Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная работа2.docx

— 199.04 Кб (Скачать)

Отсутствие достаточных  адекватных теоретических знаний о  специфике профессиональной деятельности государственных служащих, особенностях социальной группы госслужащих, а также  затруднявшая проведение данного исследования фрагментарность знаний о социально-психологических  и психолого-акмеологических факторах стресса, естественно, не могли не сказаться на полученных результатах проведенного исследования. В то же время выявленные эмпирически факты и закономерности необходимы для оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих, а также являются полезным материалом для теоретической работы.

Следует отметить, что внимание исследователей в большей степени  направлено на изучение влияния факторов высокой экстремальности, которое  практически всегда сопровождается ярко выраженными реакциями, в то время как стрессоры слабой интенсивности  или с короткой продолжительностью воздействия, имеющие менее выраженные последствия, остаются в тени. В профессиональной же деятельности государственных служащих наиболее значимую роль играют стрессоры  слабого, но длительного воздействия, порождающие психотравмирующие  ситуации, дезорганизующие личность, вызывающие начальные психопатологические симптомы и негативно отражающиеся на эффективности их деятельности.

В настоящем исследовании выявлено, что предпосылками конфликтных ситуаций и значимыми стресс-факторами в сфере профессиональной деятельности госслужащих являются:

- социально-политические факторы: негативный имидж государственных служащих в общественном мнении, уровень самооценки социального статуса, социально-экономическая незащищенность госслужащих, реорганизации структуры госслужбы и др.;

- профессиональные («производственные») факторы, отражающие общую специфику деятельности госслужащих (связанные с временными характеристиками, объемом власти, ответственности, информации и др.);

психологические факторы: личностные, обусловливающие субъективную значимость стрессоров и индивидуальные особенности  реагирования; система межличностных  отношений, включающая формальную и  неформальную структуру взаимоотношений  госслужащих.

Знание вероятностных  факторов стресса (неблагоприятных  психосоматических состояний) и поведение в конфликтных ситуациях имеет огромное практическое значение в обеспечении готовности госслужащих к деятельности в трудных стрессогенных ситуациях, а также способствует минимизации проявлений и последствий конфликтов и стрессов в профессиональной деятельности госслужащих путем его профилактики и целенаправленной регуляции, что в немалой степени способствует обеспечению их эффективной деятельности.

Существует много различных  методов и подходов к разрешению конфликтных ситуаций и к борьбе со стрессом (в том числе профессиональным, управленческим). Среди них необходимо особо выделить являющееся весьма продуктивным направлением преодоления стресса и конфликта совершенствование навыков саморегуляции, по своей природе соответствующих характеру причин возникающих затруднений.

На основании полученных в настоящем исследовании результатов, можно выделить несколько уровней  преодоления стресса и конфликта: уровень социума, уровень организации, уровень отдельной личности. В соответствии с указанными уровнями намечаются пути преодоления конфликтов и стресса:

• стабилизация структур управления и власти на всех уровнях;

• повышение социального статуса, социально-экономической и правовой защищенности госслужащих;

• формирование позитивного имиджа госслужащих в общественном мнении, повышение престижа профессиональной деятельности госслужащих;

• обеспечение социальной и психологической поддержки госслужащих, способствующей повышению устойчивости к социальному стрессу;

• повышение профессиональной компетентности госслужащих и совершенствование их профессиональных умений - совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы;

• создание благоприятного социально-психологического климата в организации;

• развитие личностно-профессиональных качеств госслужащих -социально-психологической и аутопсихологической компетентности, на которых базируется и общая профессиональная компетентность (что обеспечивается повышением социально-психологической подготовки госслужащих всех уровней, проведением тренингов взаимоотношений с подчиненными (и, особенно, со специалистами высокой квалификации) для руководителей, формированием понимания госслужащими своего места в системе управления).

Известно то, что избежать последствий конфликтных ситуаций и психологического стресса можно, либо устранив внешний источник, либо изменив отношение к ситуации. Противостояние стрессу и конфликту более успешно также в том случае, если человек имеет возможность сбалансировать действие позитивных и негативных стрессоров (саморегуляция способствует установлению такого баланса). Таким образом, можно выделить два наиболее общих направления преодоления стресса и конфликта: регуляция социальных отношений и индивидуальная саморегуляция.

Следует согласиться с  зарубежными исследователями в  том, что ответственность за сохранность  здоровья должна быть отражением существенных связей между человеком и организацией, в которой он работает.  К сожалению, в действительности это не всегда так.

Управление  стрессом и конфликтами в деятельности государственных служащих способствует повышению эффективности их профессиональной деятельности, развитию профессионализма и личностной самореализации.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 264 с.
  2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 240 с.
  3. Актуальные проблемы стресса: Тез. Всесоюз. симпоз. - Кишинев: Штиинца, 2006. - 224 с.
  4. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 141.
  5. Албастова Л.Н. Проблемы эффективности управления и власти в менеджменте // Власть и управление. - Ростов-на-Дону, 2007. -Вып.З. - С.29-31.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс,2006. - 376 с.
  7. Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и решать межличностные конфликты. - Ужгород: Патент, 2005. - 101 с.
  8. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал.-2007. - Т.18. - №2. - С.102-113.
  9.  Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). - М.: «Смысл»,2003. - 16 с.
  10.  Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2008. - 269 с.
  11.  Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследований состояний напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях // Психическая напряженность в трудовой деятельности. - М., 2009. - С.250-271.
  12.  Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука, 2008. - 312 с.
  13.  Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во ИП РАН, 2005. - 128 с.
  14.  Бойков В.Э., Леванов Е.Е., Фролов Б.И., Кутахов Ю.Л. Оценки и ориентации государственных служащих по вопросам эффективности их деятельности // Государственный служащий как человек и профессионал. - М., 2006. - Информ. бюл. №2. - С.4-17.
  15.  Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий // Психологический журнал. - 2007. - Т. 18. - №2. - С. 149-160.
  16.  Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности // Психическая напряженность в трудовой деятельности. - М., 2009. - С.217-224.
  17.  Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 190 с.
  18.  Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технологии психологической самозащиты. Стресс - дистресс - проблема XX века. - М.: ВНИЦТНМ «ЭНИОМ», 2007. - 164 с.
  19.  Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2004. - 175 с.
  20.  Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты профилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 129 с.
  21.  Гончаров Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 28 с.
  22.  Горизонтов П.Д. Стресс // Большая медицинская энциклопедия. - 2003. - Т.31. - С.608-628.
  23.  Государственная кадровая политика: Концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под общ.ред. С.В.Пирогова, рук. авт. колл. В.А.Сулемов. - М.: Изд-во РАГС, 2006.- 253 с.
  24.  Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: «Квадрат», 2007. - 128 с.
  25.  Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 19 с.
  26.  Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 2010. - 272 с.
  27.  Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров государственной службы // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М., 2006. - С.20-39.
  28.  Дикая Л.Г. Деятельностный подход к исследованию психофизиологическойсаморегуляции функционального состояния // Деятельность: Философский и психологический аспекты. - Симферополь, 2008. - С.155-157.
  29. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М., 2005. -С.63-90.
  30. 43. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. - 2006. - Т. 17. - №3. - С. 137-148.
  31.  Дикая Л.Г., Семикин В.В. Определение системы показателей эмоциональной напряженности при воздействии экстремальных факторов // Эргономика. Проблемы системного исследования состояния напряженности человека. - М., 2006. - С.52-64.
  32.  Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 2010. - №1. -С.106-113.
  33.  Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 23 с.
  34.  Емельянов Н.А. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы становления // Региональная кадровая политика.-Тула, 2006. - Информ. сб. 1-2. - С.11-30.
  35.  Ерина Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 23 с.
  36.  Жариков Е.С. Психология успеха: Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Московский кадровый центр, 2010. -32 с.
  37.  Забелова Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. -166 с.
  38.  Забродин Ю.М., Полежаев А.П., Рубахин В.Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности // Психологический журнал. - 2004. - Т.5. -№2. - С.35-90.
  39.  Зазыкин В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Дис. д-ра психол. наук. - М., 2004.
  40.  Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.,2010. - С.144-156.
  41.  Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. С.89.
  42.  Купер К.Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» М.: Дело, 2002. - 165 с.
  43. Ларин Л.А., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. Новосибирск, 2011; Профессиональные болезни. М., 2003; Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. М., 2005. С. 179-204;
  44. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 2008. С.26-31.
  45. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 2012. С.41

1 Сноски оформить правильно

Ларин Л.А., Соколов В.П. Психосоматические  взаимоотношения при хроническом  эмоциональном напряжении. Новосибирск, 2011.

3Купер К.Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» // Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. М., 2005. С. 179-204; Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 2008. С.26-31 и др.

4Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

5Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 2012. С.41

6Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 2003

7 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 141.

8 Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. С.89.

9Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007

10Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 264 с.

11  Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 240 с.

12Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М., 2005. -С.63-90.

13Забродин Ю.М., Полежаев А.П., Рубахин В.Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности // Психологический журнал. - 2004. - Т.5. -№2. - С.35-90.

14Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 23 с.

15Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 2010. - №1. -С.106-113.

16 Забелова Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. -166 с.

17Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2008. - 269 с.

18Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты профилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 129 с.; Гончаров Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 28 с. ; Горизонтов П.Д. Стресс // Большая медицинская энциклопедия. - 2003. - Т.31. - С.608-628.

ВсоответствиистеориейдеятельностногоопосредованиямежличностныхотношенийА.В.Петровскоговпроцессеразвитиягруппыпутемеевключениявобщественнозначимуюдеятельностьэмоциональныеотношения(возникающиенапервыхэтапахеестановленияподвлияниемцелейиценностей этойдеятельности,впроцессепринятияихчленамигруппы,формирования устойчивогоотношениякним)преобразуютсявдеятельностно-опосредованныеотношения.Согласноэтойтеориивреальном,сложившемся наосновесовместнойдеятельностиколлективесуществуетнесколькоуровней (страт)межличностныхотношений,каждыйизкоторыххарактеризуетсяразличнойстепеньюихопосредованияэтойдеятельностью,еецелямииценностями.(ПетровскийА.В.Личность.Деятельность.Коллектив.М.,1982;Психологическаятеорияколлектива.М.,1979).

20ПарыгинБ.Д.Социально-психологическийклиматтрудового коллектива.Путииметодыизучения.Л.,1981.


Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций