Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа
Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.
Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80
В соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты для устранения выявленных нарушений были направлены 10 представлений, материалы в правоохранительные органы: Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Организация деятельности направления строилась на основе использования всех форм финансового контроля: предварительного, оперативного (текущего) и последующего. Общие объемы проверенных бюджетных средств составили 176 539 785,0 тыс. рублей, в том числе: 303 210 868,2 тыс. рублей по привлечению долговых обязательств и остаткам средств федерального бюджета; 306 832 341,5 тыс. рублей по погашению долговых обязательств; 143 085 397,8 тыс. рублей по расходам на обслуживание государственного долга; 171 498 211,8 тыс. рублей по доходам от размещения средств бюджета и перечисления части прибыли Банка России; 1 301 151 894,4 тыс. рублей по внутреннему долгу Российской Федерации; 1 101 649 822,6 тыс. рублей по внешнему долгу Российской Федерации; 3 849 111 248,7 тыс. рублей по средствам Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Кадровая политика требует от руководства Счетной палаты РФ концептуального подхода, необходимо создать систему позволяющую оптимально управлять кадровым потенциалом государственной службы учреждения. На мой взгляд, концепция развития кадрового потенциала Счетной палаты может состоять из следующих блоков:
Цель - совершенствование и развитие кадрового потенциала органов государственной власти, в частности Счетной палаты РФ и приведение его в соответствие со стратегией развития государственной службы, характером решаемых задач и требованиями действующего законодательства.
Основными задачами Счетной палаты РФ в области совершенствования государственной службы являются:
Последнее время в стране происходит радикальный пересмотр многих вопросов, связанных с ролью государства, поскольку именно от эффективности государственной службы во многом зависит состояние государственного управления, перспективы развития и положение страны в мировом сообществе.
Эффективное решение задач государственного управления в компетенциях Счетной палаты требует соответствующего кадрового обеспечения.
Чтобы Счетная палата РФ могла не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как организация работы государственных служащих.
В настоящее время в кадровой
политике Счетной палаты РФ существует
ряд проблем. Прежде всего, это проблемы
старения административно-
В вопросах кадровой политики на первый план выдвигается задача выработки мер по привлечению и закреплению в Счетной палате РФ специалистов из числа наиболее способных, имеющих необходимый уровень профессиональной подготовки, достаточный жизненный и производственно-практический опыт, а также удовлетворяющих морально-этическим и культурным требованиям.
Привлечение в Счетную палату РФ перспективных специалистов невозможно без повышения привлекательности государственной службы, для чего необходима разработка и внедрение системы стимулирования государственных служащих.
Вторая проблема Счетной палаты является отсутствие информационно-аналитического отдела. Работа с информацией, ориентирование во все возрастающих объемах информационных потоков, сортировка и анализ поступившей информации – все это составляет задачу Счетной палаты РФ. Нельзя сказать, что данная область деятельности оставалась за границами внимания в системе Счетной палаты. Любой департамент Счетной палаты не был в отрыве от центров получения информации, в информационном вакууме, но при неэффективном способе обработки получаемой информации неизбежно сталкивается с целым рядом проблем. Поэтому речь идет об использовании современных средств и методов формирования, развития и кадрового обеспечения информационно-аналитических служб в системе государственной власти.
В России социальные и политические изменения, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Особенно актуальны вопросы информационно-аналитического характера для региональных органов управления, так как не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
И, тем не менее, на практике подготавливаемые управленческие решения не всегда имеют достаточную аналитическую проработку, экономическое и правовое обоснование. Потенциал отечественной науки и промышленности используется крайне неэффективно. Оставляет желать лучшего уровень методического и информационно-технологического обеспечения аналитической деятельности, процессов подготовки и принятия решений. Почти повсеместно недостаточен уровень системного проектирования больших информационных комплексов.
Информационные интересы лиц, принимающих решения в региональных органах управления определяются кругом решаемых ими вопросов, но практика показывает, что для организации эффективного информационно-аналитического обеспечения нельзя ограничиваться рамками запросов первых лиц на получение информации.
Необходимость интеграции информационной,
аналитической, экспертной, прогнозной
составляющей работы всех служб и структур
органов управления и координация их деятельности
очевидны с точки зрения управляемости
и ресурсной обеспеченности. Столь же
очевидны и логически обоснованы принципы
построения децентрализованной региональной
информационно-
Формирование информационно-
Создание такой системы только малая часть решения проблем Счетной палаты. Непрерывное совершенствование, коррекция, стимулирование развития системы и образующих её элементов, постоянный контроль состояния, качества, актуальности информации, отслеживание, селекция возникающих информационных связей, эффективное применение возможностей системы в практике управления требуют наличия структуры для сопровождения системы.
