Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 03:21, курсовая работа
Трудоспособное население – это основная часть трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте обладающая необходимым психофизическим развитием, знаниями и практическим опытом, способная полноценно участвовать в физическом и интеллектуальном труде. В мировой статистике трудоспособным считается население в возрасте 15-64 лет, и по данным ООН оно составляет около 3/5 всего населения мира.
1.Теоретические основы анализа исследования рынка труда. 3
1.1 Трудовые ресурсы и их классификация. 3
1.2 Рынок труда: механизм действия, спрос и предложение на
рабочую силу. 4
1.3 Безработица: причины возникновения, сущность и виды. 7
1.4 Занятость и ее формы. 5
2. Особенности функционирования российского рынка труда. 11
2.1 Оценка законодательных норм, действующих при найме рабочих, и их реальное положение. 11
2.2 Увольнение по закону и реальное положение. 13
2.3 Распределение рабочей силы. 15
2.4 Вопросы оплаты труда. Тарифное регулирование и самостоятельность предприятий. 16
2.5 Зависимость между изменением уровня заработной платы и безработицей. 17
2.6 Рабочее время: устаревшие нормы, провоцирующие нарушения законодательства. 19
3. Пути снижения безработицы и обеспечение занятости. 20
3.1 Закон о занятости населения 20
3.2 Предложения по реформированию закона 23
3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран 27
3.4 Временная занятость 31
Список использованной литературы 36
Современная служба
занятости строится на следующих
принципах, способствующих повышению
эффективности программ и услуг
на макро- и микроуровнях:
1. Интеграция ключевых
функций службы занятости: посредничества
при подборе работы и работника; управление
выплатами пособий по безработице; направление
граждан на активные программы.
2. Стратегия
активного вмешательства с
3. Применение
внутренних индикаторов
4. Переход от
традиционной оценки
Данные принципы
в последние годы стали универсальными
для многих стран мира. Они вошли, например,
в ряд документов ОЭСР, принятых в последнее
время. На их основании каждая из стран-участниц
организации разрабатывает собственные
концепции и планы по повышению эффективности
деятельности национальных служб занятости.
Интеграция ядра
функций службы занятости
Один из наиболее
мощных институциональных факторов,
влияющих на эффективность пассивной
и активной политики занятости, - степень
интеграции трех ее ключевых функций:
подбор рабочего места и работника;
администрирование в области выплат пособий
по безработице; направление безработных
на участие в активных программах. Так
как окончательная цель всех трех функций
службы занятости состоит в том, чтобы
реинтегрировать безработного в общественное
производство настолько быстро, насколько
возможно, важно принять во внимание, что
между ними существует тесная связь и
взаимозависимость. С учетом этого большей
эффективности работы службы занятости
можно добиться, если обеспечить тесную
координацию и сотрудничество:
1. между подбором
работы и выплатой пособий, что позволяет
эффективно применить тест на готовность
к работе и, следовательно, выполнить одно
из ключевых предварительных условий
для возникновения права на пособие;
2. между посредничеством
в поиске работы и активными
программами профессиональной подготовки,
чтобы гарантировать для безработного
приобретение признаков, необходимых
для заполнения доступных вакансий;
3.между администрацией,
занятой выплатами пособий, и
подразделениями,
Политика вмешательства
в течение периода безработицы
Характер политики
вмешательства должен быть различен
в начале периода безработицы и после
многих месяцев, проведенных в поисках
подходящего места. Например, нет смысла
требовать от квалифицированного работника,
находящегося в состоянии безработицы
одну или две недели, чтобы он участвовал
в общественных работах. И аналогично
– едва ли стоит после 12 месяцев безработицы
обучать человека составлению резюме:
вряд ли это расширит возможности занятости.
Российский закон
о занятости вообще обходит данный
вопрос. Ряд его статей предусматривает
некую систему приоритетов
Чтобы обеспечить
более рациональный выбор, определить
периодичность и степень вмешательств
в течение периода безработицы, необходимо
устанавливать некие нормы относительно
того, что должно быть, с одной стороны,
правом, а с другой – обязательством безработных
(в особенности получателей пособий по
безработице) на различных стадиях безработицы.
Наиболее эффективно
было бы предложить интенсивную помощь
в поиске работы небольшой гомогенной
группе или, в идеале, в индивидуальном
порядке, уже на ранней стадии безработицы.
Но когда потоки безработных велики,
слишком дорого обеспечить их всех
такой помощью, особенно на индивидуальном
уровне.
Следовательно,
важно выбрать тех безработных,
кто больше всего нуждается в
помощи. По этой причине многие страны
используют сегодня так называемое
профилирование искателей работы, чтобы
идентифицировать тех, кому грозит долгосрочная
безработица.
Профилирование
и раннее вмешательство службы занятости
Первая регистрация ищущих работу в службе занятости - критический момент всего периода безработицы. В странах, где служба занятости рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы (Россия, Франция, Германия и Швеция), всем безработным предлагается широкий диапазон форм обучения и мер помощи в поиске работы сразу после регистрации в службе занятости. Безработные могут пользоваться этими услугами независимо от того, находятся они или нет в группе риска стать долгосрочными безработными. Только субсидии для создания рабочих мест ограничены: они предоставляются долгосрочным безработным или группам повышенного риска. Другие страны (Австралия, Великобритания и Соединенные
Штаты Америки) намного более избирательны на начальном этапе безработицы. В
Великобритании,
например, обучение для взрослых безработных
доступно только после шести месяцев
поиска работы.
