Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.docx

— 199.04 Кб (Скачать)

• направление, в котором успешность активности связывается с эмоциональной - физиологической - реактивностью (возбудимостью);

• направление, в котором особенности поведения обусловливаются физиологической организацией, в частности, свойствами нервной системы организма;

• социально-психологическое направление, исходящее из того, что приобретенные в процессе жизни организма устойчивые эмоциональные свойства обусловливают уровень его устойчивости по отношению к стрессогеннымфакторам. В настоящее время многие вопросы все еще остаются без ответов, даже само существование этиологической взаимосвязи между стрессом и его последствиями для здоровья человека подтверждено только вероятностно. Нерешенной проблемой остается и индивидуальная вариабельность реакций на стресс (почему одни и те же условия могут быть для одних стрессогенными, а для других нет, чем обусловлены эти различия, с какими личностными или психофизиологическими особенностями это связано). Только в последние годы исследователи приступили к систематическому изучению внутренних причин подобных связей1. Понимая причины и механизмы возникновения стресса, психологической напряженности, обнаруживая некоторое подобие ситуаций, прежде случавшихся в жизни человека, и определив типические ошибки поведения, можно предсказывать состояние и поведение человека в неблагоприятных условиях жизни.

Наиболее разработанными являются классификации факторов, связанных  с условиями протекания трудового  процесса. К этой группе факторов относятся как характеристики среды обитания (со стороны физико-химических факторов), так и особенности социально-психологической среды, в которой человек осуществляет свою деятельность.

Содержание класса факторов среды обитания весьма разнообразно. Этот класс факторов является предметом  изучения гигиенистов труда, физиологов труда, эргономистов. Следует отметить, что влияние большинства факторов на организм человека достаточно хорошо изучено. Существуют подробные обзоры, в которых отражены сводные данные о воздействии различных групп факторов внешней среды на человека.

При всем разнообразии конкретных видов трудовая деятельность человека является, прежде всего, категорией социальной. При выполнении деятельности человек  включен в систему сложных  социальных отношений, без которых  эта деятельность вообще не существует. Однако, несмотря на очевидную значимость этой категории факторов, вопрос об их содержательной классификации и  характере влияния на эффективность  деятельности значительно менее  разработан по сравнению с анализом факторов среды обитания. В современной  литературе существуют только попытки  детального рассмотрения факторов социальной природы, приводящих к развитию различных  форм профессионального стресса  у лиц, занимающихся различными видами умственного труда и организаторской  деятельностью.

Так, выделяют группы социальных факторов в зависимости от уровня анализа общественных отношений:

-общие социальные факторы  (мировоззрение, система общественных  ценностей, место конкретной деятельности  в общественной структуре, ее  социальная оценка);

-конкретные социальные  факторы (особенности коллектива  -уровень развития коллектива, стиль работы, социально-психологический климат, организация межличностных отношений;

-содержание профессиональной  роли - круг профессиональных обязанностей, его определенность, однозначность  профессиональных функций, степень  ответственности, соответствие обязанностей  степени ответственности; внепрофессиональные контакты - принадлежность к определенной социальной группе, семья, друзья, организация быта);

-социально-психологические  факторы (соответствие индивида  профессиональной роли - уровень  профессиональной подготовки, принятие  индивидом профессиональных обязанностей, соответствие индивидуальных данных  предписываемым обязанностям; мотиваци-онные установки индивида и коллектива - соответствие мотивации деятельности индивида и коллектива, уровень профессиональных притязаний, наличие социальных гарантий профессионального роста, соревновательные мотивы).

В рамках данной классификации  Л.Б.Забеловой выделены следующие группы профессиональных факторов, детерминирующих негативные психические состояния государственных служащих:

-общие профессиональные  факторы, связанные с условиями  выполнения деятельности (организационные  проблемы, недостаточные резервы,  сверхурочные и неудобные часы  работы, низкий статус, плохие перспективы  служебного продвижения, маленькая  заработная плата, ненужные ритуалы  и процедуры, неопределенность);

-локальные факторы, определяемые  способом выполнения деятельности (нечеткие ролевые обязанности,  ролевой конфликт, нереалистично  высокие притязания, невозможность  повлиять на принятие решения,  частые стычки с руководителями, изоляция от поддержки коллег, перегрузки и временной прессинг, недостаток разнообразия, плохая  коммуникация, неадекватное руководство,  конфликты с коллегами, невозможность  завершить работу);

-специфические факторы,  обусловленные содержанием и  качеством профессиональной задачи (трудные клиенты или подчиненные,  недостаточная профессиональная  подготовка для соответствия  занимаемой должности, эмоциональное отношение к клиентам и подчиненным, профессиональная ответственность, невозможность помогать и действовать эффективно)16.

Изучая проблему факторов стресса государственных служащих, необходимо отметить и классификацию, разработанную в рамках исследования причин управленческого стресса. В 1976 году C.L.Cooper и J.Marshall предложили схему, обобщившую причины управленческого стресса. На основе различных теорий и исследований, принадлежащих к разным отраслям знаний, ими был получен перечень более чем сорока взаимодействующих факторов, которые могут приводить к управленческому стрессу. Основным результатом исследования явилось выделение семи основных категорий стресса (как показывает анализ, большинство выделенных факторов применимы к трудовой деятельности в целом):

- факторы, связанные с  трудовой деятельностью (основное  внимание уделяется двум факторам, являющимся источниками стресса  -условиям труда и рабочей нагрузке);

- роль в организации  (основными источниками управленческого  стресса в этой категории факторов  особо выделяют ролевую неопределенность, ролевой конфликт и ответственность);

- взаимоотношения на работе (важным источником стресса полагается  характер взаимоотношений с руководством, коллегами, подчиненными);

- развитие карьеры (в  этой категории выделяют две  группы потенциальных стрессоров:

- профессиональная «неуспешность», боязнь ранней отставки и т.п.,

- статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения предела своей карьеры);

- организационная структура  и психологический климат (потенциальным  источником управленческого стресса  является просто «включенность  в организацию» и угроза свободе  личности, ее автономии и статусу);

- внеорганизационные источники стресса (проблемы семьи, жизненные кризисы, финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; конфликт организации с требованиями семьи и другие);

- факторы предрасположенности  к стрессу (проводимые исследования  в основном связаны с индивидуальными  различиями между людьми с  разной степенью стрессоустойчивости,  особое внимание исследователи  уделяют психометрическим данным  и стереотипам поведения).

Наиболее адекватно отвечающей целям данного исследования видится  классификация факторов стресса, разработанная  Ф.Б.Березиным при изучении системы  психофизиологического регулирования.17 В многоуровневой системе регулирования психофизиологических соотношений автор выделяет три уровня: психологический, социально-психологический и физиологический. На психологическом уровне - при психологическом стрессе - возникающие изменения в основном связываются с особенностями личности и актуальным психическим состоянием. На социально-психологическом уровне системы психофизиологического регулирования развитию психологического стресса способствует действие группы психосоциальных стрессоров, которые зависят от макросоциальных процессов и затрагивают большие группы людей, а также группы индивидуально значимых стрессоров, связанных с теми или иными сферами социального взаимодействия (среди них можно выделить индивидуальные особенности лиц, с которыми осуществляется взаимодействие; характер внутригруппового взаимодействия; межличностные взаимоотношения).

Зависимость между стрессогенными влияниями, обусловленными нарушением социально-психологической адаптации, и изменением физиологических параметров носит опосредованный характер и реализуется через психологические механизмы, участвующие в формировании психофизиологических соотношений (психологический уровень регулирования). Влияние психосоциальных стрессоров, нарушение социального взаимодействия сопряжены с блокадой тех или иных социально значимых потребностей, что вызывает состояние фрустрации, проявляющейся более или менее выраженным ощущением неудовлетворенности. Для формирования психологического стресса существенно, что эффекты повторных и последовательных фрустрирующих воздействий (при которых могут блокироваться различные, нередко неосознанные потребности), накапливаясь, вызывают нарастание суммарной фрустрационной напряженности, которая тесно связана с увеличением тревоги и эмоционального напряжения. В свою очередь уровень тревоги коррелирует с выраженностью физиологических сдвигов.

