Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:21, курсовая работа
Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
1999 г. 9,1 млн. человек,
или 12,3% экономически активного населения.
Увеличение неполной
занятости, задержки выплаты заработной
платы, малая цена рабочей силы и,
как следствие, низкий уровень жизни
способствуют расширению вторичной (временной)
занятости.
В настоящее время заработная плата остается основным источником доходов населения. Однако ее доля в ВВП продолжает уменьшаться, значит,
"падает" и
ее реальное содержание. В условиях
продолжающегося сокращения
По оценкам, в
1999 г. вторую (третью) работу имели около
8,5 млн. человек; численность занятых
в неформальном секторе составила
около 25 млн., в том числе 7,5 млн. человек,
для которых такая деятельность является
единственным источником дохода.
Формы временной
занятости
Временная занятость,
являясь одним из атрибутов рынка
труда, реализуется в различных
формах: наем по контракту, совместительство,
аккордные и сезонные работы, надомный
труд и т.д.
Гибкие формы
временной занятости охватывают
такие режимы работы, как прерывистый
или неполный рабочий день (неделю,
месяц), сдвинутые по сравнению с
традиционным режимом начало и окончание
работы, скользящий (в течение суток,
недели, месяца) график труда и отдыха,
надомная занятость, разделение рабочего
места между двумя работниками и более
и т.п.
Часто временная
занятость служит своеобразным полигоном
для подбора кадров на постоянную
занятость.
Нормативно-правовая
база временной занятости
Согласно КЗоТу
временными признаются работники, принятые
на срок до двух месяцев, а для замещения
временно отсутствующих работников,
за которыми сохраняется их место (должность),
- до четырех месяцев. Временная занятость
регулируется ст. 253 КЗоТ "Особые условия
труда сезонных, временных и некоторых
других категорий работников", в которой
определено, что законодательством могут
устанавливаться особые условия труда
для лиц, занятых на временных работах,
совместителей, надомников, а также работающих
по договорам.
Однако действующее
трудовое законодательство не в состоянии
в полной мере регулировать нынешние
трудовые отношения. Безусловно, это
относится и к сфере временной
занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован
на ситуацию, когда государство в
одном лице выступало и как собственник
средств производства, и как исполнитель
законодательных актов, и как гарант социальной
защиты трудящихся. Сейчас все эти функции
разделены между работодателями и государственными
структурами, в итоге интересы работника
оказываются незащищенными.
В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка труда работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а также порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом
(ст.265-270), работников,
занятых у работодателей-
277).
С принятием
нового КЗоТа усилятся социальные гарантии
большого числа граждан, имеющих
временную и вторичную
Помимо КЗоТа,
основными законами, регулирующими
социально-трудовую сферу, являются Конституция
РФ и законодательство о занятости
с изменениями и дополнениями, а также
соответствующие подзаконные акты и положения.
Развитие временной
занятости
В условиях социально-экономической
нестабильности и нарастания негативных
тенденций в сфере занятости
особое значение приобретает выбор государством
приоритетных направлений политики, способных
снизить социальное напряжение, в немалой
степени определяемое высокой безработицей.
Важным средством
поддержания занятости является
обеспечение безработных
В последнее
время территориальные органы службы
занятости стали уделять
Практикуются
совместные плановые выезды специалистов
территориальных органов службы
занятости и представителей органов
местного самоуправления в отдаленные
населенные пункты в целях содействия
созданию рабочих мест на временные
(сезонные) работы, проводятся встречи
с работодателями на местах, оказываются
необходимые консультационные услуги.
Следует отметить, что добросовестные
граждане, занятые на сезонных работах,
впоследствии нередко принимаются в штат
этих организаций около 8%).
Спектр форм временной
занятости достаточно широк. Однако основными
по- прежнему остаются сезонные и разовые
работы по срочным договорам, а также замещение
временно отсутствующих штатных работников.
В городах основные
партнеры служб занятости в организации
временного трудоустройства - акционерные
общества, дорожно-эксплуатационные службы,
строительные и торговые организации.
Наряду с муниципальными
работодателями заявки на временные
работы подают и частные предприниматели,
использующие дополнительную рабочую
силу в летний период (например, летняя
торговля с лотков).
Средняя продолжительность
временных работ по регионам колеблется
и составляет от десяти дней до шести
месяцев. Одной из проблем остается
краткосрочность работ, поскольку
по их окончании граждане вынуждены
возобновлять поиск и повторно обращаться
в службу занятости.
Среди трудоустроенных
на условиях временной занятости
достаточно высока доля женщин - 53%; удельный
вес молодежи в возрасте до 29 лет
- около 40%, большинство из них не
имеет опыта работы профессионального
образования. Каждый четвертый, направленный
на временную работу, - безработный, состоящий
на учете в органах службы занятости более
года, каждый десятый участник - предпенсионного
возраста.
Территориальные
органы службы занятости населения
постоянно пополняют банк данных по временным
работам. Около 80% вакансий ориентированы
на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные,
дорожные, строительные работы, ручной
труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим
более 10% предназначены для работников
средней квалификации на условиях почасовой
оплаты; для высококвалифицированных
специалистов (преподавание, консультирование,
аудит, разовые заказы художникам, специалистам
по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.
Дополнительная
временная занятость, как правило, -
нерегулярная, краткосрочная, но достаточно
изнурительная и интенсивная. Для работодателей,
прибегающих к такой форме привлечения
рабочей силы, это реальный способ решения
оперативных проблем.
Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах.
Большую часть
вакансий предоставляют муниципальные
предприятия, основным видом деятельности
которых является выращивание плодово-ягодных
культур и овощей. В период проведения
сезонных работ уровень безработицы в
сельской местности снижается на 0,5 п.п.
В Ленинградской
области основными видами временного
трудоустройства являются добыча и
отгрузка нерудных материалов, работа
в котельных на период отопительного
сезона, сельскохозяйственные работы,
уход за лесопосадками, заготовка и переработка
торфа, сезонная торговля и др.
К новым видам
временной занятости, которые практикуются
в области, можно отнести выполнение
заявок от частных лиц на уход за
огородами, уборку урожая, выгул собак,
уход за больными, выполнение других видов
разовых услуг. Для быстрого реагирования
на подобные заявки в службе занятости
создаются специальные картотеки безработных
граждан, согласных выполнять такую работу
и готовых приступить к ней в любое время.
Заработная плата на временных работах
в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата
временной занятости производится без
привлечения средств ГФЗН.
В большинстве
регионов проводятся ярмарки вакансий
для трудоустройства на условиях
временной занятости.
Интересен в
этой связи опыт Волгоградской области.
Здесь сформирован банк данных, содержащий
информацию о свободных местах для
трудоустройства граждан в
Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе
Воронежской области
позволило занять более 500 человек.
При содействии
органов службы занятости в 1998 г.
на общественные и временные работы
по стране в целом трудоустроено
более 500 тыс. человек, из них более
половины - женщины. При этом было создано
свыше 244 тыс. временных рабочих мест.
В 1999 г. планируется
временно трудоустроить более 1,1 млн.
безработных граждан, в том числе
на общественные работы - около 400 тыс.
человек.
Основные проблемы
организации временной
Одна из главных
причин неудовлетворенности граждан временной
занятостью - низкая заработная плата
(часто ниже пособия по безработице) и
частые задержки ее выплаты (иногда до
шести месяцев). Кроме того, кратковременность
этих работ ухудшает положение безработных
граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых
календарных недель, необходимых для начисления
пособия по безработице) при повторном
обращении в органы службы занятости (биржу
труда).
Существенным
недостатком работы на условиях временной
занятости остается отсутствие гарантий
на постоянное трудоустройство. При
трудоустройстве на временные рабочие
места граждане также оказываются
лишенными и социальных гарантий
(например, медицинской страховки).
Местонахождение
временного места работы для многих
безработных очень важно из-за
дополнительных расходов на транспорт.
Для улучшения
организации временной
Развитию этого
вида занятости могло бы способствовать
установление социальных гарантий для
трудоустроенных на такие места
- страховой полис, больничный лист,
запись периода временной работы в трудовой
книжке и др.
Органам исполнительной
власти субъектов Федерации совместно
с органами службы занятости надо
активизировать деятельность по увеличению
числа временных рабочих мест,
особенно в регионах с критической
ситуацией на рынке труда, привлечению
работодателей и органов местного самоуправления.
Список использованной
литературы
1. З.А.Котшер
“Структура занятости
2. Н.М.Краева
“Резервы повышения трудовой активности
населения”
М: “Экономика”
1983.
3. А.Новицкий
“Население и формы занятости”
М: “Мысль” 1985
4. Н.В.Воронина
“Социально-экономические
5. М.Н.Ким “Трудовой
потенциал и занятость” Харьков
1993
6. А.Грязнова, Г.Марусис
“Занятость, уровень, структура
и формы регулирования” Минск
1994
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия