Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:11, дипломная работа
Цель – изучить диагностику конфликтов в теории и разработать способы их устранения на ОАО «Комбинат «Магнезит».
Данная тема является актуальной и позволяет:
- изучить основные типы конфликтов;
- рассмотреть поведение в конфликтах и методы преодоления конфликтов;
- охарактеризовать деятельность ОАО «Комбинат «Магнезит»;
- проанализировать экономическую деятельность предприятия;
- провести диагностику конфликтов на предприятии;
- рассмотреть возникновение конфликтов и разработать методы разрешения конфликтов на предприятии;
Введение
Глава 1. Понятие конфликта, его сущность
1.1. Определение конфликта
1.2. Основные типы конфликтов
1.3. Поведение в конфликтах
1.4. Методы преодоления в конфликтах
Глава 2. Особенности деятельности и диагностика конфликтов на предприятии
2.1. Общая характеристика и диагностика конфликтов на предприятии ОАО «Комбинат «Магнезит»
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей
2.3. Анализ имущественного положения предприятия
2.4. Диагностика конфликтов на предприятии
Глава 3. Способы устранения конфликтов и совершенствование управления ими на ОАО «Комбинат «Магнезит».
3.1. Возникновение и методы разрешения конфликтов между сотрудниками в ОАО «Комбинат Магнезит»
3.2. Пути улучшения микроклимата на ОАО «Комбинат «Магнезит» путем предотвращения конфликтов
3.3. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию управления конфликтными ситуациями на предприятии
3.4. Предупреждающие, управленческие воздействия и практические рекомендации по управлению конфликтами
Заключение
Список литературы
Конфликты с поставщиками возникают по поводу поставки недоброкачественного товара, нежелания обменять бракованный товар на хороший по той же цене, по которой покупали или возвратить деньги, а также по поводу продажи не того товара, который заказывался.
Анализ работы по управлению конфликтами является первым этапом по определению вида конфликта в трудовом коллективе предприятия.
В первую очередь необходимо выяснить, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, проводим исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Было проведено исследование, направленное на исследование психологических причин конфликтности личности в организации.
Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе – участке дробильно-обогатительной фабрики ОАО «Комбинат «Магнезит», состоящем из 10 человек - мужчины. В исследовании приняло участие 10 человек. Возрастной состав членов коллектива: от 23 лет до 51 года.
Образование: среднее специальное и среднетехническое.
Выборка была ограничена запросом (таблица 12).
Т а б л и ц а 12
Сводная таблица первичных данных по выборке
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
1 |
Муж |
28 |
Начальник участка |
Среднетехническое |
2 |
Муж |
23 |
Слесарь |
Средне-специальное |
3 |
Муж |
27 |
Слесарь |
Среднетехническое |
4 |
Муж |
29 |
Электрогазосварщик |
Средне-специальное |
5 |
Муж |
32 |
Слесарь |
Средне-специальное |
6 |
Муж |
34 |
Слесарь |
Средне-специальное |
7 |
Муж |
38 |
Слесарь |
Средне-специальное |
8 |
Муж |
42 |
Электрогазосварщик |
Средне-специальное |
9 |
Муж |
50 |
Слесарь |
Средне-специальное |
10 |
Муж |
51 |
Слесарь |
Средне-специальное |
Гипотеза: существует взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества (по К. Томасу) и конфликтностью личности в коллективе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения (стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены три методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика самооценки степени конфликтности личности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы [17, С.123].
A. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов). Бланк и ключ методики представлены в Приложении 4.
Б. Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность. Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций.
Социометрия. Сущность методики сводится к выявлению системы «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» представляются в виде особой диаграммы – социограммы.
Данное исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе путем стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе было проведено тестирование, в рамках которого применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И.Д. Ладанова).
Т а б л и ц а 13
Результаты тестов и оценки экспертов
№ испытуемого |
Ранг экспертов* |
Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликтности* |
Оценка экспертом | ||||||||||||
Соперничество* |
Сотрудничество* |
Приспособление* |
Компромисс* |
Избегание* | ||||||||||||
Группа № 1 (повышенная конфликтность) |
||||||||||||||||
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 | ||||||||
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 | ||||||||
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 | ||||||||
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 | ||||||||
2 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 | ||||||||
Группа № 2 (пониженная конфликтность) |
||||||||||||||||
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 | ||||||||
5 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 | ||||||||
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 | ||||||||
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 | ||||||||
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 |
* - достоверность различий между выборками доказана с помощью U- критерия Манна–Уитни.
На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна–Уитни (критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p£ 0,05).
По результатам социометрии менее конфликтные люди получили больше положительных выборов, т. е. с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции. Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие.
В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=-0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов (r=-0, 7868). На практике это означает, что конфликтные личности могут, выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Помимо этого было выявлено, что личности, у которых наименьшие значения по шкале рангов (конфликтности) выбирают в качестве способа взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была обнаружена связь между стратегией сотрудничества и самооценкой уровня конфликтности, т.е. люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в конфликтной ситуации (r=-0, 72118).
Была обнаружена положительная корреляция между оценками независимого эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии (r= - 0, 726), т. е. оценки независимого эксперта отражают то, что в отношениях предпочтение отдается неконфликтным членам коллектива. Менее привлекательными для построения отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. Более конфликтные личности отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной выборке более конфликтные сотрудники оценили свой уровень соперничества как средний и ниже среднего. Можно предположить, что данные сотрудники не до конца осознают собственную потребность в соперничестве, могут бороться за собственные интересы на уровне скрытых мотивов, т. е. демонстрировать одно поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других.
Таким образом, из результатов исследования на предприятии ОАО «Комбинат «Магнезит» можно сделать следующие выводы:
Существует взаимосвязь между самооценкой уровня конфликтности и предпочитаемой стратегией поведения в конфликте, которую можно проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике К. Томаса);
Сотрудники, которых воспринимают неконфликтными, предпочитают стратегию избегания (по методики К. Томаса);
Причиной конфликтности сотрудников в организации на психологическом уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве, т. е. желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других сотрудников на уровне скрытых мотивов.
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Как показало исследование, в коллективе существует скрытый конфликт, при котором сотрудники выбрали избегательную форму поведения. Задачи руководителя по разрешению скрытого конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
- наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
- уточнить поведенческие особенности оппонента.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
а) Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
б) Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Насколько эти цели сочетаются с общими целями организации? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств, для ее достижения?
в) Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
г) Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Информация о работе Диагностика конфликтов и разработка способов их устранения в организации