Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

Анализ_процессов_становления_и_развития_российской_государственной_службы_(на_примере_Счетной_палаты_РФ).doc

— 575.00 Кб (Скачать)

Специальная социальная эффективность. Она характеризует состояние  организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. К критериям этого вида относятся:

      1. Целесообразность и целенаправленность организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Необходимо законодательно установить какие должен реализовывать цели каждый государственный орган и по их достижении оценивать соответствующих руководителей и должностных лиц;
      2. Нормативы затрат времени на решение управленческих вопросов, на выработку и прохождение любой управленческой информации;
      3. Стиль функционирования государственного аппарата - нормативы, технологии, стандарты, которым обязан следовать каждый руководитель и государственный служащий;
      4. Сложность организации государственного аппарата, проистекающая из его «дробности», многоступенчатости и обилия управленческих взаимозависимостей;
      5. Издержки на содержание и обеспечение функционирования государственного аппарата.
      6. Конкретная социальная эффективность. Она отражает деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения, критерии;
      7. Степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе (и компетенции) органа и государственной должности;
      8. Законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц;
      9. Реальность управляющих воздействий, свидетельствующих о том, что управляемые объекты действительно управляются;
      10. Содержание управленческих актов (решений, поступков, действий)  с точки зрения отражения в них запросов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие;
      11. Демократизм взаимосвязей государственных органов и их должностных лиц с гражданами;
      12. Правдивость выдаваемой органами и должностными лицами управленческой информации;
      13. Нравственное влияние органов и должностных лиц на среду взаимодействия и управляемые объекты.

Для того, что бы определить степени социального эффекта, необходимы общественные процедуры, которые были бы устойчивыми, обязательно существующими и влияющими на государственные органы. Например, такие, как отчеты руководителей и иных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления перед гражданами, жителями территориальных образований, отраслевыми коллективами, обществом в целом; национальные и локальные обсуждения и голосования по различным вопросам жизнедеятельности страны, ее регионов, территориальных и трудовых коллективов; общественное мнение как совокупность свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, граждан, в силу своего сознания и воли, соотнесение сделанного с их реальными потребностями и интересами; средства массовой информации как «четвертая» власть, которая имеет своей обязанностью нести ответственность за состояние общества, влиять на государственное развитие в должной мере; обращения граждан как институт взаимосвязи власти и людей, который точно и оперативно отражает жизнь, состояние управляемых объектов и уровень функционирования субъектов управления.

Перечисленные общественные процедуры  анализа и оценки государственной  жизнедеятельности можно рассматривать  как проявления обратных связей между обществом и государством в лице его государственного управления, в частности государственных служащих.

Детальное обращение к вопросам социальной эффективности государства (прежде всего государственного управления) и общественным процедурам ее анализа и оценки обусловлено тем, что таким образом формируется как бы круговорот государственной жизнедеятельности, внутри которого находится и реализует себя государственная служба.

Особое внимание должно быть уделено  вопросам повышения эффективности деятельности государственных органов:

  • ориентация на оказание услуг гражданам, преодоления патернализма при продвижении по государственной службе;
  • повышение профессионализма государственных служащих, оптимизации численности государственных служащих, оплаты не по выслуге, а по заслугам, по результатам, в зависимости от эффективности государственных органов, прозрачности государственной службы.

Главной целью государственной  службы является практические осуществление  функций государства, решение его  задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральные законах и законов субъектов Федерации.

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, то есть как управленческая деятельность всех государственных органов в системе законодательной, исполнительной и судебной ветви власти.

 

1.4 Нормативная  база, регламентирующая государственную службу в РФ

     

 Статья 2 Федерального закона «Об основах государственной службы

РФ» понимает под государственной  службой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1) государственная служба  представляет собой профессиональную  деятельность, т.е. деятельность  являющуюся для государственного  служащего профессией и, как  правило, она связанна с выполнением  им в качестве основного вида  деятельности специальных полномочий;

2) в рамках осуществляемой  деятельности происходит реализация  компетенции государственных органов;

3) эта деятельность  направлена на обеспечение функционирования  государственных органов; 

4) такая деятельность  представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

          В положении о федеральной государственной службе, утверждённом

Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г., понятие федеральной  государственной службы не формулируется. Однако из текста следует, что под  федеральной государственной службой подразумевается деятельность государственных служащих по реализации своего государственно-правового статуса и принадлежащих им полномочий, а также компетенции федеральных государственных органов в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами. Федеральная государственная служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

              Согласно п. 1 Положения о федеральной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппарат палат Федерального собрания РФ, Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда РФ, Высшего  Арбитражного Суда РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, Счётной  палаты РФ, федеральные государственные  органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные должности устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

           Государственная служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемые органами законодательной власти каждого субъекта РФ. Поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта РФ следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов Федерации.

          Данная в ФЗ «Об основах государственной службы» классификация видов государственной службы не единственная. Существуют и другие классификации видов государственной службы. Каждый вид государственной службы имеет своё правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.

         Содержание каждого вида государственной службы установлено соответствующими нормативными актами, закрепляющими его правовое положение.

         В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остаётся служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть государственной.

        Гражданская служба регулируется только ФЗ РФ «Об основах государственной службы РФ» и рядом подзаконных актов. Государственной является должность в федеральных органах государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей.

       Законодательное определение государственной должности государственной службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах государственной службы РФ»: «Государственная должность государственной службы - государственная должность категории «Б» или «В», включённая в Реестр государственных должностей государственной службы РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Общая характеристика Счетной палаты РФ

 

Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”:

    • Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему23;
    • Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности24;
    • для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты25.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации и заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности, соответственно, Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Половина состава аудиторов Счетной палаты назначается и освобождается от должности Государственной Думой, а другая половина состава аудиторов Счетной палаты - Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации26.

Срок полномочий Председателя Счетной  палаты, заместителя Председателя Счетной  палаты и аудиторов Счетной палаты составляет 6 лет. Деятельность Счетной палаты не приостанавливается в связи с роспуском Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации27.

Счетная палата РФ осуществляет задачи и контрольные полномочия.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
    • оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    • финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

    • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
    • используют федеральную собственность либо управляют ею;
    • имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)