Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является не просто провести анализ хозяйственно-производственной деятельности машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова, но и на основе выявленных отрицательных сторонах и упущениях сформулировать свои предложения по усовершенствованию организации и решению конфликтных ситуаций на предприятии.
Введение……………………………………………………………..……… 3
1.1. Природа возникновения конфликта………………………………... 5
Сущность конфликта, его понятие……………………………… 5
Типы конфликтов………………………………………………… 9
Причины конфликтов……………………………………………. 15
Модель процесса конфликта………………………………………19
1.2 Управление конфликтом……………………………………………... 23
Структурные методы разрешения конфликта………………… 23
Межличностные стили разрешения конфликтов……………… 25
Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации………………………………………………. 27
2. Анализ деятельности организации………………………………………..36
2.1 Исторические сведения об организации…………………………36
2.2. Основные направления деятельности организации…………….38
2.3. Организационная структура предприятия……………………… 40
2.4. Основные показатели деятельности организации……………… 43
2.4.1. Номенклатура изделий, выпуск продукции…………… 43
2.4.2. Анализ финансовых результатов…………………………48
2.5. Основные факторы внешней среды………………………………51
2.5.1.Поставщики……………………………………………… 51
2.5.2.Потребители……………………………………………… 52
2.5.3.Предприятия-конкуренты…………………………………53
2.6. Управление конфликтами на исследуемом предприятии………55
2.7.Направления по совершенствованию деятельности организации…….58
Заключение……………………………………………………………………63
Список использованной литературы…………………………………… … 65
4. Модель процесса конфликта.
Рис.
3 представляет модель конфликта как процесса.
Из нее видно, что существование одного
или более источников конфликта увеличивает
возможность возникновения конфликтной
ситуации в процессе управления.
Однако, даже и при большей возможности
возникновения конфликта, стороны могут
не захотеть реагировать так, чтобы и дальше
усугублять ситуацию. Одна группа исследователей
обнаружила, что люди не всегда реагируют
на конфликтные ситуации, которые влекут
за собой малые потери
или которые они считают малоопасными.
Другим словами, иногда люди понимают,
что потенциальные выгоды участия в конфликте
не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации
выражается следующим: “На этот раз я
разрешу ему поступить по-своему”.9
Управленческая
ситуация
Источники
конфликта
Возможность
разрастания конфликта
на ситуацию происходит
Конфликт
происходит
Управление
конфликтом
Функциональные
и дисфункциональные
последствия
рис.3. Модель конфликта как процесса.10
Однако, во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”11. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.
Следует заметить, что вовлечение в конфликт в коммерческой деятельности большого количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество альтернатив и исходов, что является важной позитивной функцией конфликта, связанной с увеличением кругозора.
Позитивные |
Негативные |
Разрядка
напряженности между |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах как оврагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное
увлечение процессом |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива. |
Диагностика возможностей оппонента |
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Варианты развития конфликта |
Проведение переговоров |
1. Напряженность, несогласие |
Проводить рано, составляющие конфликта не определены |
2. Соперничество |
Уместны |
3. Агрессивность |
С участием третьей стороны |
4. Насилие, военные действия |
Невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Напряженность с течением времени в предконфликтный период (t0 – t1) постепенно (1) или лавинообразно (2) нарастает, а затем достигает наибольшего значения в момент кульминации t2 и ниспадает. Следует заметить, что зачастую конфликтное взаимодействие имеет продолжительность (t3 – t1) всего около 1 мин., а послеконфликтный период может быть больше его в 600 – 20000 и более раз. Причем показатели конфликтов для обеих сторон могут не содержать выйгрышных показателей, т. е. один ущерб.
2.2: Управление конфликтом.
1. Структурные методы разрешения конфликта.
` Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Существует четыре структурных метода разрешения конфликтов15.
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.
Систематическое
скоординированное
2 Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов16:
Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.
Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта17:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После
того, как проблема определена,
определите решения, которые
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте
атмосферу доверия, увеличив
5. Во
время общения создайте
3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации.
Сложность управления предприятием в кризисной ситуации обусловлена следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом работы менеджера. Рекомендуемая в специальной литературе модель разрешения данной проблемы состоит в том, чтобы привести конфликтующие стороны к совместному обсуждению проблемы. Для этого руководитель должен выступить в роли нейтрального организатора встречи, который направит дискуссию в русло научного поиска решения проблемы и поспособствует налаживанию диалога. Однако, такие простые способы разрешения конфликтов на практике вызывают большие сложности. Самая большая ошибка, которую может совершить руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе18. В данной ситуации возможны следующие ошибочные действия: чрезмерно критическая оценка событий, постоянное игнорирование интересов работников, предъявление огромного количества претензий активно поддерживать сотрудничество внутри организации. Но простые схемы разрешения конфликта не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории бурно развивающихся и краткосрочных в вяло текущий, систематически обостряющийся без видимых очертаний периода его полного разрешения. Во многом такое положение обусловливается неправильным представлением руководителя о природе конфликта и использованием несоответствующего инструмента. Известно, что в условиях кризиса многие характеристики конфликта изменяются качественно, что не дает положительных результатов при использовании традиционных подходов к анализу спорных ситуаций. Выход из этого методологического тупика можно найти в подходе к анализу конфликта с позиций теории организации. Основным методологическим моментом в данном подходе является рассмотрение организации как комплекса отношений между организационными единицами. Это с одной стороны. С другой - развитие организации рассматривается как усложнение коммуникаций между организационными единицами, переход к сетевым принципам их организации. Более того, развитие организации, как правило, сопровождается увеличением количества организационных единиц, а также расширением набора функций, реализуемых ими. Диагностика видов конфликтов, выбор подхода к его разрешению с последующим подбором методов вмешательства - это традиционные этапы работы консультанта. Эффективный консультант - это, прежде всего, умение видеть многообразие аспектов конфликта и творческий выбор методов работы. Вместе с тем, опыт разрешения конфликтов указывает на определенную последовательность действий для конструктивного управления им.