Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

Анализ_процессов_становления_и_развития_российской_государственной_службы_(на_примере_Счетной_палаты_РФ).doc

— 575.00 Кб (Скачать)

Контрольные органы Президента и Правительства  Российской Федерации, министерств  и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

Счетная палата проводит организацию и планирование своей деятельности.

Счетная палата осуществляет годовое  и текущее планирование своей  деятельности. План работы Счетной палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.

Проект годового плана работы рассматривается  и утверждается Коллегией Счетной  палаты, после чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнения могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

Текущее планирование реализуется  в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

В соответствии с законом обязательному  включению в планы и программы  работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации.

Счетная палата информирует Федеральное  Собрание о результатах проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.

Обращения иных организаций и отдельных  граждан рассматриваются по поручению  Председателя или заместителя Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению28.

          Представления и предписания Счетной палаты.

По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти Российской Федерации, руководителям объектов проверки представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.

При выявлении нарушений, наносящих  государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи  с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

Если при проведении проверки или ревизии обнаружены хищение государственных денежных или материальных средств, иные злоупотребления Счетная палата незамедлительно передает материалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

Экспертно-консультативный совет  при Председателе Счетной палаты Российской Федерации создан 6 сентября 2000 года. В соответствии с Положением Совет – постоянно действующий орган при Председателе Счетной палаты. Его основная задача – повышение эффективности экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты и формирование научно-обоснованной политики в области финансового контроля. Сегодня в Совете 6 академиков и 4 члена-корреспондента Российской академии наук, 3 академика и 3 члена-корреспондента РАЕН, 1 академик РАМН, 48 профессоров, 58 докторов и 49 кандидатов наук. В его работе принимают активное участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов исполнительной власти, руководители и эксперты крупнейших компаний и кредитных организаций.

Основные направления деятельности Совета: экспертно-консультативная помощь в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; научно-методическая помощь в определении целесообразности и эффективности расходов бюджетных средств, использования федеральной собственности; проведение независимой экспертной оценки эффективности операций с государственным имуществом; консультативная и научно-методическая помощь в финансовой экспертизе проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; методическая помощь в организации взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти, осуществляющими контрольные и другие функции.

Председатель Совета – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин, ответственный секретарь – А.В. Коровников.

Итоги деятельности Счетной палаты в 2000-2008 годах свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению  потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства. Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты представлены в таблице (см. приложение 3).

         Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий после утверждения Коллегией направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.

    1. Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ

 

В соответствии с Федеральным законом  от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации" замещение вакантных должностей в аппарате Счетной палаты Российской Федерации проводится на конкурсной основе.

Конкурс объявляется при наличии вакантной должности.

С Порядком подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной  должности федеральной государственной  гражданской службы в аппарате Счетной палаты Российской Федерации  можно ознакомиться на сайте Счетной палаты.

Основу аппарата составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно  осуществляют контрольные и экспертно-аналитические  мероприятия. Согласно Федеральному закону “О Счетной палате Российской Федерации”:

    • инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законом29;
    • инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемые гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны30.

Представим организационную структуру Счетной палаты РФ. На мой взгляд, организационная структура является условием формирования поведения государственных служащих, определяет отношения между ними, решает проблему разделения решаемых задач, правомочий и их интеграции, является фактором, влияющим на эффективность коллективных действий. Организационная структура Счетной палаты представляет собой линейно-функциональную оргструктуру с переходом на кросс-функциональные связи (см. приложение 4).

           Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

В составе Счетной палаты на 1 октября 2008 г. проходило государственную службу 1083 сотрудника. Рассмотрим состав кадров Счетной палаты РФ более наглядно, что представлено в следующих диаграммах.

 

Рис.1  Структура кадров по полу в Счетной палаты Российской Федерации за 2008 (%).

 

Социальная структура организации  по полу работников. Численность работников в организации мужчин в 2007 году составляло 77,3 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 76,9 % от общей численности работников, что в динамике равно + 22,8 %. Численность работников женщин в 2007 году составляло 22,7 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 23,1 % от общей численности работников, что в динамике равно + 25,9 %.

 

 

Рис. 2 Структура кадров по возрасту Счетной палаты Российской Федерации за 2008  (%).

 

Социальная структура организации  по возрасту работников. Численность работников в Счетной палате Российской Федерации в возрасте от 18 до 30 лет в 2007 году составляло 21 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 25,2 % от общей численности работников, что в динамике равно + 48 %.

Численность работников в возрасте от 30 до 40 лет в 2007 году составляло 31,1 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 33,3 % от общей численности работников, что в динамике равно + 32,4 %.

Численность работников в возрасте от 40 до 50 лет в 2007 году составляло 37,8 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 33,3 % от общей численности работников, что в динамике равно + 8,9 %. Численность работников в возрасте от 50 до 60 лет в 2007 году составляло 10,1 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 8,2 % от общей численности работников, что в динамике равно +0 %.

Средний возраст  сотрудников аппарата – 45,2 года.

 

Рис. 3 Структура кадров по стажу работы в Счетной палаты Российской Федерации(%).

 

Социальная структура  организации по стажу работы. Численность работников в организации со стажем работы до 5 лет в 2007 году составляло 5,9 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 6,1 % от общей численности работников, что в динамике равно + 28,6 %. Численность работников со стажем работы от 5 до 10 лет в 2007 году составляло 36,1 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 45,6 % от общей численности работников, что в динамике равно + 55,8 %. Численность работников со стажем работы более 10 лет в 2007 году составляло 58 % от общей численности работников, в 2008 году составляет 48,3 % от общей численности работников, что в динамике равно + 2,9 %.

Сегодня в аппарате работает чуть более тысячи сотрудников, из них 134 – со дня образования  Счетной палаты, половина – свыше  пяти лет.

 

Рис. 4 Структура кадров по образованию Счетной палаты Российской Федерации за 2008  (чел.).

 

Высшее образование имеют 97 процентов  сотрудников. В Счетной палате работают 541 экономист и финансист, 134 юриста, 59 управленцев. Два и более высших образования имеют 214 сотрудников, ученую степень – 124 сотрудника (в том числе 27 докторов и 97 кандидатов наук).

Формирование  коллектива осуществляется под непосредственным руководством Председателя Счетной  палаты по представлениям аудиторов, а также руководителей соответствующих подразделений аппарата. Основными критериями подбора кадров служат профильное образование и опыт контрольно-ревизионной работы.

Повышенные требования к квалификации сотрудников предопределили необходимость эффективной системы профессиональной подготовки и переподготовки, которая охватывает все категории сотрудников и осуществляется как непосредственно на рабочих местах, так и в учебных заведениях: Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Московской государственной юридической академии и др. Только за последние четыре года через систему переподготовки и повышения квалификации прошло свыше 500 человек. В настоящее время 420 сотрудников получают экономическое и финансовое образование, юридическое – 70, управленческое – 32. Сегодня 930 человек имеют квалификационные разряды.

Государственными  наградами Российской Федерации, почетными званиями и ведомственными знаками отличия отмечены 111 сотрудников. Нагрудным знаком “Почетный работник Счетной палаты Российской Федерации” (учрежден в январе 2002 года) и Почетной грамотой Счетной палаты Российской Федерации (учреждена в январе 2001 года) награждены, соответственно, 112 и 178 человек.

Общая сумма  бюджетных средств, направляемых ежегодно на содержание Счетной палаты, составляет около двух процентов от суммы  выявленного в течение года нецелевого расходования бюджетных средств.

Особенности должностных обязанностей государственных служащих Счетной  Палаты определяется Федеральным Законом. Председатель Счетной палаты и заместитель Председателя Счетной палаты 
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 
Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных  отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 
Председатель Счетной палаты:

Информация о работе Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)