Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:21, курсовая работа
Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
Актуальность ее восстановления определялась объективными условиями - существенными различиями в уровнях регистрируемой безработицы в отдельных регионах: так, при среднем ее уровне в стране в начале II квартала 1999 г.
2,6%, в Ингушской Республике он составил 10,7%, Корякском АО - 9,8,
Агинском Бурятском
АО - 8.2% и т.д.
Однако данное положение закона не имеет прямого действия, а потому
Правительство
РФ должно обеспечить скорейшую разработку
Порядка отнесения территорий к
напряженным по ситуации, сложившейся
на рынке труда, упомянутого в
новой редакции закона. В нем необходимо
предусмотреть особые механизмы
регулирования занятости на таких территориях,
финансирования мероприятий по регулированию
рынка труда, государственной поддержки
территорий с критической ситуацией на
рынке труда и т.п.
3.2 Предложения
по реформированию закона
Целесообразно
принять радикальные
Кроме того, назрела
необходимость корректировки
С учетом сказанного
хотелось бы сформулировать ряд предложений
по изменению существующего
Пoвышeнue ролu coцuaльныx
партнеров на рынке труда:
1. сделать обязательными
заключение коллективных
2. включить в
коллективный договор обязательства работодателей
по своевременной уплата страховых взносов
в фонд занятости населения, предусмотрев
личную административную ответственность
руководителей предприятий в случае их
невыполнения;
3. при массовом
высвобождении профсоюзам и
4. предусмотреть
стимулирование работодателей,
5. ввести санкции
к работодателям, имеющим
Совершенствование
организации финансирования программ
занятости:
6. предусмотреть,
что размер взносов по обязательному личному
страхованию от безработицы должен быть
не менее 50-100% ставки взносов с работодателей
(возможно за счет соответствующего снижения
ставки подоходного налога с заработной
платы). Страховые взносы с заработной
платы работников перечисляются в региональные
фонды;
7. вместо единого
Государственного фонда
Федеральный фонд
занятости и в региональные фонды.
При этом в зависимости от состояния
местного рынка труда региональные органы
власти могли бы в соответствии с федеральным
законом уменьшать или увеличивать размер
отчислений взносов в региональные фонды
занятости.
Такая децентрализация формирования фондов занятости (двухканальная система сбора средств) позволит, с одной стороны, обеспечить стабильность
Федерального фонда, с другой - даст возможность региональным органам регулировать политику на рынке труда посредством установления региональных нормативов, имея в виду ее социальную направленность, стимулирование работодателей к организации и сохранению рабочих мест, создание благоприятных условий для внешних инвестиций и экономической миграции населения. Из средств Федерального фонда занятости необходимо финансировать федеральные программы занятости, дотировать депрессивные регионы, предоставлять краткосрочные субсидии и субвенции региональным фондам. При их недостатке (или неполном сборе) предусмотреть дотации из федерального бюджета (как вариант - бюджетное кредитование регионов напрямую или через
Федеральный фонд
занятости). Из средств региональных фондов
можно было бы финансировать региональные
программы занятости населения, включая
содержание региональных и местных служб
занятости, программы обучения и переобучения
безработных, выплату пособий безработным
и другие мероприятия активной и пассивной
политики на рынке труда;
8. установить
ответственность федерального
9. предоставить
территориальным службам
(по согласованию
с Минтрудом РФ и
10. установить
порядок, в соответствии с
11. в случаях
массового переселения
Федерального
фонда занятости или
Изменение критериев
присвоения статуса безработного и установления
размера пособия по безработице
Включить в
перечень критериев, по которым гражданин
не может быть признан 6езработным с
правом получения пособия по безработице:
- наличие у
него (его семьи) во владении собственности
(земли, недвижимости, вкладов, акций и
т.п.) сверх определенного законом уровня;
- превышение
определенного законом уровня
среднедушевого дохода в семье;
- увольнение с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин. (Доля этой категории безработных в числе получающих пособие составляет по регионам 30-60%, поэтому введение подобного ограничения не только позволит сократить расходы фонда занятости, но и заставит наемных работников активно защищать свои трудовые права, а также повысить требования к профсоюзам.);
- отсутствие
стажа работы и документов, подтверждающих
уплату страховых взносов в
фонд занятости; на эту
Предварительные
расчеты показывают, что реализация
указанных мер позволит сократить
расходы фонда занятости
Упорядочение
системы управления
Министерство труда и социального развития РФ как центральный орган, определяющий coциальную политику государства, по нашему мнению, вряд ли должно непосредственно управлять региональными исполнительными структурами.
Его задача - обеспечить
эффективное управление
В системе министерства,
как нам представляется, целесообразно
образовать самостоятельную Федеральную
службу занятости населения с правами
юридического лица, возглавляемую руководителем
в ранге первого заместителя министра.
К функциям Федеральной
службы занятости населения следовало
бы отнести: подготовку предложений
в области законодательства о занятости
и труде; разработку проектов федеральной
программы занятости, консолидированного
и федерального бюджетов ФЗ, включая выделение
дотаций, субвенций и субсидий депрессивным
регионам, представление их в Минтруд
РФ; исполнение федеральных программ занятости;
анализ состояния рынка труда, выполнения
федеральных и региональных программ
занятости, а также поступления страховых
взносов в Федеральный фонд занятости;
разработку относящихся к федеральному
ведению типовых стандартов, положений
и инструкций по вопросам деятельности
региональных органов занятости; подготовку
и реализацию программ массового переселения
незанятого населения из депрессивных
регионов в рамках соответствующих федеральных
программ; содействие деятельности негосударственных
служб занятости и учебных центров для
незанятого населения; рассмотрение программ
массового высвобождения с крупных предприятий;
контроль за соблюдением законодательства
о занятости в регионах, целевым использованием
средств, выделенных на федеральные программы,
и др.
Региональные службы занятости населения находятся в ведении региональных администраций, отвечают за реализацию политики занятости на территории. Сметы на содержание их аппаратов утверждаются в рамках региональных программ занятости населения. Руководитель региональной СЗ является федеральным государственным служащим и назначается министром труда
РФ, его содержание обеспечивается за счет федерального бюджета. Остальные работники являются госслужащими соответствующего регионального уровня.
Решения Минтруда
и ФСЗ в пределах их полномочий
являются обязательными для региональных
служб.
К их функциям целесообразно
отнести: разработку проектов региональных
программ занятости населения и
бюджетов ФЗ, включая расчеты по
дотациям из Федерального фонда занятости,
представление на рассмотрение региональных
органов власти проектов программ, бюджетов
и отчетов об их исполнении; реализацию
федеральных и региональных программ
занятости населения на подведомственной
территории; анализ состояния рынка труда
в регионе; контроль за исполнением законодательства
о занятости на предприятиях и в организациях
региона; исполнение бюджета региональных
ФЗ; финансирование городских и районных
программ занятости на основании утвержденных
областных бюджетов ФЗ; отчетность перед
Минтрудом РФ и федеральной службой занятости
населения по выполнению федеральных
программ занятости, использованию средств
Федерального фонда занятости.
В этих условиях
за Министерством труда РФ по-прежнему
сохраняются главные
3.3 Устройство
службы занятости РФ и других
стран
Потенциальные
возможности службы занятости в
России по ряду причин недоиспользованы.
Ее позитивное влияние на рынок труда
даже в условиях экономического спада
может быть повышено. Помимо таких "внешних"
обстоятельств, как ограниченное число
имеющихся вакансий, ухудшающееся финансовое
положение Фонда занятости, ведущее к
сокращению активных программ, имеются
и другие, "внутренние", факторы, активизация
которых позволит мобилизовать дополнительные
резервы и повысить эффективность ее деятельности.
Учитывая, что
в российских исследованиях данные
вопросы представлены весьма скупо,
мною использованы материалы ОЭСР,
а также ряд других зарубежных
источников, касающихся современных концепций
развития служб занятости в различных
странах.
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия