Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:31, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ процесса подбора и управления персоналом, выявление наиболее общих и частных проблем этого явления и определение возможных вариантов их решений.
Выбранная цель предопределила следующие задачи:
- изучить теоретические основы подбора и управления персоналом предприятия.
- проанализировать конкретные потребности и специфические особенности подбора персонала на анализируемом предприятии, методы его расстановки по рабочим местам;
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................2
Глава 1. Теоретические основы подбора и управления персоналом
на предприятии …………………………………………………………………9
1.1. Организационные основы подбора и управления
персоналом на предприятии………………………………………………..........9
1.2. Система управления персоналом на предприятии......................................18
1.3. Подбор персонала в системе управления персоналом………………..35
1.4 Поиск и технология найма персонала …………………………………38
1.5 Зарубежный опыт подбора и управления персоналом…….. …………50
Глава 2. Анализ подбора и управления персоналом в
ООО «Ренессанс кредит» …..…………….........................................................55
2.1. Анализ и характеристика деятельности предприятия
ООО «Ренессанс кредит». …………………………..........................................55
2.2. Методы подбора персонала, реализуемые
в ООО «Ренессанс кредит»………………………………………......................59
2.3. Организационная структура управления персоналом
предприятия ООО «Ренессанс кредит» ……………………………...............62
Глава 3. Анализ и совершенствование технологии
подбора и управления персоналом на предприятии
ООО «Ренессанс кредит» …………………………………….………………72
3.1 Предложения по совершенствованию подбора
персонала в ООО «Ренессанс кредит».………………………………………72
3.2 Рекомендации по системе мотивации персонала
в ООО «Ренессанс кредит»……………………………………………...…..75
3.3 Пути повышения эффективности управления персоналом в
ООО «Ренессанс кредит»…...…………………………………………………84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…………93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………...………98
основе документов согласно принятой на предприятии системы отчетности.
Оценка
эффективности использования
Социальная
система управления персоналом предприятия
нацелена на повышение
Функциональная подсистема социальной системы управления персоналом направлена в первую очередь на выявление потребностей работника. Диагностирование социальной среды предприятия и уровня конкурентоспособности персонала позволяет определить факторы, влияющие на формирование и удовлетворение потребностей работников предприятия в области социального развития. Диагностирование социальной среды предприятия осуществляется с помощью социологического опроса.
Формирование и степень удовлетворения социальных потребностей работников в производственных условиях - качество социальной среды -определяются следующими факторами:
- Общими условиями, характеризующимися графиком работы предприятия; возможностью заработка; социальными льготами; возможностью продвижения по службе; наличием условий для повышения
квалификации.
- Условиями работы; безопасностью работы; соблюдением санитарно-гигиенических и физиологических норм по загазованности, температурному режиму, шуму; эстетическим условиям места работы.
-
Организационно-техническим
- Содержанием работы, определяемой сложностью ее выполнения, необходимостью решения новых проблем наличием в составе рабочих операций элементов управления.
- Организацией оплаты труда, применяемой системы оплаты труда; размера заработка; порядка распределения премий, поощрений, дивидендов.
- Организацией работы социальной инфраструктуры предприятия, характеризующейся организацией работы столовой, буфета, состоянием бытовых помещений, медицинским обслуживанием, возможностью приобретения путевок на курорты, в санатории, оказанием других услуг.
-
Межличностными отношениями,
-
Духовно-нравственным климатом
Важным элементом социальной системы управления персоналом предприятия является социальное планировании и обучение. Особенность текущего момента функционирования предприятий состоит в том, что для выполнения престижных работ сотруднику необходимо иметь непрерывно расширяющийся объем профессиональных знаний, который устаревает ускоряющимися темпами. Это связано с тем, что научно-технический прогресс имеет тенденции сокращения длительности цикла и повышения его амплитуды, соответствующей уровню развития, что требует непрерывного
обновления знаний, необходимый объем которых постоянно увеличивается. В таких условиях учебные заведения не в состоянии дать весь необходимый объем знаний в процессе базового образования.
Обучение сотрудников осуществляется в несколько стадий.
1. Первичное обучение - формирование знаний и навыков у работников без специальности.
2.
Вторичное обучение
(переквалификация) -
приспособление имеющейся
Обучение может осуществляться в одной из двух форм:
• обучение на рабочем месте;
• обучение вне работы - с отрывом от производства и без отрыва от производства.
Мотивация трудовой деятельности и организационного поведения способствует возникновению совокупности внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей в рамках социально-трудовых отношений.
Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами являются: наемный работник; союз наемных работников; работодатель; союз работодателей; государство.
Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на разных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:
1)
от рождения до окончания
Трудовое
поведение сотрудников и
работника, а субъективные обусловлены внутренним состоянием людей: их настроением, интересами, потребностями, особенностями личности. Первые факторы лежат в основе внешней регуляции трудового поведения, вторые - в основе внутренней регуляции. Внешняя регуляция трудового поведения предполагает создание такой трудовой экономической ситуации, которая заставляет человека действовать тем или иным образом.
К внешним регуляторам трудового поведения относятся:
- волевое воздействие на поведение людей, например приказы руководителя;
- стимулы к труду, а именно: содержание, оплата, условия труда, его организация и т.д.;
- ценности и социальные нормы, общепринятые в коллективе. Внутренняя регуляция трудового поведения, или трудовая мотивация, заключается в формировании внутренних побуждений, регулирующих поведение человека, - потребностей, интересов, мотивов.
Источником
мотивации являются потребности. Потребность
-нужда в чем-либо необходимом
для поддержания
Мотив - состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом.
Социальное страхование и социальное обеспечение — система выплат работнику, осуществляемых на уровне предприятия и государства.
Социальное страхование — одна из основных форм социальной защиты, непосредственно связанная с трудовой деятельностью, гарантированная государством система материального обеспечения граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, старости, других социальных и профессиональных рисков.
Социальное обеспечение - система социальных выплат и льгот, осуществляемых на уровне предприятия, из сформированных специальных
социальных фондов или фондов социального потребления.
Управление стрессами и конфликтами способствует решению кадровых проблем.
Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Основные составляющие конфликта:
• субъекты (участники конфликтного взаимодействия);
• объект (то, что вызывает противоречие у участников);
• инцидент;
• причины;
• методы регулирования и диагностики конфликта.
Стадии развития конфликта: предконфликтная; собственно конфликтная; послеконфликтная.
3. Организационная система управления персоналом предприятия.
Организационная система управления персоналом предприятия нацелена на формирование, сохранение и развитие конкурентоспособности предприятия, то есть трудовой организации.
Функциональная подсистема организационной системы управления персоналом направлена в первую очередь на формирование кадровой службы, включая обеспечение внутренних условий ее функционирования. Вслед за тем данная служба путем формирования штатного расписания и должностных инструкций сотрудников предприятия сама выстроит свою организационную подсистему правовой основы организационного порядка и организационной культуры.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом на современном предприятии является отдел кадров. На него возложены функции по приему и увольнению работников и в некоторых случаях - по организации их обучения, повышению квалификации и переподготовке.
Отделы кадров чаще всего структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями предприятия, которые самостоятельно выполняют функции управления персоналом. В результате кадровые службы, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми и в профессиональном отношении.
Формирование дееспособной системы управления персоналом необходимо начинать с создания службы управления персоналом нового типа. Такие службы организуются на базе традиционных отделов кадров, организации труда и заработной платы, охраны труда и техники безопасности и др. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций от чисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управления профессиональным продвижением, предотвращения конфликтов, изучения рынка трудовых ресурсов и т.п.
Формирование
организационной структуры
• структуризацию целей управления персоналом;
• определение состава функций управления, позволяющих реализовывать эти цели;
• формирование состава кадровой службы;
• определение прав и ответственности работников службы;
• расчет трудоемкости функций и численности службы, построение конфигурации организационной структуры.
На
начальном этапе развития служба
управления персоналом функционирует
как штабное звено с
Количественный состав службы управления персоналом определяется:
• организационно-штабными структурами;
• уставом предприятия;
• общей численностью работников предприятия;
• конкретными условиями и характерными особенностями предприятия, связанными со сферой его деятельности;
• масштабами и разновидностями отдельных производств;
• наличием филиалов;
• социальной характеристикой предприятия;
• сложностью и трудоемкостью решаемых задач;
• квалификацией работников.
По данным зарубежной литературы, общая численность сотрудников службы управления персоналом обычно составляет 1,0 -1,2% от общей численности коллектива. Кроме того, необходимо учитывать, что многие работники предприятия, участвуют в подготовке и реализации кадровых решений в рамках деятельности служб управления персоналом, не состоят в его штате. К ним относится значительная часть профессоров и преподавателей учебных центров и университетов, инженеров - участников вербовочных бригад в вузах.