Целесообразно отметить и  несколько более «простых», но не менее содержательных для проводимого  исследования классификаций факторов стресса. Среди стресс-факторов обычно выделяют группу с кратковременным  действием и группу с длительным действием, как правило, они различаются  и по характеру воздействия. Первую группу составляют стессоры, приводящие к ситуациям острой экстремальности. Стрессоры второй группы оказывают слабое, но длительное воздействие, порождая психотравмирующие ситуации, дезорганизующие личность, вызывающие начальные психопатологические симптомы. Н.В.Ивановым предложена схема ситуаций, каждая из которых является примером слабого, но длительного воздействия (каждая из этих ситуаций, несмотря на малую травмирующую значимость, при большой продолжительности может вызвать изменение состояния).

1. Ситуации длительного психического напряжения с решающим значением фактора утомления систем адаптации, ситуации с долго сохраняющимся разорванным темпом работы и жизни, требующие постоянных переключений, или ситуации с необходимостью постоянно сдерживать себя.

2. Ситуации повышенной ответственности, когда длительно не выявляются симптомы декомпенсации, но постепенно развиваются мучительные ощущения недоработки и внутренней тревожности, что свидетельствует о приближении «нервного срыва».

3. Ситуации, вызывающие чувство досады и недовольства собой с преобладанием пониженного настроения, когда окружающее начинает восприниматься как однообразное, нудное, надоевшее.

4 Ситуации, когда не обеспечивается  удовлетворение всей суммы потребностей  личности, нет полноты переживаний  при внешнем благополучии.

Очевидно, что любая из этих ситуаций может быть актуальной для государственного служащего, более  того, могут образовываться комбинации из подобных ситуаций. То есть, в деятельности государственных служащих значимую роль играют стрессоры слабого, но длительного  воздействия.

При изучении профессионального  стресса госслужащих необходимо учитывать и существующую взаимосвязь  между переменами в жизни человека и стрессом (именно эти зависимости  положены в основу шкал социальной адаптации). Исследователи выделяют четыре основных тенденции:

- сумма внезапных перемен или множество перемен за короткий период повышают стресс и риск физического недомогания;

- положительные и отрицательные изменения являются стрессовыми; и те, и другие требуют разносторонней адаптации организма независимо оттого, что они несут человеку - удовольствие или огорчение;

- изменения имеют тенденцию соединяться, создавая свою движущую силу; одно изменение приводит к другому, конечно, нарастает и стресс, так как одна адаптация требует другой;

- одни перемены в жизни вызывают больший стресс, чем другие.

Любая деятельность человека протекает в определенном социальном окружении. В процессе своей деятельности и жизни в обществе государственные  служащие находятся под воздействием совокупности различных факторов (макро- и микросреды), которые и составляют их социальную среду.

Детерминация поведения  и психосоматического состояния  индивида объективными факторами макросреды может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Вместе с тем, действие тех или иных факторов неоднозначно и зависит от особенностей рассматриваемого исторического этапа, а также от степени вовлеченности  индивида в те или иные виды социальной деятельности.

Значительная интенсивность  психосоциальных нагрузок в современном  социуме во многом обусловливается  выраженностью и скоростью изменений  социальных стереотипов, возрастанием ощущения угрозы, частотой отрицательно окрашенных взаимодействий, наличием тенденции к реактивации отрицательного эмоционального опыта. В нашей стране социальные коллизии, изменения сопровождаются более высоким уровнем социального  стресса, нежели в обществах западного  типа, ориентированных на социальные изменения и имеющих социально-психологические  структуры (такие, как высокая ценность индивидуализма, развитие службы социальной и психологической поддержки  и др.), защищающие от социального  стресса или повышающие его переносимость  личностью.

Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций