Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время, с каждым днем все ощутимее изменяется сложившаяся за многие столетия система взаимоотношений человека с окружающим миром. Интенсификация труда, напряженность повседневной жизни, загрязнение среды обитания, множество разнообразных неблагоприятных факторов и незаметно, и явно, к тому же, как правило, интенсивно и длительно воздействуют на человека.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения конфликтов и стрессов у государственных служащих
1.1. Сущность, типы и аспекты возникновения конфликтов.
1.2. Понятие стресса, причины его возникновения
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов стресса и конфликтности государственных служащих (на примере? Управления Федеральной Миграционной службе России по Ставропольскому краю в г.Лермонтове и г.Пятигорске)
2.1.Методическое обеспечение и обоснование выборки исследования
2.2.Результаты исследования и анализ полученных данных
2.3.Нужны какие-то рекомендации по противодействию и профилактике конфликтов и стрессов.
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Отсутствие достаточных адекватных теоретических знаний о специфике профессиональной деятельности государственных служащих, особенностях социальной группы госслужащих, а также затруднявшая проведение данного исследования фрагментарность знаний о социально-психологических и психолого-акмеологических факторах стресса, естественно, не могли не сказаться на полученных результатах проведенного исследования. В то же время выявленные эмпирически факты и закономерности необходимы для оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих, а также являются полезным материалом для теоретической работы.
Следует отметить, что внимание исследователей в большей степени направлено на изучение влияния факторов высокой экстремальности, которое практически всегда сопровождается ярко выраженными реакциями, в то время как стрессоры слабой интенсивности или с короткой продолжительностью воздействия, имеющие менее выраженные последствия, остаются в тени. В профессиональной же деятельности государственных служащих наиболее значимую роль играют стрессоры слабого, но длительного воздействия, порождающие психотравмирующие ситуации, дезорганизующие личность, вызывающие начальные психопатологические симптомы и негативно отражающиеся на эффективности их деятельности.
В настоящем исследовании выявлено, что предпосылками конфликтных ситуаций и значимыми стресс-факторами в сфере профессиональной деятельности госслужащих являются:
- социально-политические факторы: негативный имидж государственных служащих в общественном мнении, уровень самооценки социального статуса, социально-экономическая незащищенность госслужащих, реорганизации структуры госслужбы и др.;
- профессиональные («производственные») факторы, отражающие общую специфику деятельности госслужащих (связанные с временными характеристиками, объемом власти, ответственности, информации и др.);
психологические факторы: личностные, обусловливающие субъективную значимость стрессоров и индивидуальные особенности реагирования; система межличностных отношений, включающая формальную и неформальную структуру взаимоотношений госслужащих.
Знание вероятностных факторов стресса (неблагоприятных психосоматических состояний) и поведение в конфликтных ситуациях имеет огромное практическое значение в обеспечении готовности госслужащих к деятельности в трудных стрессогенных ситуациях, а также способствует минимизации проявлений и последствий конфликтов и стрессов в профессиональной деятельности госслужащих путем его профилактики и целенаправленной регуляции, что в немалой степени способствует обеспечению их эффективной деятельности.
Существует много различных методов и подходов к разрешению конфликтных ситуаций и к борьбе со стрессом (в том числе профессиональным, управленческим). Среди них необходимо особо выделить являющееся весьма продуктивным направлением преодоления стресса и конфликта совершенствование навыков саморегуляции, по своей природе соответствующих характеру причин возникающих затруднений.
На основании полученных в настоящем исследовании результатов, можно выделить несколько уровней преодоления стресса и конфликта: уровень социума, уровень организации, уровень отдельной личности. В соответствии с указанными уровнями намечаются пути преодоления конфликтов и стресса:
• стабилизация структур управления и власти на всех уровнях;
• повышение социального статуса, социально-экономической и правовой защищенности госслужащих;
• формирование позитивного имиджа госслужащих в общественном мнении, повышение престижа профессиональной деятельности госслужащих;
• обеспечение социальной и психологической поддержки госслужащих, способствующей повышению устойчивости к социальному стрессу;
• повышение профессиональной компетентности госслужащих и совершенствование их профессиональных умений - совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы;
• создание благоприятного социально-психологического климата в организации;
• развитие личностно-профессиональных качеств госслужащих -социально-психологической и аутопсихологической компетентности, на которых базируется и общая профессиональная компетентность (что обеспечивается повышением социально-психологической подготовки госслужащих всех уровней, проведением тренингов взаимоотношений с подчиненными (и, особенно, со специалистами высокой квалификации) для руководителей, формированием понимания госслужащими своего места в системе управления).
Известно то, что избежать последствий конфликтных ситуаций и психологического стресса можно, либо устранив внешний источник, либо изменив отношение к ситуации. Противостояние стрессу и конфликту более успешно также в том случае, если человек имеет возможность сбалансировать действие позитивных и негативных стрессоров (саморегуляция способствует установлению такого баланса). Таким образом, можно выделить два наиболее общих направления преодоления стресса и конфликта: регуляция социальных отношений и индивидуальная саморегуляция.
Следует согласиться с
зарубежными исследователями в
том, что ответственность за сохранность
здоровья должна быть отражением существенных
связей между человеком и
Управление стрессом и конфликтами в деятельности государственных служащих способствует повышению эффективности их профессиональной деятельности, развитию профессионализма и личностной самореализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Сноски оформить правильно
Ларин Л.А., Соколов В.П. Психосоматические
взаимоотношения при
3Купер К.Л., Маршалл Д. Источники стресса «белых воротничков» // Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология. М., 2005. С. 179-204; Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 2008. С.26-31 и др.
4Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
5Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск, 2012. С.41
6Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 2003
7 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2006. С. 141.
8 Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. С.89.
9Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007
10Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2007. - 264 с.
11 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 240 с.
12Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М., 2005. -С.63-90.
13Забродин Ю.М., Полежаев А.П., Рубахин В.Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности // Психологический журнал. - 2004. - Т.5. -№2. - С.35-90.
14Дьячков В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 23 с.
15Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 2010. - №1. -С.106-113.
16 Забелова Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. -166 с.
17Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2008. - 269 с.
18Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты профилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 129 с.; Гончаров Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 28 с. ; Горизонтов П.Д. Стресс // Большая медицинская энциклопедия. - 2003. - Т.31. - С.608-628.
Всоответствиистеориейдеятельно
20ПарыгинБ.Д.Социально-
Информация о работе Факторы стресса и возникновения конфликтных ситуаций