Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:31, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ процесса подбора и управления персоналом, выявление наиболее общих и частных проблем этого явления и определение возможных вариантов их решений.
Выбранная цель предопределила следующие задачи:
- изучить теоретические основы подбора и управления персоналом предприятия.
- проанализировать конкретные потребности и специфические особенности подбора персонала на анализируемом предприятии, методы его расстановки по рабочим местам;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
Глава 1. Теоретические основы подбора и управления персоналом
на предприятии …………………………………………………………………9
1.1. Организационные основы подбора и управления
персоналом на предприятии………………………………………………..........9
1.2. Система управления персоналом на предприятии......................................18
1.3. Подбор персонала в системе управления персоналом………………..35
1.4 Поиск и технология найма персонала …………………………………38
1.5 Зарубежный опыт подбора и управления персоналом…….. …………50
Глава 2. Анализ подбора и управления персоналом в
ООО «Ренессанс кредит» …..…………….........................................................55
2.1. Анализ и характеристика деятельности предприятия
ООО «Ренессанс кредит». …………………………..........................................55
2.2. Методы подбора персонала, реализуемые
в ООО «Ренессанс кредит»………………………………………......................59
2.3. Организационная структура управления персоналом
предприятия ООО «Ренессанс кредит» ……………………………...............62
Глава 3. Анализ и совершенствование технологии
подбора и управления персоналом на предприятии
ООО «Ренессанс кредит» …………………………………….………………72
3.1 Предложения по совершенствованию подбора
персонала в ООО «Ренессанс кредит».………………………………………72
3.2 Рекомендации по системе мотивации персонала
в ООО «Ренессанс кредит»……………………………………………...…..75
3.3 Пути повышения эффективности управления персоналом в
ООО «Ренессанс кредит»…...…………………………………………………84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………...………98
Определение организационного положения сотрудников.
В случаях, когда рассматривается организационный аспект деятельности предприятия, уместно его персонал именовать сотрудниками, то есть совместно работающими коллегами.
Расстановка персонала по рабочим местам и организация их труда осуществляются на основе функциональных обязанностей, прав и характера ответственности каждой должности, содержащихся в должностных инструкциях.
Должностная
инструкция составляется на основе типовых
требований к должности, содержащихся
в квалифицированном
разработки
некоторых должностных
Согласно
новой парадигме бизнеса
Адаптирующая подсистема организационной системы управления персоналом предприятий способствует продолжению и развитию предприятия в условиях внешней среды.
Профориентация является первым элементом организационной системы. Основная функция этого элемента состоит в формировании престижа работы, в стимулировании ее привлекательности, а так же в выявлении профессиональных способностей и склонностей у потенциальных работников обрести умелость его выполнения.
Профориентационная работа осуществляется в трех формах.
1. Профессиональное просвещение - начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности.
2. Профессиональная информация - система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, с условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала.
3. Профессиональная консультация - оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности, обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направления переобучения.
Профориентация решает следующие задачи:
• информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности;
• создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
• выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Положение работника на предприятии определяется условиями профотбора и найма потенциальных сотрудников. Профотбор производится в нескольких формах:
1.
Подбор - выбор из нескольких
2.
Профессиональный набор - массовое
назначение или выбор на
3. Выдвижение -назначение сотрудника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность;
4. Ротация - назначение, при котором место работы меняется в соответствии с принципом: «найти нужному сотруднику нужное место». В этом случае формируется сотрудник с квалификацией широкого профиля.
В ходе профотбора, а также периодически в процессе деловой деятельности проводится деловая оценка сотрудника на предмет его соответствия запросам предприятия.
Приступив к новой работе, либо к труду впервые, сотрудник сначала адаптируется к непривычным условиям.
Трудовая адаптация содержит три элемента:
1.
Психофизиологический элемент —
2.
Социально-психологический
3. Профессиональный элемент - овладение профессиональными навыками в новых условиях.
Процесс трудовой адаптации протекает в соответствии с установленными закономерностями в несколько этапов.
Первый этап — ознакомительный — получение общих представлений о рабочем месте (длительность - два — три месяца).
