Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.docx

— 199.04 Кб (Скачать)

По данным исследователей, в 1989 году наблюдалась тенденция повышения частоты невротических и неврозоподобных состояний (тогда изменения в социальной системе нарастали, но не достигли еще наибольшей выраженности). Но уже в 1991 году произошло резкое изменение картины психического здоровья (возрос удельный вес психозов, непосредственно связанных с социальной ситуацией). Проблема адаптации человека к тому месту в социальнойструктуре общества, которое он занимает как представитель той или иной социальной группы, в настоящее время все еще остается актуальной для России. В последние несколько лет в России происходит усиление психологических защитных реакций (например, таких, как трудности в осознании и принятии изменившейся реальности; рост агрессии; регрессивные формы и др.)18. Социальная напряженность, по оценкам характеристик психологического состояния, еще не достигла своего предела в социуме: люди переживают затяжной стресс, который пока еще не дошел до критических уровней. На глубину стрессового состояния влияет неуверенность в завтрашнем дне, неудовлетворенность работой, материальное положение, осознание того, что судьба, обеспеченность, благополучие семьи зависят, прежде всего, от самого человека. Человек не может быть полностью независим от внешних факторов, важно лишь не преувеличивать значение этих факторов.

В порядке перечисления отметим  факторы макросреды, которые, по мнению исследователей, наиболее активно влияют на жизнедеятельность современного человека:

• демографический - плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

• природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

• научно-технический фактор - этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т.д.;

• экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т.д.;

• политико-правовой фактор, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

• социокультурный - обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Взаимодействие личности и системы социальных связей (как  макроструктуры - общества в целом, так и микроструктуры - непосредственного  окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных  сущностей, находящихся одна вне  другой. Важно рассматривать личность в общей системе общественных отношений, в некотором «социальном  контексте», который представлен  системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений  занимает в психологии большое место, в отечественной психологии она  в значительной степени разработана  в работах В.Н.Мясищева. Содержание и уровень отношений человека с миром различны: человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В зависимости от целей исследователи выбирают различные основания для классификации отношений. Так, отношения классифицируют по следующим основаниям:

• с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

• объема власти (отношения по вертикали и по горизонтали);

• сферы проявления (правовые, экономические, политические,моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);

• с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);

• внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

И все же, во всем многообразии отношений большинство исследователей выделяют два основных вида: общественные отношения и то, что В.Н.Мясищев  называет «психологические» (личностные) отношения.

Госслужащие осуществляют свою деятельность в рамках определенных организаций и, следовательно, необходимо учитывать процессы, которые происходят внутри организаций и влияют на эффективность  профессиональной деятельности государственных  служащих. Реальная (внеформальная) структура организации - понятие, описывающее организационную реальность, включающее в себя переплетение формальных организационных и неформальных психологических отношений, описывающее процессы, протекающие в организации . Реальная структура есть результат деятельности конкретных людей в конкретной организации.

При исследовании любых организаций  традиционно выделяют -формальные (официальные) отношения, которые определяются официальным распределением ролей, прав, обязанностей, ответственности и неформальные (социально-психологические) отношения, основанием для возникновения которых выступают взаимные симпатии и антипатии лиц, работающих друг с другом.

Система отношений в группе, ее основные характеристики часто ранее  рассматривались в качестве составляющей социально-психологического климата. Несмотря на широкую практику исследования психологического климата, операционализация этого понятия затруднена, и различные исследователи понимают под психологическим климатом различный набор характеристик целостного состояния коллектива (группы). Рассматривая психологический климат, исследователи обычно выделяют для изучения следующие отношения:

1) отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и, наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

2) отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

3) отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

В системе профессиональной деятельности государственных служащих доминирующую роль играют отношения ответственной, функционально-ролевой взаимозависимости, отношения руководства и исполнения, отношения, носящие преимущественно  институциональный характер. Именно они и определяют формальный статус госслужащих в организации. Структура  функционально-ролевых отношений  и основные правила исполнения деловых  функций регламентированы на основании  принятых правил организации работы. Однако нельзя недооценивать роль фактора  личностной значимости любых, в том  числе и сугубо деловых, организационной  структуры осуществляется посредством  взаимодействия конкретных людей, придающих  соответствующую окраску функционально-ролевым  отношениям. Более того, можно говорить о степени личностной опосредованности деловых, функционально-ролевых отношений  государственных служащих. Однако следует  отметить то, что неформальные (личностные) отношения в организации значительно  чаще возникают по горизонтали, чем  по вертикали.

Б.Д.Парыгиным на основании результатов исследования социально-психологического климата производственных коллективов выделено два типа опосредованности производственных (деловых) отношений - деятельностный19 и личностный20. Деятельностноеопосредование отношений «руководство - подчинение», по его мнению, предполагает ограничение поведения руководителя и подчиненных рамками социальных ролей. Другими словами, отношения между руководителем и подчиненными носят сугубо официальный характер, а стиль личностного опосредования производственных отношений основан на ориентации руководителя при оценке подчиненных не только на их профессиональные, деловые, но и на личностные качества, что является необходимым условием осуществления принципа индивидуального подхода к подчиненным.

Деловые взаимоотношения  представляют собой организационно и функционально заданные, личностно  опосредованные связи, которые проявляются  во взаимодействии членов группы. Деловые  взаимоотношения представляют собой  сложное образование, обусловлены  системой определенных требований к  функциональным и ролевым обязанностям, в значительной степени зависят  от личностных особенностей работников, от степени их согласованности во взаимодействии. Вместе с тем в  группе (организации) наряду с системой межличностных отношений существует и административная структура безличных  связей и норм. Деловые отношения  выполняют одну из важнейших функций, направленную на интеграцию интересов  каждого члена группы. Для деловых  отношений определенный уровень  культуры в значительной степени  отражает наличие возможностей реализации способностей, знаний, умений, опыта работы каждого члена коллектива, признания профессиональной компетентности, осознания своей собственной ответственности за выполняемую работу, возможность выбора ее и самостоятельность, причастность к общим организационным процессам и влияние на них. Поэтому деловые взаимоотношения должны строиться с учетом как психологических, так и социальных мотивов.

Правильная  организация деловых взаимоотношений  снижает уровень психической  напряженности, уровень неопределенности. Культура деловых взаимоотношений  в коллективе складывается под влиянием социальной макросреды. Однако в ряду факторов, оказывающих влияние на состояние деловых взаимоотношений, существенное значение имеют и факторы  микросреды, в том числе и социально-психологические. Благоприятные, основанные на взаимной ответственности межличностные  отношения могут компенсировать или нейтрализовать разного рода конфликты, возникающие в группе. Удовлетворенность широким кругом общения в группе снижает влияние  отрицательных эмоций независимо от причин, их вызвавших.

 

Выводы по 1 главе.

 

1. Подводя итог анализа специфики профессиональной деятельности Разве это было задачей? А если считаете, что провели анализ, нужно было это вынести в задачи. Может речь идет о специфическом   характере стрессов и конфликтов, которые типичны для деятельности госслужащих? государственных служащих, следует отметить, что одной из основных специфических особенностей деятельности госслужащих является многообразие и сложность решаемых ими задач. Значимость деятельности и переживание ее исполнителями ответственности за результат стоящей перед ними задачи определяют напряженность условий, в которых осуществляется деятельность. Экстремальность условий и требований, предъявляемых управленческой деятельностью к эмоционально-волевой и другим сферам личности государственных служащих, специфические особенности госслужащих как социальной группы, индивидуальные социально-психологические особенности госслужащих определяют вероятность кризисов и стрессов в их жизнедеятельности. Оптимальное выполнение государственным служащим требований, предъявляемых ему обществом, институтом госслужбы, социальной средой, во многом определяется развитием его личности, а также сохранностью его работоспособности и здоровья. Деятельность госслужащих может считаться успешной (эффективной, продуктивной) только в случае сохранения ими здоровья и работоспособности.

2. Для обеспечения оптимального психосоматического состояния государственных служащих значимо выявление факторов стресса и причин возникновения конфликтных ситуаций. Анализ особенностей профессиональной деятельности свидетельствует о том, что наибольшее влияние на психосоматическое состояние госслужащих оказывают именно социально-психологические факторы.

3. Как и на всех членов общества, на госслужащих ощутимое влияние оказывает высокая общая стрессогенность современной социальной ситуации в России, которую дополнительно повышает нестабильность общества и фактическое отсутствие единого социума (гражданского и культурного). Настоящая социальная ситуация характеризуется неопределенностью социокультурных решений, а также фактическим отсутствием общепринятых правил и стандартов поведения. Кризисными явлениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, порождаются устойчивые негативные оценки деятельности органов государственной власти всех уровней, негативный имидж госслужащего в общественном мнении. Все это, конечно же, не может не вызывать психологического дискомфорта у госслужащих.

4. Отмечается, что многократное возникновение уникальных по сложности и многообразию стрессовых ситуаций, в которых государственные служащие должны действовать успешно, является специфической особенностью их деятельности. В литературе нет единого понимания стрессовых ситуаций, но характеристика, объединяющая трудные ситуации, существует - это напряженность, затрудняющая человеку управление своим поведением и эффективное решение стоящих перед ним задач. Все экстремальные ситуации можно разделить на кратковременные (острые) и долговременные (хронические). Для деятельности госслужащих наиболее характерны ситуации хронического стресса, в которых действуют стрессоры слабого, но длительного воздействия, порождающие психотравмирующие ситуации, дезорганизующие личность и вызывающие начальные психопатологические симптомы. При этом во многих случаях субъект деятельности может не осознавать, что изменяется регуляция деятельности и снижается ее качество. Негативные психические состояния воспринимаются им как появляющиеся отрицательные эмоции, соматические расстройства.

5. Личностные (неформальные, неофициальные) отношения государственных служащих складываются параллельно с формированием системы официальных (формальных, деловых, производственных) отношений, испытывают на себе организующее давление последних и, в свою очередь, оказывают мощное психически-тонизирующее влияние на состояние и поведение госслужащих в рамках формальной структуры. Осложнения в неофициальных взаимоотношениях, межперсональная конфликтность с руководством или коллегами может отрицательно влиять на отношение к труду, снижать моральную и функциональную дееспособность госслужащих, приводя к ухудшению их психосоматического здоровья, текучести кадров. В системе социальных отношений государственных служащих ведущая роль принадлежит не столько межличностным отношениям (симпатии и антипатии), сколько официальным отношениям, вытекающим из социальных статусов госслужащих в организации. В структуре официальных отношений государственных служащих отношения по вертикали играют большую роль, чем отношения по горизонтали.

6. При изучении профессионального стресса и возникновения конфликтных ситуаций у государственных служащих необходимо учитывать и существующую взаимосвязь между переменами в жизни человека и стрессом (именно эти зависимости положены в основу шкал социальной адаптации), а также его индивидуальную стрессоустойчивость. Устойчивость государственного служащего к стрессу создает необходимые предпосылки для эффективной деятельности (продуктивной и качественной работы при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая при этом соответствующую требованиям деятельности мобилизацию внутренних ресурсов. Неблагоприятные функциональные состояния

Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций