Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами, поставленными и решенными в ходе исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1.Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
В настоящее время в
связи с происходящими
В результате действия экстремальных факторов, являющихся значимыми объективными обстоятельствами, влияющих на характер, содержание и качество деятельности специалистов, снижающих ее эффективность, могут возникать стрессы, которые проявляются в виде негативных психосоматических состояний.
Во многих случаях субъект
деятельности может не осознавать того,
что изменяется регуляция деятельности
и снижается ее качество. Негативные
психосоматические состояния
Государственные служащие занимаются дифференцированными видами деятельности в области государственного управления. Сферы их деятельности и обязанности разнообразны, они охватывают почти весь диапазон структур государственного управления. Профессиональная квалификация этих должностных лиц во многом определяется местом государственного служащего в системе сферы управления и конкретным должностным уровнем каждого отдельного работника. Многообразие признаков во многом объясняет проблематичность попыток единообразного описания функциональных обязанностей государственных служащих.
Государство заинтересовано
в создании эффективно действующей
государственной службы как правового
и социального института
Конфликтные и стрессовые ситуации занимают в жизнедеятельности госслужащего заметное место, становясь почти неотъемлемой частью профессиональной деятельности, являясь «специфической особенностью их деятельности». По данным исследования профессиональной деятельности госслужащих В.Н.Кузнецова:
- в деятельности
- сами госслужащие выделяют
шесть основных стресс-
Профессии различаются по степени стрессогенностии конфликтности и, как уже было сказано, исследователи отмечают весьма высокий уровень стрессогенности и конфлиткности управленческой деятельности. Но неблагоприятные психосоматические состояния государственных служащих определяются не только (а иногда и не столько) внешними факторами стресса, но и социально-психологическими характеристиками госслужащих. Следует отметить также и то, что госслужба многослойна и ее структура неоднородна. Госслужащие отличаются друг от друга по социальному происхождению, уровню образования и другим признакам, что влияет на их систему ценностей, установки, убеждения, социально-психологическую совместимость, межличностные отношения и может приводить к конфликтам и стрессам.
Причиной конфликта (и, как его следствия, стресса) также могут стать вступившие в противоречие с целями административного учреждения личные цели государственных служащих. Возможны межведомственные конфликты, борьба «центра» и «периферии» и т.д.9 Нередко возникает соперничество за бюджетные ресурсы, статус, престиж и др. В последнее время, в отечественной литературе по управленческой психологии появилось понятие «стрессоустойчивость», обозначающее одну из необходимых характеристик руководителя.
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Различие людей во взглядах,
несовпадение восприятия и оценок или
иных событий достаточно часто приводят
к спорной ситуации. Если, к тому
же создавшаяся ситуация представляет
собой угрозу для достижения поставленной
цели хотя бы одному из участников взаимодействия,
то возникает конфликтная
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Возможность конфликтов заложена
в существе самой человеческой жизни.
Причины конфликтов коренятся в
аномалиях общественной жизни и
несовершенстве самого человека. Среди
причин, порождающих конфликты, следует
назвать, прежде всего, социально-экономические,
политические и нравственные. Они
являются питательной средой для
возникновения различного рода конфликтов.
На возникновение конфликтов оказывают
влияние психофизические и
Во всех сферах человеческой
деятельности при решении разнообразных
задач в быту, на работе или отдыхе
приходится наблюдать различные
по своему содержанию и силе проявления
конфликты. Они занимают значительное
место в жизни каждого
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют их с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, непрофессионально, безграмотно с плохими исходами для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторых лиц и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону, (выявление разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.)10.
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе, или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью все: решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющих их природное явление и влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон - участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов разными интересами.
Организацию как совместную
деятельность людей по достижению целей
можно рассматривать как сети
взаимозависимых
Можно различать следующие 4 типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:
1. Отношения силы и
зависимости. Люди, работающие в
организации до определенной
степени, оказывают влияние на
поведение друг друга, пытаясь
усилить, расширить
2. Отношение при ведении
переговоров. При принятии
3. Деловые («инструментальные»)
отношения. В современном
4. Социально-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще - лица к группе и к организации).
Указанные типы отношений
имеют соответствующие
Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций