Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
7. Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное.
8. К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. Например, более углубленная работа над поиском решения, разнообразие мнений при принятии решений и улучшение сотрудничества в будущем.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КОНФЛИКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ На примере
2.1. Методическое
обеспечение и обоснование
В силу неполноты, а порой
и фактического отсутствия теоретических
и практических знаний по исследуемой
теме возникла проблема разработки методики
исследования. В результате анализа
существующих теоретических и прикладных
исследований по изучаемой проблеме
автором разработана анкета (см.
прил.2), которая содержит четыре основных
блока вопросов: диагностика стресса,
диагностика личностных особенностей
респондентов, диагностика источников
стресса государственных
В данной работе психосоматическое
состояние рассматривается в
качестве одного из основных показателей
стресса и конфликтности, что
обусловливает необходимость
В данной работе представлена квотная выборка. При определении выборочной совокупности настоящего исследования учитывались две основные посылки:
1) в основе исследовательского проекта лежат два подхода: социо-психологический (при котором государственные служащие рассматриваются как единая социальная группа, несущая специфические социально-психологические черты) и психолого-социологический (для которого характерно изучение отдельных индивидов, включенных в данную социальную группу, с последующим выделением на основе полученного массива данных их общих черт);
2) имеющие место два
понимания понятия «
В результате в состав выборки включены служащие государственных структур (Отделы УФМС России по Ставропольскому краю в г.Пятигорске и г.Лермонтове).
Выборочную совокупность исследования составили 32 респондента. Опыт эмпирического изучения государственных служащих как социальной группы выявил ряд трудностей методического и организационного характера. Так, многие проблемы при разработке выборки исследования обусловлены процессом институционализации государственной службы, связаны с частыми реорганизациями данного социального института, его неполной кадровой укомплектованностью и пр., а также отсутствием полной достоверной социально-статистической информации о составе (структуре) данной социальной группы. Другой, также достаточно ощутимой проблемой является доступность респондентов и их готовность принять участие в исследовании (возможно, возникновение проблем такого рода связано с наличием у государственных служащих стереотипов обособленности и закрытости своей социальной группы, которые, несомненно, были характерны для советской партийной номенклатуры).
Основные социально-
2.2. Результаты
исследования и анализ
Основной целью данной работы является выявление и изучение факторов стресса и конфликтности государственных служащих. В ходе исследования стресс-факторов получены результаты, отражающие многие проблемы госслужащих, в том числе связанные с социально-экономической ситуацией в стране, с современным состоянием системы органов государственной власти, а также с особенностями профессиональной деятельности государственных служащих и их личностными особенностями.
Разные по содержанию трудовые деятельности предъявляют разные требования к личности человека, и поэтому успешность любых мероприятий по предупреждению и профилактике профессиональных стрессов во многом зависит от точности диагностики его причин. Возникающее у человека чувство неуверенности и нестабильности, которое, как правило, приводит его к состоянию напряженности, а впоследствии и к стрессу, очень часто обусловлено тем, что определенный вид деятельности или рабочая среда содержит потенциально стрессогенные требования. Для выявления стресс-факторов в жизнедеятельности государственных служащих в настоящем исследовании наряду с эмпирической проверкой стрессогенности для госслужащих факторов, выделенных на основе теоретического анализа научной литературы по изучаемой проблеме, использовалась экспертная оценка самих государственных служащих (заметим, что она оказалась весьма затруднительной для ряда респондентов). Респондентам было предложено назвать факторы, негативно влияющие на их психосоматическое состояние, и отметить, в чем проявляется это негативное влияние. В результате анализа полученных данных (см. рис.2.1) выявлено, что в целом госслужащие в качестве стресс-факторов наиболее часто отмечают влияние профессиональных (служебных) проблем; взаимоотношений с близкими людьми; неопределенности, неоднозначности, нестабильности; социальной незащищенности (существующей несправедливости).
Выявлено, что государственные служащие, несмотря на должностные различия, достаточно единодушны в оценке профессиональных проблем в качестве стресс-фактора. Любопытно, что стрессогенность материального положения отметили только руководители подразделений и специалисты высокой квалификации. Респонденты-мужчины наиболее часто упоминают неопределенность, нестабильность (15% ответов респондентов-мужчин), материальное положение (15%), социальную незащищенность (13%). У женщин этот список выглядит несколько иначе, иногда, даже несколько неожиданно, разбивая бытовавшие ранее в обществе стереотипы и подтверждая изменение социальной роли определенной категории женщин. Так, женщины в качестве стресс-факторов наиболее часто отмечают профессиональные проблемы (27% ответов респонденток), взаимоотношения с близкими (18%), социальную незащищенность (18%), взаимоотношения с окружающими, коллегами (15%).
