Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

Анализ_процессов_становления_и_развития_российской_государственной_службы_(на_примере_Счетной_палаты_РФ).doc

— 575.00 Кб (Скачать)

3.Сотрудники Департамента Счетной палаты РФ несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством за невыполнение обязанностей, определенных должностной инструкцией.

3. Обучение государственных служащих Счетной палаты РФ.

Основными принципами функционирования и построения системы непрерывного профессионального образования  кадров для Счетной палаты РФ являются следующие:

1. Ориентированность системы на  реализацию Национальной доктрины  образования в Российской Федерации  и единой государственной кадровой  политики через сферу подготовки, переподготовки и повышения квалификации  государственных служащих.

Система должна функционировать таким  образом, чтобы кадры, подготовленные для деятельности в Счетной палате РФ на любом ее уровне управления, хорошо понимали сущность проводимой государственной политики (в единстве всех ее составляющих - финансово-экономической, социальной, культурной, образовательной и других) и умели в своем отделе наиболее эффективно ее реализовать.

2. Непрерывность процесса обучения  каждого государственного служащего  Счетной палаты РФ. Этот принцип  предполагает, что каждый государственный служащий должен быть охвачен системой образования кадров для государственной службы.

3. Отбор и привлечение контингента,  обеспечивающий высокую эффективность  функционирования системы. 

Эффективность функционирования любой  системы определяется соотношением между результатами ее функционирования и затратами. Эффективность системы непрерывного образования кадров для Счетной палаты РФ может быть обеспечена таким подбором контингента,

      • когда у наиболее подходящих по своим способностям к государственной службе лиц, формируется потребность в получении соответствующего специального профильного образования;
      • когда лица, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку, поступают на наиболее адекватное их потребностям и знаниям (в том числе, приобретенным в процессе обучения) место в структуре Счетной палаты РФ;
      • когда государственные служащие имеют возможность получить именно те знания и навыки, которые позволяют им более эффективно выполнять функции на своем рабочем месте и подниматься по служебной лестнице.

Также для того, чтобы повысить эффективность кадровой политики в Счетной палате РФ необходимо соблюдать опережающий характер обучения.

Этот принцип предполагает такое  функционирование системы, при котором  объем навыков и знаний, которыми обладает служащий Счетной палаты РФ, позволяет ему решать более сложные задачи, чем те, которые он обычно решает на своем рабочем месте. Вместе с тем, такая ситуация требует, чтобы система работы с кадрами в Счетной палате РФ, в сложившихся условиях риска и неопределенности, позволяла все в большей степени реализовывать способности служащего.

Кроме этого для повышения эффективности  реализации кадровой политики необходимо системное единство гуманитарной, управленческой, финансово-экономической, социальной и правовой подготовки, в сочетании с углубленной специализацией в области менеджмента, экономики или права и учета особенностей государственной службы в Счетной палате РФ.

В соответствии с этим принципом  знания и навыки государственного служащего  Счетной палаты РФ должны включать четыре главных блока:

      • гуманитарно-обществоведческий как базовый, дающий общее понимание социальных процессов, методологию и методику их изучения и решения социальных проблем;
      • управленческий (менеджерский) как центральный, выражающий технологическую сущность управления;
      • социальный, финансово-экономический, дающий возможность анализа экономической базы социальных явлений и экономических возможностей тех или иных управленческих решений;
      • правовой, дающий возможность оценивать правовую состоятельность тех или иных управленческих решений.

Подготовка государственных служащих для Счетной палаты РФ должна осуществляться с акцентом на одном из трех последних  блоков с получением соответственно квалификации работника "аудитор", "экономист" или "юрист". Однако взаимосвязь между блоками знаний должны лечь в основу формирования системного мышления, основанного на понимании законов самоорганизации или синергизма.

Очень важный фактор - обязательность для  государственного служащего  Счетной палаты РФ получения дополнительных знаний, навыков и умений в системе непрерывного образования при любых горизонтальных и вертикальных перемещениях.

Любое перемещение государственного служащего в Счетной палате РФ неизбежно означает изменение характера  и содержания его труда, что требует подкрепления дополнительными знаниями и умениями.

Для улучшения результативности кадровой политики в Счетной палате РФ важно наличие хорошей материальной и технической базы и применение новейших методов и форм обучения, современных информационных технологий. Реализация этого абсолютно необходима для обеспечения быстрого роста уровня специальной подготовки кадров.

Вышеназванные факторы повышения  результативности работы с кадрами  были, есть и останутся актуальными  для совершенствования государственной службы. Особенно это касается выстраивания целостной системы стимулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем итоги проделанной  работы.

В Федеральной программе "Реформирование  государственной службы в Российской  Федерации (2003-2005 гг.)" была поставлена задача превратить государственную службу в профессиональную, служащую интересам гражданского общества, определены приоритеты реформы. Впервые указано на необходимость внедрения современных технологий управления.

Федеральная программа ориентирует органы государственной власти на кардинальное повышение эффективности и качества государственных услуг как основу укрепления института государства в гражданском обществе.

Важной целью реформы государственной  службы является обеспечение  рационального использования государственных ресурсов для улучшения положения государственных служащих, повышение привлекательности профессии государственного служащего.

Однако это не означает снятие всех проблем в данной теме. Так, необходимо уточнить некоторые элементы расширительного толкования государственной службы, усилить роль федерального законодательства в учреждении должностей государственной службы, предусмотреть в законопроекте более полное регулирование вопросов общих для всех видов государственной службы и другое.

В практической части работы была исследована деятельность государственного органа – Счетной палаты РФ. Счетная  палата РФ занимается аудитом расходования бюджетных средств. Государственная  служба в Счетной палате всегда была одной из наиболее престижных, и в тоже время требовала высокого образовательного и морально-волевого потенциала от государственных служащих.

В настоящее время в кадровой политике Счетной палаты РФ существует ряд проблем. Прежде всего, это проблемы старения административно-управленческого аппарата, недостаточный образовательный уровень служащих для решения столь сложных управленческих задач, отсутствие системы привлечения, закрепления и стимулирования специалистов для работы в Счетной палате РФ. 

Но основные проблемы государственной службы в Счетной палате были определены в виде трех блоков. Необходимо найти пути стимулирования эффективной деятельности служащих в Счетной палате РФ, которые выражаются в системе поощрения и социальных гарантий. Вторая проблема Счетной палаты является отсутствие информационно-аналитического отдела. Работа с информацией, ориентирование во всевозрастающих объемах информационных потоков, сортировка и анализ поступившей информации – все это составляет задачу Счетной палаты РФ. К факторам повышения эффективности государственной службы в Счетной палате РФ можно также отнести систему непрерывного профессионального образования кадров.

          Таким образом, предлагаются следующие изменения:

  1. Внедрение системы стимулирования государственных служащих Счетной палаты РФ.
  2. Создание инфорамционно-аналитического департамента Счетной палаты РФ.
  3. Создание системы обучения государственных служащих.

Реализация предложенных мероприятий  поднимет мотивацию, образовательный  уровень и информированность  государственных служащих. Вся эта работа может дать ожидаемые результаты по повышению эффективности государственной службы в Счетной палате РФ только при условиях системной поддержки государства в лице федеральных органов власти, разрабатывающих и реализующих государственную кадровую политику.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.). – СПС Гарант, 2005.
    2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.). – СПС Гарант, 2005.
    3. Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ  
      "О Счетной палате Российской Федерации" 
      (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 июля 2002 г.)
    4. Федеральный  закон от 2  марта 2007 года № 25-ФЗ "О  муниципальной службе в Российской  Федерации".
    5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001  № 197-ФЗ  с  изменениями  и  дополнениями.
    6. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О  проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
    7. Указ  Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О  порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».
    8. Указ  Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе  на  замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
    9. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 с  изменениями и  дополнениями «О  порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».
    10. Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 г.
    11. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2006
    12. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. - М.: Юнити, 2003.
    13. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2003– 400с.
    14. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография – М.: Изд-во РАГС, 2002.
    15. Барышев В.Н. Государственная служба России: прошлое и настоящее. //Гражданин и право, N 1, январь 2002.
    16. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ. - СПб.: Питер, 2005
    17. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА. -  2005. – 564с.
    18. Бельский К.С. О ранговом отборе государственных служащих //Пробл. становления гос. и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 2005
    19. Буравлев Ю.М. Управление государственной службой. - М.: МГЭИ, 2001
    20. Василенко В.И. Традиции в системе личности государственного служащего/Синергетика: человек, общество. - М.: Изд-во РАГС, 2006
    21. Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации; Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003
    22. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
    23. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: Зерцало, 2003.
    24. Государственая служба в зарубежных странах: Сборник обзоров законодательства. - М., 2006
    25. Государственная служба РФ: Основы управления персоналом / Под общ. ред. В.П. Иванова - М.: Изд-во «Известия», 2003
    26. Государственное управление: основы теории и организации. /Под ред. Козбаненко В.А. – М.: ЗАО ФИНПРЕСС, 2004.
    27. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе. //Государство и право.  №108, 2003.
    28. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. – М., 2003. - 464 с.
    29. Демин А.А. Государственная служба. – М. Юнити, 2005. - 124 с.
    30. Иванов В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. – М.: Юридическая литература, 2003. - 410 с.
    31. Игнатов В.Г. Государственная служба. – М.: Акалис, 2004. - 527 с.
    32. Информационная политика в регионе: между прошлым и будущим. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. /Отв. ред. и сост. П.Н. Киричёк. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003
    33. Казанцев Н.М. Концепция формирования государственной службы в субъектах Российской Федерации, М. 2004
    34. Книга работника кадровой службы/ Под ред. Е.В. Охотского, В.М. Анисимова. – М.: "Издательство" Экономика", 2005г
    35. Комментарии к Федеральному  закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» и Федеральному  З от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» / Под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М., 2005.
    36. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.Ф. Ноздрачева // Информационная  правовая  система  «КонсультантПлюс». 2005
    37. Коновалов А.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во РАГС, 2005
    38. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. - M.: МЮИ МВД России. Щит-М, 2005. — 280 с.
    39. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. – М.: Наука, 2004. – 214 с.
    40. Манохин В. М. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Юристъ, 2005
    41. Мельников В.П. Государственная служба в России: отечественный исторический опыт и современность // Государственная служба: теория и организация. М., 2003
    42. Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2003
    43. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2004. - 440 с.
    44. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего РФ и ГиП. 2003 №9
    45. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
    46. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити, 2004. - 301 с.
    47. Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. – М.: БЕК, 2003.
    48. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. //Рос. юстиция. 2006. N7
    49. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М.: Юристь, 2002
    50. Шамхалов Ф. Теория государственного управления – М.: ЗАО Экономика, 2002.
    51. Официальный сайт Счетной палаты РФ http://www.ach.gov.ru/ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Структура управления государственной службой Российской Федерации.

 


 



 


 




 




 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Цели государственного управления и государственной службы.

 

 

Приложение 3. Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты за 2008 год.

Показатель

2008 г.

2007 г.

2006 г.

Проведено контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий

501

504

587

Проведено экспертно-аналитических мероприятий

181

48

36

Проведено контрольных  мероприятий:

320

456

551

в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них:

11

30

28

по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации

6

3

7

по поручениям Государственной  Думы и обращениям депутатов Государственной  Думы

5

27

21

Количество актов по результатам контрольных мероприятий

1147

1285

1500

Выявлено нарушений  законодательства в финансово- бюджетной  сфере (млрд. рублей)

94,6

132,3

82,3

Выявлено нецелевое  использование средств (млрд. рублей)

1,97

0,97

2,7

Устранено финансовых нарушений (млрд. рублей),

1,0

58,3

1,2

в том числе блокировано, возмещено средств, использованных не по целевому назначению (млрд. рублей)

0,69

0,59

0,5

Фактические затраты  на содержание Счетной палаты (млн. рублей)

1795,4

1371,6

1193,1

Количество направленных представлений и предписаний

267

391

392

Количество представлений  и предписаний Счетной палаты, срок исполнения которых истек

198

310

303

Количество представлений и предписаний Счетной палаты, снятых с контроля (исполненных)

188

261

271

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы

121

130

84

Количество возбужденных уголовных дел

25

40

87

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

60

59

51

Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты,

825

780

736

в том числе по результатам  контрольных мероприятий

395

360

376

Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации

84

86

86

Количество соглашений с зарубежными ВОФК

59

58

49

Информационное присутствие  Счетной палаты: количество публикаций

количество пользователей WEB-сайта (тыс. чел.) количество теле- и радиосюжетов

2190 366,5 720

2 600 510 820

2 400 395 782

Состав сотрудников  Счетной палаты по образованию (чел./%):

высшее профессиональное среднее профессиональное

1198/97,0 17/1,4

1101/97,5 14/1,2

1 093/97,6 11/1

Профессиональное образование  сотрудников Счетной палаты (чел./%):

финансово-экономическое

юридическое

управление

606/49,1 222/18,0 94/7,6

573/50,8 201/17,8 86/7,6

573/52,4 183/16,7 85/7,8

Информация о работе Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)