Информационно-аналитическая
Информационно-аналитическая
а) с учетом личного опыта, взглядов и предпочтений должностных лиц, а так же объективных способов обоснования и поддержки решений на иерархической лестнице;
б) как система с виртуальными функциональными подсистемами, обеспечивающими гибкую привязку к изменению организационно-функциональной структуры управления регионом;
в) на основе первоочередного ввода в эксплуатацию тех подсистем, которые принесут наибольший эффект, не дискредитируя возможности информационно-аналитической системы органов государственной власти;
г) с перспективой превращения в корпоративную информационно-аналитическую систему на территории региона36.
К факторам повышения результативности кадровой политики в Счетной палате РФ можно также отнести систему непрерывного профессионального образования кадров.
Система непрерывного профессионального
образования кадров реализует общую
структуру образовательных
Необходимость этой системы состоит
в том, чтобы готовить кадровый потенциал
для Счетной палаты РФ нового качества,
адекватного требованиям
Таким образом, предлагаются следующие изменения: внедрение системы стимулирования государственных служащих Счетной палаты РФ, создание информационно-аналитического департамента Счетной палаты РФ, создание системы обучения государственных служащих.
1. Внедрение системы
стимулирования
Мотивация деятельности государственного служащего – это совокупность потребностей индивида, которые в свою очередь стимулируют развитие государственного, муниципального образования. Механизм мотивации труда работников в Счетной палаты РФ, их трудовой активности предполагает взаимодействие внутренних и внешних побудителей к действию.
Потребность становится внутренним побудителем определенного типа трудового поведения в том случае, если она осознается работником в качестве интереса, т. е. предметно отражает потребность как стремление конкретным способом ее удовлетворить.
В основе поведения человека, в том числе в сфере труда, значительное место занимают ценностные ориентации, под которыми понимаются устойчивые установки на те, или иные социальные ценности. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников.
На примере Счетной палаты РФ можно отметить не достаточно эффективную систему стимулирования государственных служащих.
В Счетной палате РФ преобладает материальное стимулирование, которое не является действенным, по той причине, что не может быть в полной мере обеспечено ограниченными средствами бюджета. А если учесть возрастающие требования к уровню образования государственных служащих, которые часто выражаются в необходимости переподготовки и получения второго высшего образования, а также ученой степени, то существующие размеры денежного содержания государственного служащего в Счетной палате РФ требуют значительной корректировки в сторону их увеличения.
Понимая это, необходимо найти пути стимулирования эффективной деятельности служащих Счетной палате РФ, которые выражаются в системе поощрения и социальных гарантий.
Уважительное отношение
Также можно использовать такие инструменты нематериального стимулирования, как награждение государственными наградами, объявление благодарности, зачисление в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность.
Используя СМИ, необходимо привлекать внимание населения к профессиональным и личностным качествам государственных служащих в Счетной палате РФ.
Также желательна выплата денежного вознаграждения служащим Счетной палаты РФ в связи с юбилеями и выслугой лет на государственной службе. Наряду с системой материального и морального поощрения необходима система социальных гарантий, которая должна включать материальную помощь на лечение, отдых, пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Понимая значимость того, что управленческий аппарат Счетной палаты РФ должен состоять из профессионалов, необходимо организовывать обучение муниципальных служащих, оплачивая при этом значительную часть стоимости обучения. В целом, необходимо отметить, что в обеспечении эффективности системы муниципального управления важную роль играет сближение интересов работника с интересами органа управления. Это сближение может произойти только на основе действий руководства Счетной палаты РФ, направленных на развитие персонала, повышение его квалификации, профессиональный рост, справедливую оценку управленческого труда через систему материального и морального стимулирования.
Мотивация к тем или иным достижениям, стилю жизни, построению карьеры у человека возникает далеко не случайно. Опытные руководители и психологи понимают, что желания, стремление к подражанию примерам, стилю жизни, во многом можно воспитать в человеке. Однако процесс воспитания, в отличие от непосредственного мотивирования, более длителен, связан с идеологической концепцией Счетной палаты РФ, более последователен и более трудоемок.