Рисунок 2.1
Факторы, по оценкам респондентов негативно влияющие на их психосоматическое состояние (в процентах от общего количестваответов):
- профессиональные (служебные) проблемы (13%)
- социальная незащищенность (несправедливость) (12%)
- неопределенность, нестабильность, неоднозначность (10%)
- взаимоотношения в семье, с близкими людьми, неприятности у близких (10%)
- материальное положение (9%)
- взаимоотношения с руководителем, его некомпетентность (8%)
- взаимоотношения с окружающими, коллегами (8%)
- другое (7%)
- здоровье (собственное и близких) (6%)
- погода (4%)
- реорганизации учреждения (3%)
- политическая, экономическая нестабильность общества (3%)
- неудовлетворенность работой (3%)
- жилищные проблемы (3%)
- перегрузки (1%)
В целом госслужащие, отмечающие, что в той или иной степени находятся в стрессовом состоянии, наиболее часто выделяют в качестве факторов, негативно влияющих на их психосоматическое состояние и профессиональную деятельность, социальную незащищенность (20% ответов респондентов указанной категории), материальное положение (20%), профессиональные проблемы (20%), здоровье (15%), взаимоотношения с близкими (15%), политическую и экономическую нестабильность в обществе (10%), взаимоотношения с руководством (10%), реорганизации учреждения (10%). Данные, полученные в результате экспертной оценки, в целом подтверждают правильность предположений автора, основанных на теоретическом анализе научной литературы, о наиболее значимых потенциальных стресс-факторах госслужащих.
Весьма значимо для
дальнейшего анализа и то, какие
проявления негативного влияния
стресс-факторов и стресса выделяют
сами госслужащие. Полученные в ходе
экспертной оценки данные свидетельствуют
о том, что наиболее часто в
качестве показателей стресса
Рисунок 2.2
Проявления влияния негативных факторов на психосоматическое состояние и деятельность респондентов (в процентах от общегоколичества ответов):
- от деятельности (10%)
- депрессивность (8%)
- снижение работоспособности (8%)
- другое (8%)
- тревожность (7%)
- нарушения здоровья (7%)
Мужчины, как правило, отмечают, что в результате воздействия неблагоприятных факторов они не удовлетворены собой или чувствуют неуверенность (об этом свидетельствуют 21% ответов респондентов мужчин), либо более чем обычно раздражительны (15%). Женщины чаще упоминают возникающее при этом плохое настроение (33%), снижение работоспособности (28%), ухудшение результатов профессиональной деятельности (22%), депрессивность (22%), а также неудовлетворенность собой (17%). Наиболее часто встречающимися симптомами стресса по оценкам госслужащих, отмечающих свое состояние как состояние стресса, являются: ухудшение результатов в профессиональной деятельности (26% ответов респондентов указанной категории), неудовлетворенность собой, неуверенность (21%), депрессивность (21%), нарушения здоровья (21%), усталость -физическая или психическая (16%), снижение работоспособности (16%).
В работе также анализировались факторы, выявленные на основе теоретического анализа, препятствующие эффективному выполнению государственными служащими профессиональных обязанностей, связанные с ощущением перегрузки и изменением психосоматического состояния. В качестве таковых рассматривались факторы, отражающие общую специфику деятельности госслужащих (связанные с временными характеристиками, объемом власти, информации и др.), система межличностных отношений (включающая формальную и неформальную структуру взаимоотношений), отношение госслужащих к профессиональной ответственности (как правило, сопутствующей профессиональной деятельности госслужащих), а также личностные факторы, обусловливающие субъективную значимость для респондентов потенциальных стресс-факторов, индивидуальные особенности реагирования на воздействие значимого стресс-фактора.
Так, респондентам было предложено оценить влияние на результаты их деятельности таких факторов, как нехватка времени, недостаток власти, множество инструкций и предъявляемых требований, недостаток информации, чрезмерная перегруженность, нехватка знаний, умений, опыта (в приложении 6 представлено распределение негативного влияния указанных факторов в зависимости от занимаемой должности и возраста респондентов). Выявлено, что наиболее часто, вне зависимости от занимаемой должности, на результаты деятельности госслужащих оказывают влияние нехватка времени (особенно в возрастных группах от 30 до 39 лет и от 40 до 49 лет) и недостаток информации (его чаще отмечают респонденты младших возрастных групп). По оценкам 59% респондентов на результатах их деятельности сказывается недостаток необходимой информации, а 47% респондентов отмечают влияние нехватки времени. Любопытен тот факт, что руководители подразделений почти в три раза реже, нежели респонденты имеющие другой должностной статус отмечают влияние нехватки знаний, умений, опыта на результаты их деятельности (в основном это респонденты в возрасте от 40 до 49 лет). Множество инструкций и предъявляемых требований в качестве фактора негативно сказывающегося на результатах деятельности чаще других отмечают рядовые квалифицированные служащие (41% респондентов данной категории), а недостаток власти - специалисты высокой квалификации (44% респондентов данной категории). Достаточно сильное влияние на результаты деятельности госслужащих оказывает и чрезмерная перегруженность (ее отмечают 51% руководителей подразделения и 44% специалистов высокой квалификации). Нехватка времени и чрезмерная перегруженность - эти два фактора не только тесно взаимосвязаны друг с другом (коэффициент корреляции Пирсона равен 0,5107, р=0,000), но и именно они оказывают наиболее явное влияние на психосоматическое состояние респондентов. Только 47% респондентов, отмечающих нехватку времени, считают себя вполне здоровыми (этот же показатель в группе респондентов, для которых нехватка времени не является актуальным фактором, составляет 68%). Аналогичное соотношение показателей наблюдается в связи с наличием чрезмерной перегруженности - соответственно 40% и 69%. Если посмотреть распределение респондентов по этим факторам в зависимости от состояния здоровья, то обнаруживается, что здоровые респонденты реже, нежели имеющие нарушения здоровья, отмечают их влияние (см. табл. 1 - данные представлены в процентах от общего количества ответов респондентов, отметивших влияние нехватки времени и чрезмерной перегруженности на результаты деятельности).
Таблица 1
Факторы, влияющие на результаты деятельности, в зависимости от состояния здоровья:
Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций