Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира.

Содержание

1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3


1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3


1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на


рабочую силу. 4


1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7


1.4 Занятость и ее формы. 5

2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11


2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме рабочих, и их реальное положение. 11


2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13


2.3 Распределение рабочей силы. 15


2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и самостоятельность предприятий. 16


2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и безработицей. 17


2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие нарушения законодательства. 19


3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20


3.1 Закон о занятости населения 20


3.2 Предложения по реформированию закона 23


3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27


3.4 Временная занятость 31

Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 262.00 Кб (Скачать)

1999 г. 9,1 млн. человек, или 12,3% экономически активного населения. 

Увеличение неполной занятости, задержки выплаты заработной платы, малая цена рабочей силы и, как следствие, низкий уровень жизни  способствуют расширению вторичной (временной) занятости. 

В настоящее  время заработная плата остается основным источником доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит,

"падает" и  ее реальное содержание. В условиях  продолжающегося сокращения рабочих  мест многие безработные готовы  на любую работу, соглашаясь с низкой оплатой, вредными условиями труда, отсутствием социальной защиты. 

По оценкам, в 1999 г. вторую (третью) работу имели около 8,5 млн. человек; численность занятых  в неформальном секторе составила  около 25 млн., в том числе 7,5 млн. человек, для которых такая деятельность является единственным источником дохода. 

Формы временной  занятости 

Временная занятость, являясь одним из атрибутов рынка  труда, реализуется в различных  формах: наем по контракту, совместительство, аккордные и сезонные работы, надомный труд и т.д. 

Гибкие формы  временной занятости охватывают такие режимы работы, как прерывистый  или неполный рабочий день (неделю, месяц), сдвинутые по сравнению с  традиционным режимом начало и окончание  работы, скользящий (в течение суток, недели, месяца) график труда и отдыха, надомная занятость, разделение рабочего места между двумя работниками и более и т.п. 

Часто временная  занятость служит своеобразным полигоном  для подбора кадров на постоянную занятость. 

Нормативно-правовая база временной занятости 

Согласно КЗоТу  временными признаются работники, принятые на срок до двух месяцев, а для замещения  временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место (должность), - до четырех месяцев. Временная занятость  регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия труда сезонных, временных и некоторых других категорий работников", в которой определено, что законодательством могут устанавливаться особые условия труда для лиц, занятых на временных работах, совместителей, надомников, а также работающих по договорам. 

Однако действующее  трудовое законодательство не в состоянии  в полной мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это  относится и к сфере временной  занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию, когда государство в  одном лице выступало и как собственник средств производства, и как исполнитель законодательных актов, и как гарант социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции разделены между работодателями и государственными структурами, в итоге интересы работника оказываются незащищенными. 

В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования  рынка труда работников, заключивших  трудовой договор сроком до двух месяцев, а также порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом

(ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических лиц (ст.271-

277). 

С принятием  нового КЗоТа усилятся социальные гарантии большого числа граждан, имеющих  временную и вторичную занятость. 

Помимо КЗоТа, основными законами, регулирующими  социально-трудовую сферу, являются Конституция  РФ и законодательство о занятости с изменениями и дополнениями, а также соответствующие подзаконные акты и положения. 

Развитие временной  занятости 

В условиях социально-экономической  нестабильности и нарастания негативных тенденций в сфере занятости  особое значение приобретает выбор государством приоритетных направлений политики, способных снизить социальное напряжение, в немалой степени определяемое высокой безработицей. 

Важным средством  поддержания занятости является обеспечение безработных временными рабочими местами, дающими возможность круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи предполагает совершенствование механизма организации временной занятости: повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий участия граждан в общественных и временных работах; создание нового механизма финансирования с привлечением средств из различных источников. 

В последнее  время территориальные органы службы занятости стали уделять повышенное внимание организации временной  занятости безработных.

Практикуются  совместные плановые выезды специалистов территориальных органов службы занятости и представителей органов  местного самоуправления в отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах, оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко принимаются в штат этих организаций около 8%). 

Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по- прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также замещение временно отсутствующих штатных работников. 

В городах основные партнеры служб занятости в организации  временного трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы, строительные и торговые организации. 

Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные  работы подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую  силу в летний период (например, летняя торговля с лотков). 

Средняя продолжительность  временных работ по регионам колеблется и составляет от десяти дней до шести  месяцев. Одной из проблем остается краткосрочность работ, поскольку  по их окончании граждане вынуждены возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости. 

Среди трудоустроенных  на условиях временной занятости  достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного возраста. 

Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%. 

Дополнительная  временная занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это реальный способ решения оперативных проблем. 

Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах.

Большую часть  вакансий предоставляют муниципальные  предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных  культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской местности снижается на 0,5 п.п. 

В Ленинградской  области основными видами временного трудоустройства являются добыча и  отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного  сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др. 

К новым видам  временной занятости, которые практикуются в области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости создаются специальные картотеки безработных граждан, согласных выполнять такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН. 

В большинстве  регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства на условиях временной занятости. 

Интересен в  этой связи опыт Волгоградской области. Здесь сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для  трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников, надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и занятости населения администрации Волгоградской области, государственным предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные временные рабочие места и около 10 тыс. граждан, из которых свыше тысячи человек отобраны работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы улучшить свое материальное положение. 

Проведение ярмарки  вакансий временных работ в Грибановском районе

Воронежской области  позволило занять более 500 человек. 

При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и временные работы по стране в целом трудоустроено  более 500 тыс. человек, из них более  половины - женщины. При этом было создано  свыше 244 тыс. временных рабочих мест. 

В 1999 г. планируется  временно трудоустроить более 1,1 млн. безработных граждан, в том числе  на общественные работы - около 400 тыс. человек. 

Основные проблемы организации временной занятости 

Одна из главных  причин неудовлетворенности граждан временной занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того, кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы занятости (биржу труда). 

Существенным  недостатком работы на условиях временной  занятости остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При  трудоустройстве на временные рабочие  места граждане также оказываются  лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки). 

Местонахождение временного места работы для многих безработных очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт. 

Для улучшения  организации временной занятости  следует продолжить совершенствование  законодательства в части льготного  налогообложения, направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на условиях временной занятости. 

Развитию этого  вида занятости могло бы способствовать установление социальных гарантий для  трудоустроенных на такие места - страховой полис, больничный лист, запись периода временной работы в трудовой книжке и др. 

Органам исполнительной власти субъектов Федерации совместно  с органами службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления. 

Список использованной литературы 

1. З.А.Котшер  “Структура занятости населения:  проблемы совершенствования.” Москва: “Наука” 1989. 

2. Н.М.Краева  “Резервы повышения трудовой активности населения” 

М: “Экономика” 1983. 

3. А.Новицкий  “Население и формы занятости”  М: “Мысль” 1985 

4. Н.В.Воронина  “Социально-экономические проблемы  использования рабочей силы”  М:”Мысль” 1973 

5. М.Н.Ким “Трудовой  потенциал и занятость” Харьков 1993 

6. А.Грязнова, Г.Марусис  “Занятость, уровень, структура  и формы регулирования” Минск  1994 

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия