимые корреляции состояния здоровья госслужащих с формальностью их отношений с руководителями, наличием проблем в отношениях с коллегами, а также частотой возникающих разногласий: «производственных» и в сфере межличностных отношений. Например, 54% респондентов, отметивших, что они имеют хронические заболевания, находятся в формальных отношениях с руководителями и лишь 8% из них указывают на неформальность в отношениях с руководством (38% - затруднились в оценке своих отношений с руководителями), в то время как среди респондентов, считающих себя вполне здоровыми, этот показатель соответственно составляет 36%, 43% и 21% (см. табл. 5- данные представлены в процентах от числа респондентов по состоянию здоровья).

Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций