Диагностика конфликтов и разработка способов их устранения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, дипломная работа

Описание работы

Цель – изучить диагностику конфликтов в теории и разработать способы их устранения на ОАО «Комбинат «Магнезит».
Данная тема является актуальной и позволяет:
- изучить основные типы конфликтов;
- рассмотреть поведение в конфликтах и методы преодоления конфликтов;
- охарактеризовать деятельность ОАО «Комбинат «Магнезит»;
- проанализировать экономическую деятельность предприятия;
- провести диагностику конфликтов на предприятии;
- рассмотреть возникновение конфликтов и разработать методы разрешения конфликтов на предприятии;

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие конфликта, его сущность

1.1. Определение конфликта

1.2. Основные типы конфликтов

1.3. Поведение в конфликтах

1.4. Методы преодоления в конфликтах

Глава 2. Особенности деятельности и диагностика конфликтов на предприятии


2.1. Общая характеристика и диагностика конфликтов на предприятии ОАО «Комбинат «Магнезит»

2.2. Анализ основных технико-экономических показателей

2.3. Анализ имущественного положения предприятия

2.4. Диагностика конфликтов на предприятии

Глава 3. Способы устранения конфликтов и совершенствование управления ими на ОАО «Комбинат «Магнезит».
3.1. Возникновение и методы разрешения конфликтов между сотрудниками в ОАО «Комбинат Магнезит»

3.2. Пути улучшения микроклимата на ОАО «Комбинат «Магнезит» путем предотвращения конфликтов

3.3. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными ситуациями на предприятии

3.4. Предупреждающие, управленческие воздействия и практические рекомендации по управлению конфликтами

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

  Существование перечисленных источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это в свою очередь повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

  При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

  Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким, путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.

  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.

  4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

  5. Улучшаются отношения между людьми.

  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

 Основные дисфункциональные последствия конфликтов:

 1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

 3. Представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции - как об исключительно положительной, о позиции оппонента - только как об отрицательной.

  4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач.

   5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

  6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.

 Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

  1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

  2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.

 3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы «Макдональдс» считают главной целью своего нелегкого труда - вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.

  Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.

  4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

  Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.

  Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

  Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришина  описывает их следующим образом:

   1. Путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.

   2. Уход от конфликта.

   3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

  Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса и Р. X. Килменна, которая была разработана ими в 1972 году.

 Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаше всего делает конфликт функциональным. Тактика сотрудничества приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

  Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.

1. Знать, как развивается  конфликт. Обычно он проходит  несколько этапов:

а) возникновение разногласий;

б) возрастание напряженности  в отношениях;

в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

г) собственно конфликтное  взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

д) исход (разрешение) конфликта.

При рациональном поведении  участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.

2. Определить  скрытые и явные причины конфликта, определить, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

3. Определить проблему  в категориях целей, а не  решений, проанализировать только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

4. Сконцентрировать внимание  на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем  мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.

5. Делать разграничения  между участниками конфликта  и возникшими проблемами.  Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). «Ваша проблема - не вина других», - утверждают известные американские специалисты по управлению конфликтами Р. Фишер и У. Юри. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

        6. Справедливо и непредвзято относится к инициатору конфликта. Не забывать, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

 7. Не расширять предмет конфликта, стараться сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

 8. Придерживаться правила «эмоциональной выдержки». Осознавать и контролировать свои чувства. Учитывать эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.

  К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

     Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

     Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

           1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит

непосредственно, здесь  и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

           2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

            3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

            4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

            5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

   Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

     Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

    В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

       Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конфликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т. п.

   Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов.

   Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

    Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность — группа» и конфликт «группа — группа».

      Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

     Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

     Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

     Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

      Позиция — официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

     Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

Информация о работе Диагностика конфликтов и разработка способов их устранения в организации