Аудит системы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является повышение эффективности системы обучения персонала ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1» на основе проведения аудита данной системы.
Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Обучение персонала как бизнес-процесс
1.2 Аудит обучения персонала
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВЫЙ АУДИТ ЗАО «ВОСТОКМЕТАЛЛУРГМОНТАЖ-1»
2.1 Общая характеристика ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1», стратегический анализ ресурсов предприятия
2.2 Аудит системы обучения персонала ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1»
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 6 файлов

ОКА курсовая.doc

— 707.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Непрерывное обучение персонала на сегодняшний день один из важнейших элементов функционирования организации в целом. Обучение персонала организации сегодня это залог успеха деятельности организации завтра. Ведь именно от того, какие люди работают в организации, насколько квалифицирован и грамотен персонал организации, зависит работа и развитие всего предприятия.

Для того чтобы адаптироваться к изменениям окружающей среды, организация должна постоянно учиться и трансформироваться: ставить новые цели, перестраивать структуру, процесс работы, менять сферу деятельности, даже если существующее положение дел кажется оптимальным. Умение учиться, постоянно развиваться, анализировать свои возможности и опыт, делать выводы, обучаться оказывается ключевым ресурсом организации. Именно поэтому данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день. В мире высокой, непрерывной и все увеличивающейся конкуренции очень важно не просто оставаться на волне, а быть новаторами, передовиками, носителями новых идей. Для того чтобы организация эффективно работала и приносила прибыль, необходимо иметь в организации хорошо обученный, отвечающий современным требованиям персонал. А для этого необходимо иметь грамотно построенную и развитую систему обучения. И только тогда главная ценность организации - персонал будет развиваться и эффективно работать на прибыль организации.

Аудит системы обучения персонала проводится с целью выявления зон развития и возможностей для развития организации при помощи такого важного инструмента, как обучение персонала. Такую систему, как обучение персонала, нужно постоянно совершенствовать, так как технологии не стоят на месте, и чтобы быть конкурентоспособным на рынке, нужно не забывать, что профессионализм своих сотрудников – важная составляющая успеха всей компании.

Объектом исследования является система обучения персонала ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1».

Предметом исследования являются принципы, методы, технологии аудита системы обучения персонала в данной организации.

Целью данного курсового проекта является повышение эффективности системы обучения персонала ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1» на основе проведения аудита данной системы.

Данная цель обуславливает постановку и решение следующих задач:

1.      Изучение теоретических аспектов обучения персонала как бизнес-процесса. Определение аудита обучения персонала, рассмотрение различных методик.

2.      Провести стратегический анализ ресурсов ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1», выявить экономическую проблему.

3.      Проведение аудита системы обучения ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1». Разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения ЗАО «Востокметаллургмонтаж-1».

4.      Провести оценку эффективности предложенных рекомендаций.

В числе информационных источников использовались публикации в периодической печати, интернет-ресурсы, учебные пособия различных авторов. Эмпирическую базу составили локально-нормативные акты организации, данные статистической отчетности организации, результаты интервьюирования ключевых сотрудников, а также различные методики проведения аудита системы обучения.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

 

1.1 Обучение персонала как бизнес-процесс

 

Обучение персонала – это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Главная цель обучения – не просто проявить определенные профессиональные навыки, а изменить отношение специалиста к своему делу, разработать оптимальную программу выполнения поставленных перед ним задач.

Существует несколько факторов, которые обуславливают значение обучения:

1.                  повышает конкурентоспособность предприятия во внешней среде;

2.                  является средством достижения стратегических целей;

3.                  повышает ценность человеческих ресурсов;

4.                  обеспечивает успешность проведения организационных изменений.

Обучающая деятельность может быть представлена разнообразными ее видами. Профессиональное обучение - процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда. Тренинг персонала - периодическое по­вышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций.[10]

При этом методы обучения могут быть следующими: ученичество (наставничество), предварительное обучение, обучение на рабочем месте, обучение вне рабочего места, стажировка, рабочая ротация.[11]

Немецкие специалисты В.Бартц и Х.Шайбл считают, что с позиции работодателя целями профессионального обучения являются:

1. организация и формирование персонала управления;

2. овладение умением определять, понимать и решать проблемы;

3. воспроизводство персонала;

4. интеграция персонала;

5. гибкое формирование персонала;

6. адаптация;

7. внедрение нововведений. [10]

Бизнес-процессы на предприятии очень сложны. Современное промышленное предприятие - сложная система взаимосвязанных компонентов.

Процесс обучения начинается с определения потребности в профессиональном обучении путем наблюдения за сотрудником, выявлении различных проблем, работы с кадровым резервом; составления бюджета обучения; определения целей (конкретные, специфические, ориентированы на получение практических навыков, поддающиеся оценки) и критериев оценки его эффективности.[2]

Схему взаимодействия участников процесса профессионального обучения при определении потребностей в нем можно представить в виде, представленном на Рисунке 1.[16]

 

Рис. 1. Схема взаимодействия участников процесса профессионального обучения[16]

Основными направлениями работы службы управления персоналом по организации обучения являются:

1. Определение потребности в обучении.

2. Постановка целей обучения.

3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов.

4. Выбор или подготовка преподавателей.

5. Проведение подготовительных мероприятий.

6. Проведение обучения.

7. Оценка эффективности обучения.

Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы.

1. Заинтересованность обучаемого в результатах.

2. Подкрепление обучения вознаграж­дением.

3. Сочетание обучения с практикой.

4. Осмысленное усвоение учебного материала.

5. Сочетание традиционных и современных методов обучения.

6. Контроль знаний и корректировка обучения.

7. Приближенность теории к реальной рабочей обстановке.

8. Обеспеченность процесса обучения  материальной и технической базой и др.[13]

Для организации процесса обучения некоторые специалисты используют модель систематического процесса обучения. Это циклическая модель (Рисунок 2); каждый элемент цикла – определенный этап общего процесса обучения сотрудников организации, который необходимо планировать и вкладывать в него как временные, так и материальные затраты. Каждый цикл модели процесса обучения необходим для максимально эффективного достижения поставленных стратегических целей организации. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Модель систематического обучения

Одегов Ю.Г., Макарова И.К. и Карякин А.М. [5] в своих научных трудах описывают процесс обучения также как циклический. Модель данных авторов незначительно отличается от той, что предлагают Кибанов А.Я., дополнительно в ней присутствуют следующие элементы:

-         Определение целей обучения;

-         Определение критериев оценки эффективности обучения;

-         Адаптация полученных знаний в процессе обучения к повседневной работе.

Также процесс профессионального обучения можно представить другой схемой (Рисунок 3.) Это мнение Заочного дистанционного образования с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet.[14]

 

Рис. 3. Процесс профессионального обучения

 

В целом, данная модель подробно описывает процесс обучения и предполагает более полные связи между элементами процесса. К тому же основной цикл представлен тремя элементами – подготовка, проведение и оценка эффективности обучения. Присутствуют критерии оценки эффективности обучения. На входе – заявка на обучение или определение потребности в обучении, на выходе – в идеале, оценка эффективности или рекомендации по дальнейшему обучению. Недостатком этой схемы является отсутствие в ней целей самой компании, ведь любой бизнес-процесс компании должен быть увязан с потребностями предприятия.

Специалисты Business Studio 3.6 в модели производственного предприятия представляют свою схему обучения персонала как бизнес-процесса. (Приложение 1)[15]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что построение системы обучения – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

В основном, все авторы придерживаются одних и тех же взглядов на процесс обучения. Представленные модели во многом схожи, но большинство из них недостаточно полно отражают весь процесс обучения персонала. Поэтому за основу будет взята модель обучения персонала от Заочного дистанционного образования с получением государственного диплома Московского государственного индустриального университета (МГИУ) через Internet. (Рисунок 3), так как она наиболее из всех приближена к идеалу. Именно с ней будет сравниваться во второй главе данной работы существующая в организации система обучения персонала.

 

 

 

1.2. Аудит обучения персонала

 

 

Аудит — это вид профессиональной деятельность по независимой оценке операций организации. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от латинского «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в случае необходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора сравнивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диагностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (организации, предприятия, фирмы).[7]

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией на основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического исследования определяет его возможный инструментарий и методы обследования.

Аудит системы обучения проводится с целью снижения рисков, связанных с качеством обслуживания, а также с инвестициями в обучение сотрудников.

Аудит системы обучения – это комплекс мероприятий, направленных на оценку эффективности существующих элементов системы обучения и на выявление организационных, информационных, кадровых и др. ресурсов повышения социальной и экономической эффективности системы обучения.

Результат аудита системы обучения:

1.                      Отчет о текущем состоянии системы обучения с указанием ошибок и возможных рисков

2.                      Рекомендации по исправлению выявленных ошибок при проведении обучения.

Аудит системы обучения персонала можно определить как процесс, ограниченный во времени, осуществляющий связь между системой управления персоналом и стратегическими целями и задачами предприятия, так же являющиеся процессами.

Аудит системы обучения представляет собой комплексную технологию, которая состоит из 4 этапов, на каждом из которых важно учитывать возможные трудности и нюансы.

Таким образом, методологическое содержание аудита системы обучения можно представить в следующем виде:

Этап 1. Предварительный этап – предварительная оценка аудита системы обучения и разработка плана аудита системы обучения персонала.

На предварительном этапе необходимо:

1.                      Проанализировать социальный паспорт организации. Аудитор собирает и группирует наиболее значимую коли­чественную информацию о фирме, исторические сведения и структурную схему ответственных должностей;

Приложение 1. Схема обучения.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2 Орг.структура.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 3. Положение об обучении.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 4. Оценка эф-ти.xls

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

ТИТУЛЬНИК, СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Аудит системы обучения