Законодательство Российской Федерации не ограничивает доступ граждан к любым программам и услугам в зависимости от стадии безработицы.
Однако раннее
вмешательство как
Следовательно,
всегда существует дилемма и надо
выбирать между меньшим количеством ранних
вмешательств, заканчивающихся обычно
накоплением проблем долгосрочной безработицы,
и более ранним началом вмешательств,
что сопровождается увеличением бюджетов
службы занятости. Поэтому необходимо
решать, кому из безработных нужно предложить
те или иные услуги или они должны быть
обязательными для членов определенных
групп.
Выбор может иметь место на основе отдельных признаков, характеризующих специфические особенности безработного человека. Это могут быть, например языковые трудности, которые априорно определяют высокий риск дрейфа к долгосрочной безработице. Другой более сложный подход состоит в выявлении и оценке нескольких факторов риска на основе использования методов профилирования. Может быть применен формальный способ профилирования, основанный на статистических методах, либо менее формальный - на базе оценок со стороны опытного персонала службы занятости, или комбинация обоих. В Швеции, например, в основном полагаются на профилирование с учетом мнения персонала, в Соединенных Штатах - на формальные методы, в Австралии
- на их комбинацию.
Обратимся к
опыту стран, которые задавали тон
в развитии и применении методов
профилирования.
Профилирование
работников в Соединенных Штатах
В ноябре 1993 г. Конгресс”
США принял закон, требующий от каждого
штата основать собственную Службу профилирования
и возвращения работников к той или иной
форме занятости (WPRS), выполняющую три
основные функции: раннюю идентификацию
получателей пособия по безработице, которые,
вероятно, скоро исчерпают право на него;
определение условий предоставления этим
претендентам услуг по возвращению к работе;
сбор информации о результатах в целях
проверки сохранения преемственности
пособия и облегчения оценки эффективности
действий службы занятости.
Все безработные, которые постоянно теряют работодателя и имеют право на пособие по безработице, профилируются при первой же регистрации.
Профилирование проводится на основе статистической модели, которая оценивает вероятность того, что ищущий работу исчерпает право на пособие.
Модель содержит
пять переменных: уровень образования,
стаж работы, изменения в занятости
в прошлом (занятие/отрасль) и уровень
безработицы в данной местности.
Ищущие работу,
профилированные таким образом,
обязаны участвовать в
Классификация
ищущих работу в Австралии
В 1994 г. в рамках
инициативы "Работающая Нация" была
представлена стратегия раннего
вмешательства служб занятости
с целью трудоустройства
Используется формальное профилирование, основанное на статистической модели. Выделяются следующие симптомы долгосрочной безработицы: возраст, образование, статус коренного жителя, рождение не в англоговорящей стране, навыки разговорного английского языка, инвалидность и место жительства. Но этим не ограничиваются. Сотрудники службы занятости могут выбирать из числа ищущих работу в первые 12 месяцев после регистрации отдельных безработных или их группы для дальнейшей оценки с учетом дополнительных факторов
(слабой побуждение к работе, низкое самоуважение, слабые знания по арифметике, низкая грамотность, длительное время нахождения без paботы). В
1995 г. идентифицировано
около 5% лиц, прошедших профилирование.
Еще 10% лиц, получивших статус безработных,
были идентифицированы на основании мнения
службы занятости. Все отобранные лица
интервьюируются и классифицируются по
уровню сложности трудоустройства.
Система Измерения
услуг и Результатов
в Канаде (SOMS)
Канада не имеет формальной модели профилирования для оценки ищущих работу по степени опасности стать долгосрочным безработным. Но она испытывает систему (SOMS), которая основывается на комбинации
"экранирования
характеристик" и мнения
В тех случаях, когда применяется эта система, работникам предоставляется возможность участвовать в программах, к которым они допускаются по результатам оценки с использованием статистической модели и которые оцениваются как наиболее целесообразные (с точки зрения ожидаемых результатов трудоустройства) и эффективные (или рентабельные) средства помощи. Эта модель разработана с учетом опыта, накопленного за предыдущие десять лет, и оценки результатов, которые эти вмешательства имели на занятость и историю дохода безработных, а так же общественных затрат на эти вмешательства. Основной файл данных был построен путем объединения 20 существующих файлов, которые включали сведения из переписей населения, а также о пособиях по безработице, об участии в программах обучения и т.д.
Специалист по
трудоустройству оснащен двумя
новыми инструментами: моделью подбора
того средства, которое, вероятно, будет
наиболее эффективным применительно
к конкретному клиенту, включая
информацию о наиболее рентабельных
средствах помощи и данные о работе, доходе
клиента и истории помощи ему.
Последующее индивидуальные
действия
Индивидуальная
работа приобретает все большую
важность и "срочность" по мере увеличения
продолжительности периода
Оценка трудового
потенциала и индивидуальная работа
с долгосрочными безработными практикуются
сегодня многими странами.
3.4 Временная
занятость
Социально-экономические
условия
Численность граждан, не имеющих занятия, но активно ищущих работу, по данным российского статистического агентства, составила к началу августа
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление: механизм и последствия