Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:37, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является освещение вопросов действующей методики формирования резерва кадров на предприятии, изучение зарубежной и белорусской практики формирования кадрового резерва, результатов исследований проведенных в отечественных и зарубежных компаниях по проблемам формирования кадрового резерва, определение причин и целей создания, задач формирования кадрового резерва на материалах Строительно-монтажного поезда № 678 РУП «Трест Белтрансстрой».
Введение
1 Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале
1.1 Основные понятия и категории планирования трудовых отношений
1.2 Характеристика показателей обеспеченности предприятия персоналом
1.3 Понятие резерва кадров на предприятии
2 Анализ использования персонала предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности СМП-678
2.2 Анализ выполнения плана по труду
2.3 Состояние планирования трудовых показателей на предприятии
3 Практические аспекты формирования резерва кадров на предприятии
3.1 Механизм планирования кадрового резерва
3.2 Разработка рекомендаций и анализ новшеств по формированию кадрового резерва
3.3 Прогнозирование эффективности рекомендуемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Для зачисления в резерв
в конкурсную комиссию на каждого
кандидата управлением
• справка-объективка по форме согласно приложению 11;
• характеристика с места работы, отражающая деловые и моральные качества кандидата, результаты его практической деятельности на занимаемой должности (в возглавляемом коллективе), показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемом коллективе;
• копии документов об образовании, переподготовке и повышении квалификации, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы [4].
Конкурсная комиссия рассматривает представленные на кандидата в резерв материалы, проводит собеседование с кандидатом для выявления деловых и личностных качеств, уровня знаний и навыков кандидата.
Конкурсная комиссия при отборе кандидата для зачисления в резерв руководствуется следующими критериями:
• результатами практической деятельности кандидата на занимаемой должности (в возглавляемом коллективе), показателями состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемом коллективе;
• деловыми и личностными качествами кандидата и его способностями к предстоящей работе, потенциальными возможностями;
• результатами последней аттестации кандидата;
• отзывами лиц, непосредственно работающих с кандидатом;
• возрастом кандидата и состоянием его здоровья.
После всестороннего изучения кандидата для зачисления в резерв конкурсная комиссия принимает решение:
• рекомендуется для зачисления в резерв (с указанием конкретной руководящей должности);
• не соответствует требованиям, предъявляемым к должности, для занятия которой он может быть зачислен в резерв.
Решение конкурсной комиссии, оформленное в виде протокола заседания, с представленными документами, передаются в десятидневный срок в отдел кадрового обеспечения управления правового и кадрового обеспечения Минтранса.
На основании решения конкурсной комиссии Министр принимает решение о зачислении кандидата в резерв и утверждает список резерва кадров по форме согласно приложению 12.
Учитывая профиль деятельности СМП-678 сравним изложенный выше механизм с действующим в Министерстве архитектуры и строительства.
Пунктами 3-8 инструкции данного министерства предусмотрено, что формирование резерва является обязательным для организаций государственной формы собственности и с долей государственной собственности в имуществе и включает:
• формирование резерва;
• подготовку лиц, зачисленных в резерв;
• продвижение зачисленных в резерв лиц.
В работе с резервом применяются современные кадровые технологии, включающие:
• систематический анализ кадровой ситуации и прогнозирование кадровых процессов;
• совершенствование форм и методов отбора работников для включения в резерв руководящих кадров;
• оценку эффективности их деятельности, координацию служебного продвижения, непрерывность повышения профессионального уровня [3].
Общими принципами работы с резервом являются:
• подбор кандидатов в состав резерва по их деловым и личностным качествам, готовности к управленческой деятельности в современных условиях;
• соблюдение возрастного ценза и профессионально-
• гласность работы с резервом.
Число работников, включаемых в резерв на должность руководителя, не должно быть менее двух. Включение в резерв производится с согласия кандидата. Включение в резерв на должность руководителей подведомственных Минстройархитектуры организаций производится по согласованию с местными исполнительными органами. Согласно пункту 12 данной инструкции в перечень должностей, находящихся в резерве руководящих кадров организаций Минстройархитектуры входят:
• руководители, главные инженеры, заместители руководителей, главные бухгалтеры государственных организаций;
• руководители, главные инженеры, заместители руководителей, главные бухгалтеры арендных предприятий;
• руководители, главные инженеры, заместители руководителей, главные бухгалтеры акционерных обществ [3].
Данный перечень не содержит таких должностей как руководитель филиала государственного предприятия. Проанализировав нормативную базу, можно сделать вывод, что такие субъекты хозяйствования, как Филиал «Строительно-монтажный поезд № 678» не входят в сферу стратегического кадрового планирования в республике. Следовательно, указанная проблема отдана «на откуп» самим субъектам хозяйствования. Осмелюсь предположить, что в данном случае отсутствие законодательно установленной необходимости кадрового планирования в большинстве случаев играет негативную роль в деятельности подведомственных предприятий. Об этом, лучше всяких слов, говорят показатели текучести кадров СМП-678.
В то же время постановка
на предприятии системы
Таким образом, штатное расписание СМП-678 представлено следующими руководящими должностями:
• начальник;
• заместитель начальника;
• главный инженер;
• главный бухгалтер.
Кроме того, логичным с учетом организации производственного процесса представляется формирование резерва следующих должностей:
• начальник планово-экономического отдела;
• начальник производственно-технического отдела;
• начальник отдела механизации и энергетики;
• начальник отдела снабжения;
• заведующий сектором по правовой, кадровой и социально-информационной работе.
Социальный резерв руководящих кадров – это, прежде всего, творческая молодежь. Учитывая наличие в городе Бресте высшего учебного заведения со строительным профилем образования, СМП-678 и другие предприятия-аналоги не должны иметь проблем с формированием социального резерва. Совершенно очевидно, что с точки зрения соответствия профиля специалистов данного ВУЗа штатным должностям предприятия, СМП-678 может укомплектовать штат выпускниками данного учебного заведения.
Для обеспечения преемственности поколений, а также эффективной работы отделов, считаю необходимым наличие в каждом структурном подразделении администрации предприятия молодых специалистов. Это обеспечивает «вливание свежей крови» и повышение квалификации всех специалистов отдела.
Здесь уместно определить критерий для категории молодого специалиста. Можно воспользоваться закрепленным в законодательных актах определением. В соответствии с п. 5 Положения о распределении выпускников, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 года № 1423 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 года, № 119, 5/1132) (далее - Положение) молодым специалистом молодым рабочим) признается выпускник, окончивший полный курс обучения, направленный на работу комиссией по персональному распределению и обязанный отработать по направлению на работу 2 года со дня заключения трудового договора с нанимателем.
Либо локальным нормативным актом, например, в рамках РУП «Трест Белтрансстрой», закрепить определение молодого специалиста для целей формирования резерва на предприятии. Например, речь может идти о молодых работниках, получивших профессиональное образование в учебных заведениях различного уровня, имеющих относительно небольшой стаж (опыт работы) (в обыденном словоупотреблении их нередко именуют молодыми специалистами) возрастом до 30-35 лет.
С такой позиции СМП-678 следует более активно работать с ВУЗами и ССУЗами, направлять заявки на прохождение практики будущими специалистами, принимать посильное участие в работе учебных заведений.
На 01.01.2007 года отсутствуют молодые специалисты (в возрасте до 35 лет) в следующих отделах:
• производственно-технический отдел;
• отдела механизации и энергетики;
• отдела снабжения.
Потенциальный резерв. Организационная структура филиала позволяет сформировать кадровый резерв этих должностей из числа работников филиала.
Таблица 3.1 - Список кандидатов в резерв должности заместитель начальника СМП-678 и их экспертов
Кандидаты в предварительный резерв (заместитель начальника СМП-678) |
Эксперты | ||
Руководитель |
Коллега |
Подчиненный | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Главный инженер |
Начальник СМП-678 |
Главный бухгалтер |
Начальник производственно-технического отдела |
Начальник производственно-технического отдела |
Начальник СМП-678 |
Начальник отдела механизации и энергетики |
Старший механик |
Предварительный резерв формируется из числа потенциального резерва. Его состав устанавливается по сравнительным оценкам управленческих качеств кандидатов.
Таблица 3.2 - Список кандидатов в резерв должности главный инженер СМП-678 и их экспертов
Кандидаты в предварительный резерв (главный инженер) |
Эксперты | ||
Руководитель |
Коллега |
Подчиненный | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Начальник отдела снабжения |
Начальник СМП-678 |
заведующий сектором по правовой, кадровой и социально-информационной работе |
Инженер отдела снабжения |
Начальник производственно-технического отдела |
Начальник СМП-678 |
Начальник отдела механизации и энергетики |
Старший механик |
В окончательный резерв входят только те работники, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям формирования резерва.
Таблица 3.3 - Список кандидатов в резерв должности главный бухгалтер СМП-678 и их экспертов
Кандидаты в предварительный резерв (главный бухгалтер) |
Эксперты | ||
Руководитель |
Коллега |
Подчиненный | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Заместитель главного бухгалтера |
Главный бухгалтер |
Бухгалтер 2-й категории |
Бухгалтер 2-й категории |
Бухгалтер 2-й категории |
Главный бухгалтер |
Бухгалтер 2-й категории |
Бухгалтер 2-й категории |
Учитывая невозможность
и неуместность давать оценку данным
категориям управленческого персонала,
ограничимся характеристикой
Так согласно пункту 9 указа Президента от 26 июля 2004 года № 354 возраст лиц, включаемых в резерв для занятия следующих должностей, как правило, не должен превышать:
• заместителей председателей горисполкомов (кроме Минского), райисполкомов, глав администраций районов в городах - 35 лет;
• председателей горисполкомов (кроме Минского), райисполкомов, глав администраций районов в городах, заместителей председателей облисполкомов и Минского горисполкома - 40 лет;
• заместителей министров, председателей государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь - 45 лет;
• министров, председателей государственных комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, - 50 лет.
Предварительный резерв формируется на основании экспертных оценок профессиональных и личных качеств кандидата в резерв (по результатам опроса и тестирования). Логичным в этой связи представляется организация в РУП «Трест Белтрансстрой» системы аттестации руководящих кадров либо системы повышения квалификации, что позволит совместить данные процессы - аттестацию и экспертную оценку.
Информация о работе Анализ использования персонала предприятия