Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

Анализ_процессов_становления_и_развития_российской_государственной_службы_(на_примере_Счетной_палаты_РФ).doc

— 575.00 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

МОСКОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра экономической теории и менеджмента

 

Специальность – 061100 менеджмент организации

 

 

Гурьянов Григорий Владимирович

         V курс, группа 509

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Анализ процессов становления  и развития российской государственной  службы (на примере Счетной палаты РФ)

 

 

Научный руководитель:        

к. э. н., доц. Гневашева В.А,


 

 

 

 

Допустить к защите:

зав. кафедрой экономической теории и

менеджмента, д.э.н., профессор

__________________В. Е. Ковалева

 «___» ____________2010 г. 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6

1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6

1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14

1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21

1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29

 Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32

          2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32

          2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37

          2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47

Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53

          3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53

          3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58

Заключение………………………………………………………………………….73

Список литературы………………………………………………………………....75

Приложения…………………………………………………………………………80

 

Введение

 

Государственная служба представляет собой один из главных компонентов государственного управления. Она обеспечивает кадровые потребности государственного аппарата и представляется системным элементом общественного развития.

Становление государственной службы в России не было плавным процессом. Государственная служба в России за столетия своего существования обрела свои особенности, причем ее статус в обществе несколько раз менялся на диаметрально противоположный. В отдельные моменты истории быть государственным служащим было крайне престижно, социальный статус службы был чрезвычайно высок, соответственно и подготовка кадрового резерва велась на высоком уровне. В другие же моменты российской истории под влиянием таких негативных факторов как коррупция или излишний бюрократизм, престиж государственной службы падал достаточно низко. Эти периоды практически точно коррелировались с общим упадком или же подъемом российского государства. Это и неудивительно, так как в российской традиции с его постулатом и неизменно сильной государственной власти, государственная служба напрямую ассоциировалась с успехами и неудачами социально-экономической политики государства.

Сегодня в  Российской Федерации  сложились конституционные основы государственной службы, как важнейшего элемента государственного управления. Внесением Президентом Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» начата практическая реализация концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации.

Актуальность темы обуславливается тем фактом, что потенциал реформирования российской государственной службы еще далеко не исчерпан. Более того, именно в современных условиях, когда уже очевидно, что переход от административно-командной модели организации государственной службы завершился, имеются основания для качественного развития российской государственной службы в современную управленческую структуру, отвечающую вызовам времени. Для этого необходимо не только законодательное совершенствование государственной службы как сферы применения правовых принципов, но и практическое развитие государственной службы.

Анализ имеющихся исследований по проблемам государственного управления свидетельствует, что при всем разнообразии трудов, посвященных проблемам развития государственной службы, вопросы дальнейшего развития государственной службы носят дискуссионный характер и содержат большое количество взаимоисключающих предложений и рекомендаций. 

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

    • раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
    • провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
    • охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
    • выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
    • разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

         Объектом данной работы является Счетная палата Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ).

Практическая значимость работы. Результаты данной работы могут быть использованы при разработке системы мер, направленных на совершенствование государственной службы в рамках конкретного ведомства – Счетной палаты РФ, а также в других государственных учреждениях.

Для решения поставленных задач  в исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщения и индукция, финансовый анализ, математическо-статистическое моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие и основные принципы государственной службы

 

В самом широком теоретическом  понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Сюда же можно отнести существование и осуществление функций децентрализованного государственного управления лицами, занимающимися должности в органах местного самоуправления, т.е. муниципальными служащими, хотя на практике современное законодательство отделяет государственную службу от муниципальной.1

«Служба является одним из важнейших  видов целенаправленной деятельности человека. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей».2

Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М.: «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих - по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».3

Лазарев Б.Ю. определяет государственную  службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач, функций государства в государственных органах».4

С точки зрения современного законодателя государственная служба в РФ - это  профессиональная деятельность, состоящая  в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной  власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Статья  1  Федерального  закона  «О системе государственной  службы  Российской Федерации»  понимает  под  государственной  службой  профессиональную  служебную деятельность граждан Российской Федерации  по  обеспечению  исполнения  полномочий:

  1. Российской Федерации;
  2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  3. субъектов Российской Федерации;
  4. органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В этом определении можно выделить следующие аспекты:

      • государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е.  деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;
      • в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;
      • эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;
      • такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так  как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;
      • обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации5.

Законопроект учитывает и развивает  доказавшие позитивное значение компоненты действующей системы государственной  службы, более четко определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации и системы управления ею.

В то же время законопроект вводит ряд реформаторских положений, кардинально  изменяющих положение государственной  службы. Он призван устранить выявившиеся недостатки в организации действующей государственной службы.

Законопроект расширяет представление  о функциях и содержании государственной  службы, к которой относится служба не только непосредственно в государственных органах, но и в ряде государственных учреждений и организаций.

Впервые устанавливаются такие  понятия, как «должность федеральной  государственной гражданской службы», «должность правоохранительной службы». Вместо трудового договора, предусматриваемого действующим Законом с государственным служащим будет заключаться «контракт (служебный контракт)», причем нанимателем выступает не отдельный орган или должностное лицо, а Российская Федерация для федерального гражданского служащего и субъект Федерации для государственного гражданского служащего соответствующего субъекта Федерации.

По сравнению с действующим  законодательством принципиальным отличием является упорядоченное введение для государственных служащих классных чинов вместо существующих квалифицированных  разрядов. Тем самым должна формироваться система рангов (включая соотнесение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий), которая предоставит возможность перехода из одного вида службы в другой, закрепит общие правила прохождения государственной службы.

Установлены положения о включении  в стаж государственной службы одного вида сроки прохождения государственной  службы в других видах, а также  периодов замещения государственных  должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных должностей в органах местного самоуправления на постоянной основе и должностей муниципальной службы.

Итак, легальное (т.е. установленное  в Федеральном законе «О системе  государственной  службы  РФ») истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким  образом,  в  соответствии  с  действующим  законодательством  в  практически  функциональном  смысле  государственная  служба  представляет  собой  основанную  на  законе  деятельность  персонала  государственных  органов  представительной,  исполнительной  и  судебной  власти,  состоящую  в  реализации  государственной  власти  в  различных  сферах  общественной  жизни  в  целях  выполнения  задач  и  функций  государства.

Информация о работе Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)