Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процессов становления и развития российской государственной службы на примере Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
раскрыть понятие и основные принципы государственной службы;
провести анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления;
охарактеризовать итоги деятельности за 2008 г.;
выявить проблемы в кадровой политике Счетной палаты РФ;
разработать рекомендации по оптимизации кадрового потенциала Счетной платы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…………………6
1.1 Понятие и основные принципы государственной службы……………………………………………………………..…………..6
1.2 Публично-правовой статус государственных (муниципальных) служащих…………………………………………………………………….14
1.3 Взаимосвязь государственной службы и государственного управления…………………………………………………………………...21
1.4 Нормативная база, регламентирующая государственную службу в РФ…………………………………………………………………………….29
Глава 2. Анализ деятельности Счетной палаты РФ в структуре государственного управления……………………………………………………..32
2.1 Общая характеристика Счетной палаты РФ……………………….….32
2.2 Особенности прохождения государственной службы в Счетной палате РФ……………………………………………………………………………………37
2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2008 году………………...47
Глава 3.Совершенствование развития государственной службы в Счетной палате РФ…………….……………………………………………………………53
3.1 Проблемы развития кадрового потенциала государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………53
3.2 Проект рекомендаций по оптимизации государственной службы в Счетной палате РФ…………………………………………………………………58
Заключение………………………………………………………………………….73
Список литературы………………………………………………………………....75
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

Анализ_процессов_становления_и_развития_российской_государственной_службы_(на_примере_Счетной_палаты_РФ).doc

— 575.00 Кб (Скачать)

Во всех государствах, в которых  законодательством установлен особый публично-правовой статус государственных  служащих и создан профессиональный, специально подготовленный корпус государственных  служащих, чиновники имеют соответствующие  права, обязанности и ограничения, привилегии. Тем самым учреждена профессиональная бюрократия, действует система законодательства, состоящая из двух частей: одна распространена на работников государственной службы; другая регулирует отношения в сфере общих трудовых отношений служащих, которые также работают в публичных учреждениях (государственные и муниципальные органы, общины, объединения и пр.). Между этими двумя системами главное различие состоит в том, что лица, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящий в обычных трудовых отношениях, имеют особый публично-правовой статус и пользуются преимущественными правами (специальные обязанности, запреты, ограничения и т.д.). А второстепенное различие состоит в том, что в регулирование государственной службы включаются несколько специфических обязанностей (например, запрет на забастовки, более строгое подчинение по службе, последствия несоблюдения этих предписаний и т.д.).

Правовой статус государственных  служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется.

Например, повышение по службе предоставляет  служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются  и дополнительные запреты и ограничения  по службе, особенности процедуры  привлечения к дисциплинарной ответственности.

В структуру института правового  статуса государственного служащего  входит также присвоение ему квалификационного  разряда (чина). Квалификационные разряд присваиваются последовательно  от более низких к более высоким  в соответствии с уровнем его общего и профессионального образования, оценкой работы по последней и ранее занимаемым должностям. Квалификационный разряд дает право быть кандидатом на соответствующую должность.

В отдельных видах государственной  службы служащим присваиваются специальные классные чины, ранги и персональные звания, которые соотносятся, как правило, с квалификационными разрядами (законы РФ "О прокуратуре РФ", "О Государственной налоговой службе РСФСР", "О федеральных органах налоговой полиции").

В последнее время статус государственного служащего пополнился новыми установлениями, ранее являвшимися предметом изучения и регулирования других отраслей права и отраслевого законодательства, например трудового или финансового. Теперь законы предусматривают для государственных служащих пенсионное обеспечение, государственное страхования, денежное содержание (должностной оклад, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за определенный период времени), различные льготы по налогообложению некоторым категориям государственных служащих, общую продолжительность рабочего времени, очередной и дополнительный оплачиваемый отпуск, совместительство по службе.

Задачи государственных служащих в системе органов исполнительной власти многообразны.

В настоящее время государственная  служба рассматривается как один из видов общественно-политического  труда. Поэтому на государственного служащего распространяются основные положения трудового законодательства, хотя в то же время в ст. 11 закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" для государственного служащего установлены ограничения, связанные с государственной службой. Для него главенствующим являются несение государственной службы, исполнение государственной должности, использование полномочий, определенных должностью, для решения возникающих в ходе развития общества проблем, включая проблемы отдельных граждан.

Гражданам, претендующим на должность  в государственной службе, необходимо иметь соответствующее профессиональное образование по специализации государственных должностей. Специализация государственных должностей устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Государственный орган власти предполагает наличие у государственных служащих умения самостоятельно и квалифицированно вести дела, решать многоплановые  административные задачи. Здесь находит  свое проявление один из наиболее существенных признаков службы: состыковка информации и данных, или, иными словами, обстоятельств дела с законом или правовой нормой. Этот признак требует от государственных служащих ярко выраженной способности к аналитическому мышлению. Исполнительный орган государственной власти соответствующего ранга требует от работника умения видеть проблемы и явления в крупных взаимосвязанных средах и быстро осваиваться на новом поприще, умело применять наработанный в свое время опыт к требованиям особых ситуаций и задач.

Помимо того, нормы поведения  государственных служащих должны носить отчетливо-социальный характер, что предполагает чувство высокой ответственности и готовность взять на себя выполнение сложных обязанностей13. .

    1. Взаимосвязь государственной службы и государственного управления

 

Государство нуждается в очень  высоком по уровню и качеству управлении. Поэтому любые практические вопросы  государственной службы приобретают  свой истинный смысл лишь в отношении  с государственным управлением  и под углом его обеспечения.

В целом состояние государственной  службы РФ на данный момент характеризуется  значительным количеством накопившихся проблем и противоречий, обусловленных  становлением государственности РФ и возникновением гражданского общества, а также переходным состоянием экономики страны.

Во-первых, отсутствует единая и  целостная система государственной  службы. Функционирование государственной  службы осуществляется в качестве службы в отдельном государственном  органе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, то есть работодателем для государственного служащего является не государство в целом в лице специального государственного органа. Это приводит к расколу государственной службы и потенциальному исполнению локальных (принятых отдельными органами власти, или же на уровне субъекта РФ) нормативных правовых актов в ущерб федеральным.

Во-вторых, отсутствует система  законодательного регулирования (рамочное регулирование) для различных видов  государственной службы, а также  для субъектов РФ. Нет объемлющего Закона (Кодекса) о государственной службе.

В-третьих, предусмотренные федеральными органами исполнительной  власти в  проектах федерального бюджета на соответствующий  год бюджетные средства на переподготовку и повышение квалификации кадров в результате уходят на неэффективную государственную кадровую политику.

Д. Ньюгартер и Дж. Шафриц приводят целый комплекс факторов, которые, по их мнению, рано или поздно заставят государственных служащих заняться проблемами повышения производительности своей деятельности и соответственно эффективности органов государственного управления, в которых они работают. Среди факторов и причин, которые принудят государственных служащих к такому шагу, эти авторы назвали, например, состояние экономики, появления новых управленческих установок, а также новых методов оценки деятельности управленцев14.

Государственная служба – часть  механизма государственного управления. Выделение слоя людей, постоянно  находящихся на государственной  службе и профессионально занимающихся делами управления, явилось результатом образования Российского централизованного государства, формирование государственного аппарата как системы органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства.

Государство теснейшим образом связано с важнейшими сферами общественной жизни. В этом отношении оно представляет собой главный инструмент реализации всеобщей воли и интересов всего общества. Здесь определяющую роль играет функция государства как управляющей системы. Еще мыслители и государственные деятели древнейших времен интересовались проблемой государственного управления. Например, Г. Нэш утверждает, что одной из причин упадка Египта после 1100г. до н.э. было снижение эффективности административной системы», поскольку жрецы-управляющие исповедовали «жесткий, сухой религиозный формализм», не прибегая к гибким методам управления.15 Или согласно Е. Гладдену, у шумеров, ассирийцев и других народов древности каждая общественная группа занимала отведенное ей место в социальной иерархии, владея современными для той эпохи методами ведения хозяйства и мудростью, передаваемыми будущим поколениям.16

Следовательно, для наилучшего отображения  эффективности государственной  жизнедеятельности, прежде всего, нужно  понимать, что есть государственное управление и как его понимать, потому в России изучение теории государственного управления делает лишь первые шаги. А важность этой проблемы определяется прежде всего тем, что перед властной системой Российской Федерации в качестве наиболее важной стоит задача усиления действенности властных институтов, преобразования государственной практики, кадровой политики в корне, неукоснительного соблюдения представителями государства законов и этических норм в политике. То есть необходимо принятие комплекса мер по повышению действенности и эффективности государственной власти (см. приложение 2).

«Эффективность управления можно  оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление».17 В этой связи принято выделять две измеримые составляющие деятельности государственного управления: техническую эффективность и экономическую эффективность. Техническая эффективность государственного управления определяется степенью достижения целей деятельности с учетом «общественных целей». Экономическая эффективность государственного управления определяется как отношение стоимости объемов предоставленных услуг к стоимости объемов привлеченных для этого ресурсов.


Однако нельзя рассматривать государство  или государственное управление как комплекс общественных отношений  и процессов с экономической точки зрения. Иначе тогда возможна приватизация государства, а также смена роли государственных служащих на роль наемных работников у соответствующих руководителей государственных органов, «что и было в своеобразной форме в свое время сделано КПСС». 18

Похожая ошибка была допущена в начале 80-х ХХ века в США. Все началось с того, что американцы забили тревогу по поводу снижения эффективности государственного управления. Считалось, что правительственные чиновники работали не так эффективно, как ожидала от них общественность. Приводилось множество причин, приведших к такому положению. В частности, говорилось о том, что недостаточно проработана система стимулов, созданная в соответствии с Законом о реформе гражданской службы 1976г., слишком высоки затраты на управление, слишком раздут государственный аппарат и т.д. В свою очередь С. Манн утверждал: «Вопросы эффективности находятся в центре общественного внимания. На карту поставлены  существование демократической политической системы и вера в необходимость «государственной службы» - без нее самой системе действительно грозит серьезная опасность! Ценность и полезность государственных органов управления, кажется, не вызывают сомнения, но остается неуверенность в правильности того, что и как эти органы делают, остается необходимость в оперативном реагировании на потребности общества»19.

Г. Тукман классифицировал выдвигавшиеся  требования следующим образом:20

      • сокращение числа служащих в государственных учреждениях;
      • развитие между этими учреждениями конкуренции в области предоставления услуг населению;
      • предоставление больших стимулов частному сектору;
      • приватизация;
      • пересмотр показателей, по которым оцениваются результаты деятельности государственных организаций.

Нельзя проводить горизонталь  между органами государственного управления и частного сектора. И как справедливо отмечал С. Кодль, «руководители должны иметь бюджетные стимулы или надбавки за превышение установленного уровня эффективности своей деятельности; тем самым поощрялся бы рост производительности в плане эффективности, качества и сроков выполнения работы» 21. По мнению многих специалистов, любые попытки повышения эффективности государственных учреждений потерпят неудачу, если государственные служащие почувствуют, что будущее их учреждения оказалось под угрозой.

Итак, основываясь на отечественной  и западной исторической практике, нужно понимать, что не стоит сводить  государство только к экономике, ибо это единая и единственная структурирующая форма, которая  сохраняет общество, обеспечивает его целостность, поддерживает, опираясь на общественные силы, суверенитет и безопасность страны, способствует (по возможности) поддержанию устойчивого и справедливого миропорядка. Следовательно, подход к государству не может быть тождественным подходу к тем элементам (например, экономике), которые образуют и организовывают общество.

Поэтому, ни в коем случае нельзя умалять  такой специфический статус государства. Следуя утверждению Г.В. Атаманчука, принципиально важное место для  всей государственной жизнедеятельности нужно отвести социальному эффекту, который получает общество в течение и в итоге всего жизненного цикла продукта, услуги, идеи и т.д.  Здесь главное, технико-технологическая организация, обеспечивающая высокое качество производимой продукции и услуги.

Сущность социального эффекта  также в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе не только результат, но и источник и средство для последующего развития, выступать постоянным и  прочным звеном в цепи непрерывного воспроизводства общественной жизни.

Г.В. Атаманчук подразделяет социальную эффективность государственного управления на три вида:22

Общая социальная эффективность. Она  раскрывает результаты функционирования системы государственного управления (т.е. совокупности государственных органов и управляемых ими объектов);

Информация о работе Анализ процессов становления и развития российской государственной службы (на примере Счетной палаты РФ)