Второй этап - ассимиляция - приспособление к работе; усвоение опыта, накопленного трудовым коллективом; самооценка собственных возможностей. Для данного периода характерны неуверенность в правильности поведения, низкий уровень производственной активности, отсутствие опыта и привычки к систематически организованному труду. Продолжительность ассимиляции - до шести месяцев.
Третий этап — переход к самостоятельной деятельности — формируется положительная оценка своего труда. Этап длится от восьми до двенадцати месяцев.
Четвертый этап — полная самостоятельность — утверждение чувства собственной значимости для предприятия и трудового коллектива. Это сопровождается стабилизацией положения работника на производстве.
Пятый этап - идентификация - период профессионального мастерства.
который приходится на конец второго года работы. Характерным признаком его является то, что человек сливается с работой, отождествляя личные интересы и цели коллектива.
Профессиональное развитие сотрудников предприятия отражается в их деловой карьере. Различают следующие виды деловой карьеры:
• профессиональная карьера - последовательная смена стадий развития конкретного человека в процессе своей профессиональной деятельности. Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, наконец, уход на пенсию. Эти стадии человек может переживать последовательно на разных этапах;
• внутриорганизационная карьера - последовательная смена стадий развития работника в рамках одного предприятия.
Для того, чтобы управлять карьерой, требуется информация о том, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. С этой целью проводится специальные исследования, результаты которых оформляют в виде карьерограммы. В основу ее построения закладываются известные общие для всех сотрудников закономерности развития деловой карьеры. Выделяют следующие этапы карьеры.
Предварительный этап - длится до 25 лет и включает учебу в школе и получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу не находит такой вид деятельности, то начинается процесс самоутверждения его как личности.
Этап становления - длится примерно пять лет, охватывая возраст от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его начинают беспокоить безопасность существования и
забота о своем здоровье. Обычно на этапе становления образуются семьи, поэтому появляется желание получать высокую заработную плату.
Этап продвижения — протекает в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации. Работник активно продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости. Начинается самовыражение работника как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности. Усилия работника сосредоточены на вопросах, касающихся увеличения размеров оплаты труда и заботы о здоровье.
Этап сохранения - характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и протекает в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение вследствие активной деятельности и специального обучения. Работник заинтересован передать свои знания молодежи. Поэтому данный период характеризуется творческим самовыражением. Возможен подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к окружающим, достигшим своего положения честным трудом, и к себе со стороны окружающих. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда. Проявляется все больший интерес к другим источникам дохода.
Этап завершения — протекает в возрасте от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность. Наблюдается кризис карьеры. Он проявляется в том, что работник все меньше получает удовлетворения от работы и испытывает состояние психологического и физиологического дискомфорта. Однако на этапе завершения самовыражение и уважение к себе и к окружающим людям
достигают апогея. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремится увеличить и другие источники дохода, которые компенсировали бы отсутствия заработной платы при уходе на пенсию.
Пенсионный этап карьеры — ее завершение. Появляется возможность для самовыражения других видах деятельности, которые были невозможны в период работы или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). стабилизируется уважение в среде пенсионеров.
Сотрудник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей ему необходимо добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
В результате карьерного роста сотрудников происходят трудовые перемещения. В основе их лежит социальный закон перемены труда.
Его действие обусловлено следующими причинами:
• Развитием производства, способствующим возникновению потребности в новых кадрах;
• Развитием человеческих ресурсов, стремлением человека выбрать занятие по интересам в соответствии со способностями, а также желанием увеличить свой доход или изменить место обитания, улучшить социально-жилищные условия.
Различают следующие виды трудовых перемещений.
1. Профессиональное перемещение - перемена трудовых функций, переход к другой специальности внутри одной и той же профессии, овладение новой профессией. Разновидности перемещения этого вида -межпрофессиональное и междолжностное.
2. Функциональные - перемещения работников из одной категории персонала в другую.
3. Квалификационные - перемещение работника от одного уровня квалификации к другому.
4. Территориальные - перемещение работников между экономическими районами, городами и населенными пунктами.